?
Типы психологического отношения к табакокурению некурящих представителей молодежи (предварительные результаты исследования)
В настоящее время в связи с активной пропагандой здорового образа жизни, принятием мер запрета табакокурения актуальным становится рассмотрение психологических особенностей некурящего человека и его отношения к табакокурению, что позволит выявить, какой компонент психологического отношения оказывает наибольшее влияние на принятие решения об отказе от курения. В статье представлены предварительные результаты эмпирического исследования типов психологического отношения к табакокурению. Исследование было проведено весной 2015 года, в нем приняли участие студенты Московского авиационного института, Московского педагогического государственного университета, Московской школы экономики Московского государственного университета. Методологическим основанием данного исследования является концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности. В структуре психологического отношения авторы выделяют когнитивный компонент (знание и признание вреда курения для организма), эмоциональный компонент — эмоциональная оценка феномена табакокурения, поведенческий компонент — готовность отстаивать свое право на «бездымное» пространство при столкновении интересов с курящим человеком. На основании теоретического анализа социально-психологических исследований проблемы табакокурения и феномена «отношения» было выдвинуто предположение о наличии пяти типов психологического отношения к табакокурению, построенных на соотношении эмоционального и поведенческого компонентов психологического отношения: нейтральный, эмоционально-негативный, противоречивый, отстаивание своих прав, резко негативный. Для сбора эмпирических данных были использованы следующие методики: авторская анкета, направленная на изучение психологического отношения к табакокурению, «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», Цветовой тест отношений применительно к табакокурению, Семантический дифференциал. Для выделения групп испытуемых был использован кластерный анализ. В результате проведенного анализа были выделены четыре кластера. Респонденты, попавшие в первый кластер, соотносятся с 5 теоретическим типом, респонденты второго — с 1 типом, респонденты третьего и четвертого кластеров соотносятся со 2 теоретическим типом, однако имеют значимые различия по когнитивному компоненту психологического отношения. Отсутствие групп респондентов, чьи результаты соотносились бы с третьим и четвертым теоретическими типами, требует дальнейшего изучения.