• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 28 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Долгорукова Н. М. Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 213-216.

В данной статье автор исследует влияние литературной теории, сложившейся в античной риторике (на примере трех жанров: historia, argumentum и fabula) на труды таких средневековых мыслителей и историков, как Маркобий, Исидор Севильский и Вальтер Мап. 

Добавлено: 24 октября 2013
Статья
Родькин П. Е. Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 249-257.

Брендинг территорий выделен в качестве самостоятельной дисциплины в образовательных программах многих российских региональных и федеральных вузов, но методические рекомендации по организации учебного процесса, в частности внедрение исследовательской и проектной работы, недостаточно разработаны. Статья посвящена описанию успешного опыта внедрения проектной работы как важной составляющей учебной дисциплины «Брендинг территорий» на примере одноименного курса, входящего в часть магистерской программы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В статье приводится тематический план дисциплины, состоящей из лекционных и семинарских занятий. Лекционная часть курса включает рассмотрение существующих моделей, методики и опыта различных проектов в области территориального брендинга и маркетинга, основанного на показе и последующем обсуждении визуального и мультимедийного материала. В рамках семинаров проводится проектная исследовательская работа по созданию облака ассоциаций территории, организация, методология, инструменты создания которого описаны в статье. Последовательность лекций и сопряженной с ними проектной работы связана с методологией и последовательностью действий в реальном процессе разработки территориального бренда.

Представленный подход решает задачи введения элементов практической работы, является необходимым инструментом подготовки специалистов в области брендинга территорий и обладает практической значимостью для российского рынка интеллектуальных

услуг в целом. Результаты исследований могут быть использованы слушателями курса и участниками проекта для продолжения работы в сфере территориального брендинга, маркетинга, дизайн(проектирования, культурологических исследований, а также отправной точкой для дальнейших социологических исследований.

Добавлено: 15 июля 2017
Статья
Долгорукова Н. М. Знание. Понимание. Умение. 2013. № 3. С. 217-220.

В статье исследуется «Historia Regum Britanniae» Гальфрида Монмутского, латинский текст пер. тр. XII в., закладывающий фундамент для так называемой «артуровской литературы», его рецепция у историков XII веке, а также его стилистические особенности. 

Добавлено: 24 октября 2013
Статья
Макарова Т. Л., Макаров С. Л. Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 87-92.

В статье предложен новый метод, разработаны программа и база данных для исследования моды и дизайна, позволяющие рассмотреть моду за период любой длины. Использование метода позволяет решить проблему прогнозирования развития тенденций моды и дизайна костюма (среды, рекламы), что необходимо для промышленного проектирования на высоком уровне. Выявлены информационнознаковые системы коллекций женской одежды «прет-а-порте» Дома моды «Max Mara».

Добавлено: 2 апреля 2015
Статья
Коваль С. В. Знание. Понимание. Умение. 2019. № 3. С. 237-244.

В статье излагается анализ философии права Р. М. Дворкина (1931–2013), представителя англо*американской аналитической философско*правовой традиции. Категорию прин* ципов Дворкин вводит как инструмент для критики правового позитивизма Г. Л. А. Харта (1907–1992) и как теоретическую базу своей правовой теории. Принципы, согласно Дворкину, являются правовой категорией и действуют наравне с нормами. Принципы от* носятся к более общему понятию «стандарты», так же как и стратегии, поэтому для Двор* кина важно разграничение принципов и стратегий. Принципы ориентируются на права, а стратегии на коллективную цель. Отличается понимание принципов Дворкиным и пози* тивистами, что влияет на определение пределов права. Ссылаясь на хрестоматийные прецеденты, Дворкин показывает, что принципы обоснова* но входят в объем понятия права и доказывают несостоятельность подхода Харта: во*пер* вых, его теории сложных дел, согласно которой судья в отсутствие нормы или ясной нор* мы, выносит решение, основанное на судейском усмотрении; во*вторых, трактовки пра* ва как открытой текстуры, которая может упускать из своего круга регулирования те или иные случаи, вследствие чего судья своим решением создает новые права и обязаннос* ти. В*третьих, через принципы Дворкин критикует норму признания — основополагающую норму или критерий, который определяет, что относится к праву, а что нет.

