?
Рецепция феноменологии в онтологии М. Хайдеггера
Гл. 7. С. 82-97.
Данная работа посвящена проблеме рецепции феноменологической философии Э. Гуссерля в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. В работе выявляются те общие в системах обоих философов элементы, которые проясняют влияние феноменологии на становление исходных философских установок М. Хайдеггера, а именно гуссерлево представление о восприятии и интенциональности, материальном априори и категориальном созерцании, а также специфически гуссерлевская концепция трансцендентальной философии.
Язык:
русский
Ищенко Н. И., Сибирский философский журнал 2016 Т. 14 № 1 С. 256-265
Данная статья посвящена проблеме тематического предмета феноменологической онтологии М. Хайдеггера. В работе выясняется, почему Хайдеггеру пришлось оставить философские позиции Гуссерля и определить предмет феноменологии по-новому. Обосновывается также тезис о том, что решающим обстоятельством на пути преодоления Хайдеггером исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия как тематического предмета философствования по отношению к ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Ищенко Н. И., Філософія освіти. Philosophy of Education 2016 Т. 19 № 2 С. 163-175
Рассмотренная в перспективе образовательной тематики, хайдеггеровская аналитика Dasein свидетельствует о том, что в онтологии М. Хайдеггера эпистемологическая проблема объясняющего познания сменяется экзистенциальной проблемой познания понимающего. Так, под «образованием» как бытийным отношением Хайдеггер подразумевает возможность достижения Dasein собственного бытия в его подлинности и целостности, которое Dasein всегда уже предвосхищает в понимании. На этом основании Хайдеггер трактует ...
Добавлено: 18 февраля 2017 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2016 Т. 16 № 2 С. 39-62
Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Ищенко Н. И., История философии 2020 Т. 25 № 2 С. 55-68
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура (вып.4). Вып. 4.: СПб. : Алетейя, 2013. Гл. 4. С. 46-56.
Работа посвящена историко-философскому рассмотрению экзистенциально-аналитического исследования Мартина Хайдеггера. В работе показывается, что данное исследование ставит перед собой задачу концептуального преобразования онтологии в доктринальном и методологическом аспектах, являя собой попытку принципиально нового понимания традиционных проблем западноевропейской метафизики. ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2016 Т. 16 № 3 С. 24-40
В статье анализируется соотношение временности и причинности как структурообразующих связей сознательного опыта. Традиционным для феноменологии и трансцендентальной философии является полагание временности в качестве фундаментальной характеристики сознания, определяющей саму возможность его существования. Согласно Д. Юму, перцепции мгновенно сменяют друг друга, их ускользанию противостоит лишь фикция постоянства – субстанция; у И. Канта всякое устойчивое соединение многообразного получает ...
Добавлено: 24 июля 2016 г.
Чернавин Г. И., Nordhausen : Verlag Traugott Bautz GmbH, 2011
Der Verfasser vertritt die These, dass die Perspektiven des phänomenologischen Projekts in einer Weiterentwicklung der phänomenologischen Methodenlehre bestehen. Die vorliegende Studie behandelt daher drei methodologische Strategien der Spätphilosophie Edmund Husserls. Als Projekte bilden sie drei methodologische Alternativen innerhalb der Husserlschen Phänomenologie und umschreiben drei Perspektiven: die "transzendentale Archäologie des Bewusstseins" (Rekonstruktion der Urstiftungen und Abbau-Analyse ...
Добавлено: 3 октября 2014 г.
Рябушкина Т. М., Философские науки 2017 № 3 С. 68-80
Исследование посвящено проблеме основания и характера единства, определяющего саму возможность существования сознательного опыта и его исходную структуру. В результате анализа ряда решений проблемы, которые были предложены в рамках феноменологии и трансцендентальной философии, автор выявляет их общую основу. Она состоит в полагании двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание исходно предстает в форме потока) и субстанциональности ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Глебов О. А., Гуманитарный научный вестник 2019 № 1 С. 17-22
Данная статья посвящена проблеме генезиса культурной истории у И. Канта. Автор «заполняет пробелы» концепции И. Канта, основываясь на данных теорий Дж. Фейблмана и Б. Малиновского. В работе также используется методология феноменологической философии. Объектом исследования является исток культуры, а предметом интенциональное сознание. Целью работы служит выявление возможного истока культуры. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Шиян А. А., В кн. : Трансцендентальный поворот в современной философии-5: трансцендентальный метод и современная наука (естествознание, математика, когнитивные науки, теология, этика): тезисы 5-го международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (Москва, 23–25 апреля 2020 г.). : М. : ГАУГН–Пресс, Фонд ЦГИ, 2020. С. 132-134.
Текст посвящен пониманию знания и познания в трансцендентализме начала ХХ века, прежде всего в феноменологии и неокантианстве. Почти все философские направления этого времени, следуя Канту, понимали знание как идеальную предметную область со статусом универсальности и необходимости, что было оправдано объективным процессом познания и принципами познания. В тексте также уделяется особое внимание различному пониманию объекта знания ...
Добавлено: 11 декабря 2020 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Способы мысли, пути говорения. : СПб. : Алетейя, 2016. Гл. 2. С. 19-29.