Добавлено: 17 февраля 2020
Статья
Купрейченко А. Б., Журавлев А. Л. Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 75-82.
Добавлено: 10 декабря 2010
Статья
Жукова Н. В. Знание. Понимание. Умение. 2013. № 6 (ноябрь-декабрь).

Статья посвящена культурфилософскому анализу локальной культуры Эльзаса. Автор исследует понятие локальной культуры с позиции цивилизационизма и определяет культуру Эльзаса как систему ценностей исторически определенной общности людей, существующей в рамках одних границ, а также выделяет специфические черты локальной культуры пограничного синтетического типа

Добавлено: 13 ноября 2013
Статья
Ледяев В. Г., Ледяева О. М. Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 11-18.

В либеральной традиции легитимность обычно рассматривается как результат более или менее осознанного и свободного выбора граждан. Однако проведенный в статье анализ позволяет заключить, что внешне добровольные практики подчинения субъектам политической власти не-редко оказываются результатом скрытого осуществления власти в форме силы и принуждения. При этом в настоящее время имеет место возрастание роли принуждения (угрозы силы) в континууме «сила-принуждение», скрытых (латентных) форм силы и принуждения и властных практик, опирающихся на т.н. «правление предвиденных реакций». Эти практики реально ограничивают возможности выбора деятельности объекта, снижая вероятность возникновения альтернативных форм социальной организации и/или режима, и стимулируют принятие сложившейся системы через повышение издержек и рисков в случае «неправильного» выбора. Тем самым политический авторитет принимается не (столько) в силу добровольного и осознанного выбора, а в результате отсутствия реальных альтернатив и/или давления. Таким образом, процесс легитимизации власти в любом социуме является крайне сложным и запутанным; фактически имеют место до-вольно разные комбинации и конфигурации «легитимности», отражающие вариативность отношений в современном обществе.

Добавлено: 5 ноября 2014
Статья
Купрейченко А. Б., Шляховая Е. В. Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 191-196.

Возможности Интернета вызывают горячие споры среди его приверженцев и противников. Тем не менее, число пользователей «Всемирной паутины» в России зимой 2010-2011 годов составляло 50,3 миллионов человек при тенденции увеличения (Аналитический бюллетень, зима 2010-2011). Этим обусловлена актуальность изучения медийной электронной коммуникации, то есть Интернет масс-медиа, на котором фокусировалось выполненное исследование. Основная цель статьи – описать содержание медиадоверия как интегрированного социально-психологического феномена и выявить его особенности при различных видах информации, передаваемой в процессе электронной массовой коммуникации (электронных масс-медиа).

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Афанасов Н. Б. Знание. Понимание. Умение. 2020. № 1. С. 226-236.

В статье с позиций современной социальной философии и философии культуры рассматривается аниме One-Punch Man (2015–2019). Основная гипотеза состоит в том, что One-Punch Man лучше многих других произведений ответил на потребность в новой искренности, возрождении аффекта и помог справиться с утомляющим характером бесконечной иронии постмодернизма. Предпринятое исследование концептуализирует кризис жанра супергеройских фильмов и комиксов. Новый образ героя, предложенный в рассматриваемом аниме, основан на специфической визуальной семиотике. Это устремление рассматривается как попытка обновить жанр в соответствии с растущей популярностью постироничного модуса мышления. Рассуждая о будущем культуры, автор делает предположение, что бесконечная ирония контрпродуктивна для самой популярной культуры. Ее интеллектуальное снятие, которое могло бы удовлетворить искушенный запрос современного потребителя, требует когнитивного усложнения и тонкой работы с визуальным. Отталкиваясь от решающего значения визуального в современности, автор демонстрирует, как при помощи визуального производится сложное высказывание.

Добавлено: 31 марта 2020
Статья
Крючкова С. Е. Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 86-92.

Статья посвящена анализу педагогической деятельности софистов, основными принципами деятельности которой были рационализм и скептицизм. Автор пересматривает традиционную негативную оценку деятельности софистов.

Добавлено: 16 июня 2013
Статья
Вострова Г. А. Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 63-71.

В статье ставится задача анализа творческой конструктивности акта воображения как существенного и трансцендентального условия сознания в феноменологии творчества раннего Сартра; обнаружения историко-философских предпосылок обозначенной позиции (в частности, точки зрения А. Шопенгауэра в трактовке способности эстетического созерцания), выявления аналогий намеченного подхода в теории искусства XX в. (речь идет о принципе преображения Н. Евреинова). 

Добавлено: 27 марта 2015
Статья
Родькин П. Е. Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 204-211.

Статья посвящена критическому анализу проблемы устранения человека из процесса коммуникации вследствие возникновения непреодолимого посредника на примере внедрения и функционирования систем управления обучением (LMS). В информационном обществе таким посредником становятся «нечеловеческие» технологии, полностью исключающие субъективность, вариативность и непредсказуемость. В пользу полной прогнозируемости и прозрачности система ограничивает и определяет профессиональные и человеческие отношения: посредник становится барьером для всех субъектов и социальных действий.

В работе поднята проблема формирования автоматизированного, сверхрационализированного и дегуманизированного типа социальных отношений в процессе развития современных средств коммуникаций, управления и контроля. Применительно к системам управления учебным процессом данная проблема рассматривается в контексте отчуждения личности от процесса обучения. Причиной отчуждения становятся качественные изменения функций коммуникационных посредников на уровне социальных институтов.

Новые технологии связаны с бесспорным удобством управления. Но разрушение социальных норм и сложившихся в них конвенций на самых разных уровнях, что происходит в рамках становления новых технологий, ведет к последовательному демонтажу традиционного общества. Пока коммуникационный посредник вводится между субъектами, разделенными функционально разным социальным статусом (преподавателя и студента), процесс не вызывает беспокойства. Но данный принцип имеет тенденцию к распространению на все социальные объекты, что может привести к новому типу власти.

Добавлено: 2 января 2016
Статья
Сабельникова Е. В., Хмелева Н. Л. Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 194-204.

В данной статье авторы рассматривают международные образовательные исследования. Целью статьи является обзор наиболее масштабных исследовательских международных образовательных проектов в области послешкольного образования. Рассматриваются такие проекты, как «Оценка результатов обучения в высшем образовании» (AHELO), «Программа международной оценки компетенций взрослых» (PIAAC), а также «Международное исследование преподавания и обучения» (TALIS) и «Международное исследование навыков по отношению к занятости и производительности труда» (STEP).

Целью перечисленных исследований является оценка компетенций, т. е. способности применять знания и навыки в нестандартных или новых ситуациях профессионального или повседневного характера, а также факторов, влияющих на уровень компетенций. В статье описываются методология проектов, структура измерительных материалов, объем и состав выборки, реализовывался ли проект в Российской Федерации.

Результаты обзора позволяют сделать вывод о необходимости участия Российской Федерации в масштабных исследовательских международных проектах с целью включения в международные базы данных, получения возможности реализации сравнительных исследований и последующего анализа, которые позволят понять сильные и слабые стороны российской образовательной системы, оценить риски и возможности, а также использовать наилучшие международные практики и опыт при модернизации образовательного сектора. Основываясь на результатах вышеперечисленных проектов, Россия сможет более эффективно формировать и использовать необходимые компетенции, поддерживая и внедряя идею обучения взрослых людей в течение жизни, преодолевая существующие несоответствия спроса-предложения на специалистов различной квалификации.

 

Добавлено: 11 января 2016
Статья
Родькин П. Е. Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 300-303.