Несмотря на оставшийся открытым вопрос о временности как о смысле бытия Dasein, с помощью своей экзистенциальной аналитики Хайдеггер делает в данном направлении большой шаг вперед. Прежде всего, это справедливо в отношении разъяснения им таких экзистенциалов, как «бытийное понимание» и «открытость» (бытия), а также в отношении определения того измерения, которым, по мнению Хайдеггера, вообще должен описываться ...
Добавлено: 18 февраля 2017 г.
Мирошниченко М. Д., Эпистемология и философия науки 2019 Т. 56 № 1 С. 65-80
Статья посвящена рассмотрению основных подходов к интеграции философского и научного пониманий природы и функционирования сознания. Рассматривается проект натурализации феноменологии – методологического сращивания когнитивной науки и философии, отправляющейся от опыта мира от первого лица, которое встроило бы объяснительные модели феноменологии в натуралистическую картину мира. Показывается, что проект натурализации не способен принять перспективу первого лица «всерьез» в ...
Добавлено: 23 сентября 2018 г.
Seyler F., Brick of Knowledge 2020
Мишель Анри (1922–2002) разработал радикально пересмотренный подход к феноменологии через критическое прочтение феноменологической традиции (в особенности Гуссерля и Хайдеггера). Анри называл свой подход «феноменологией жизни», а до этого «материальной феноменологией» или «радикальной феноменологией». Отчасти он находился под влиянием творчества Мен де Бирана. Возможно, наиболее характерной, а также наиболее противоречивой чертой феноменологии жизни Анри является то, ...
Добавлено: 18 февраля 2024 г.
Гаспарян Д. Э., Вопросы философии 2014 № 12 С. 58-68
В исследовании речь идет о противостоянии двух современных эпистемических программ: натурализма и трансцендентализма. Автор показывает ограниченность натуралистической установки в ее попытках дать полное описание мира и объясняет, что современному натурализму вопреки расхожей диспозиции противостоит именно трансцендентализм, а не феноменология. ...
Добавлено: 28 августа 2014 г.
Рябушкина Т. М., Вопросы философии 2023 № 6 С. 104-115
Работа посвящена проблеме генезиса сознания с позиции трансцендентальной эпистемологии и направлена на выявление условий возможности познания, в зависимости от которых формируются структуры сознательного опыта, как общие, так и определяющие разнообразие конкретных предметов. Трансцендентально-феноменологическая рефлексия об имманентных сознанию способах организации опыта не позволяет решить проблему осмысления познания как отношения познающего субъекта к иному, существующему независимо от ...
Добавлено: 7 апреля 2023 г.
Глебов О. А., В кн. : Мировоззренческая парадигма в философии: истина и ее имитация: [Электронный ресурс]: сборник статей по материалам XIV Международной научной конференции. : ННГАСУ, 2019.
В данной статье автор обосновывает возможность имитации истины основываясь на методологии и теории феноменологии и диалогической философии. ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Резников Д. Н., Социологическое обозрение 2021 Т. 20 № 3 С. 319-331
Рецензия ...
Добавлено: 24 октября 2021 г.
Ищенко Н. И., / ИНИОН РАН. Серия рег. № 53441 от 17.03.1998 "Деп. в ИНИОН РАН". 1998.
Характеризуя процесс трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии М. Хайдеггера, мы можем сказать, что решающим обстоятельством на пути преодоления позиций философии Гуссерля и определения нового предмета феноменологии явилось для Хайдеггера осознание приоритетной роли самого бытия по отношению к любому способу бытия (включая бытие сознания) и, как следствие, отказ от феноменологического (чистого) сознания как единственной почвы подлинного философского анализа ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2017 Т. 17 № 4 С. 7-23
Восприятие познающим субъектом независящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника новизны содержаний сознания и основы всякого приобретенного знания. Основанием отрицания восприимчивости является невозможность установления соответствия между несвязанными чувственными данными и понятиями, выполняющими функцию единства. Полагание исходных связей результатов восприимчивости также ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Рябушкина Т. М., В кн. : Трансцендентное в современной философии: направления и методы. : СПб. : Алетейя, 2013. С. 267-288.
В статье анализируются концепции сознания, представляющие собой альтернативы рефлексивной теории, возлагавшей функцию осуществления единства сознания на идентичное Я: неэгологическая концепция Ж.П. Сартра, в которой основанием единства сознания выступает нерефлектированное сознание предмета, и концепции, решающие проблему единства сознания, опираясь на идею пререфлексивного самосознания (Гейдельбергская школа, Д. Захави). Автор статьи показывает, что эти концепции заключают в себе ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
Рябушкина Т. М., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия 2014 Т. 12 № 4 С. 24-30
Классический поиск оснований сознательного опыта, осуществляемый посредством рефлексии, приводит к полаганию двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание есть поток) и субстанциональности (нечто устойчивое противостоит временным изменениям). Эти характеристики являются основаниями лабиринта Юма, составляют основу кантовского априоризма. Феноменология не принимает классического решения ввиду его формального характера и пытается обнаружить основание сознания в нем самом как ...
Добавлено: 6 декабря 2014 г.