В статье рассматриваются основные художественные проблемы и приемы создания одного из важнейших элементов русской футуристической книги — обложки.

Добавлено: 3 сентября 2015
Статья
Афанасов Н. Б., Павлов А. В. Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 46-62.

В статье рассматривается одна из последних попыток «переписывания» постмодернизма, предпринятая американским философом Кристианом Морару, известная под названием «космодернизм». Авторы воссоздают ход дискуссии о необходимости построения нового философского проекта взамен постмодернизму Фредрика Джеймисона, на которую опирался в своей философской работе Морару. Статья предлагает историко-философскую реконструкцию становления теории космодернизма в её связи со спорами вокруг постпостмодернизмов начала XXI века, а также вносит ясность в вопрос соотношения концепций «космодернизма» и «планетаризма», являющихся историческими наименованиями одного проекта. Критическое рассмотрение концепции космодернизма/планетаризма описывает методологию работы Морару, состоящую в анализе литературных произведений с середины XIX века до наших дней, которые демонстрируют, по мнению философа, наиболее репрезентативные черты современности. В рамках анализа теории и её сопоставления с конкурирующими социально-философскими проектами, такими, как диджимодернизм и метамодернизм, выделяются наиболее интересные для актуальной социальной философии стороны космодернизма:  указание на размывание субъект-объектных границ в современности, анализ феномена нетовизации пространств и объектов, переосмысление характера завершающейся глобализации, перспективы омирщвления дискретного мира до культурного концепта планеты. Слабыми сторонами философской работы Морару является концентрация исключительно на авангардной литературе, что ограничивает автора в возможности работы с эмпирическим материалом современности, и ослабляет позиции его теории в сравнении с другими проектами. Основной предмет исследования Морару – литература –, имплицитно наполненный этическим пафосом, привносит в концепцию космодернизма элемент утопического долженствования и выводит из сферы внимания философа другие важные феномены современной культуры, что делает замысел Кристиана Морару даже менее пригодным для анализа современности, чем постмодернизм.

Добавлено: 4 июля 2019
Статья
Долгорукова Н. М. Знание. Понимание. Умение. 2015. № 2. С. 189-196.

В центре внимания автора статьи - фрагмент лэ Марии Французской «Жимолость» в котором описывается, как была подготовлена встреча Тристана и Изольды, и который уже не один век вызывает оживленные дискуссии исследователей. Сначала Мария сообщает нам, что Тристан сломал ветвь орешника, обстругал ее и вырезал на ней ножом лишь свое имя. Однако ниже приводится целая история бедствий Тристана, сравнение влюбленных со сплетенными орешником и жимолостью и даже обращение рыцаря к его прекрасной подруге. Все это, по словам Марии, сообщит Изольде найденная палочка Тристана, но такое указание вызывает целый ряд вопросов, возникающих из-за неправдоподобности описываемого эпизода. Как, например, мог Тристан вырезать на палочке шестнадцать строк, как Изольда смогла прочитать их, сидя верхом на лошади, почему Тристан не побоялся оставить на проезжей дороге столь откровенное послание своей возлюбленной... Автор статьи предлагает трактовать этот эпизод, используя своего рода «теорию аббревиатур», которая не только проливает свет на строки Марии Французской о послании Тристана, но и объясняет ряд загадочных упоминаний употребления рун и огама в древнеанглийской лирике и древнеирландском эпосе. В конце статьи предлагается новый перевод лэ о «Жимолости», выполненный Н.М. Долгоруковой под руководством В.Г. Тихомирова (1943-2011), переводчика «Беовульфа» и «Старшей Эдды».

Добавлено: 9 июня 2015
Статья
Плотников К. И. Знание. Понимание. Умение. 2015. № 2. С. 246-252.

В советском литературоведении конца 1920-х начала 1930-х годов научные подходы к наследию У. Шекспира были отмечены господством вульгарно-социологического метода. Одной из ключевых фигур для литературоведения первых советских лет был В. М. Фриче. Воздействие официальной методологии испытывали все литературоведы. Изменение отношения к творчеству Шекспира произошло после 1934 г. и было вызвано общим интересом к наследию классических авторов в советском театре. В статье показана культурологическая и историческая позиция оригинального и малоизученного отечественного интерпретатора Шекспира 1930-х годов С. Д. Кржижановского. В частности, впервые приводится анализ ранее не опубликованной стенограммы доклада Кржижановского, посвященного хроникам Шекспира. Данный документ хранится в архиве фонда № 52 «Всеросскомдрам» Отдела рукописей Института мировой литературы РАН. Понятие об истории, которое С. Д. Кржижановский вкладывает в свою интерпретацию хроник Шекспира, восходит к проблемам методологии исторического познания в работах немецких философов конца XIX начала XX в. В России оригинальными интерпретаторами и продолжателями этого методологического подхода явились такие историки, как А. С. Лаппо-Данилевский, И. М. Гревс, Н. П. Анциферов. По мысли С. Д. Кржижановского, Шекспир производит отбор исторического материала в точности, как историк. На примере различных персонажей Шекспира как исторических, так и вымышленных С. Д. Кржижановский выстраивает внутренние, структурные особенности исторических хроник как поэтику текста посредством анализа и соотношения исторических фактов, их толкования в эпоху Шекспира и через призму фантазии автора, чье воображение, трансформируя исторические факты, соответствуя канону драматического произведения, создает особый, вымышленный мир для своего современника. Кржижановский утверждает, что, не представляя собственного будущего, зрителю приятно ощущать себя «будущим» для персонажей исторической хроники, следить за драмой «прошлого», переходящей в настоящее.   

Добавлено: 18 октября 2018
Статья
Драгалина-Черная Е. Г. Знание. Понимание. Умение. 2008. № 11.
Добавлено: 22 марта 2009
Статья
Драгалина-Черная Е. Г. Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1.
Добавлено: 22 марта 2009
Статья
Зедгенидзе А. А. Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 182-196.

В статье впервые дается реконструкция цепи древнегреческих святилищ, располагавшихся на побережье Гераклейского полуострова (Крым) и связанных с хорой (т. е. с сельскохозяйственной территорией) Херсонеса Таврического. Эта тематика ранее не была предметом археологических и историографических исследований. Источником сведений о рассмотренных памятниках являются сообщения П. С. Палласа и Ф. Дюбуа де Монпере. Палласом открыты два предполагаемых святилища — на мысу Айя-Бурун и на мысу Лермонтова. Дюбуа де Монпере дал описание строительных остатков, интерпретированных им как святилище тавров — автохтонного населения Гераклейского полуострова (у Мраморной балки) и как древнегреческий храм (у Стрелецкой бухты). К этим памятникам следует добавить упоминаемый Страбоном в «Географии» храм Девы на мысу Парфений (совр. мыс Херсонес) и святилище того же божества в самом Херсонесе. Автор предполагает, что эти памятники представляли собой систему святилищ, находившихся на мысах и имевших, помимо сакральной функции, навигационное значение. Время создания этой системы относится, по-видимому, к периоду освоения греками территории Гераклейского полуострова: с конца V в. и в течение IV в. до н. э. Основная проблема, связанная с предполагаемыми святилищами, — отсутствие последующих археологических исследований тех участков, которые описаны Палласом и Дюбуа де Монпере. Эти исследования могли бы уточнить как локализацию, так и назначение памятников, открытых названными учеными. Однако как Паллас, так и Дюбуа де Монпере фиксировали интересующие нас памятники в период их наилучшей сохранности, т. е. до разрушений, которые впоследствии произошли в окрестностях Севастополя. Это заставляет нас с вниманием отнестись к сообщаемым ими сведениям и максимально использовать их в качестве источников исследования структуры хоры Херсонеса.

Добавлено: 5 февраля 2018
1 2