?
Comrade Leskov: How a Russian Writer was integrated into the Soviet National Myth
В статье рассматриваются ключевые эпизоды канонизации Н.С.Лескова в советское время и особенности встраивания его в советский национальный миф. С 1918 и до начала 1940-х годов проза Лескова публиковалась весьма ограничено. Исключения делались лишь для отдельных его текстов: например, в 1920-е годы, эпоху победившей пролетарской революции, самым востребованным оказался рассказ Лескова «Тупейный художник», посвященный трагической судьбе двух крепостных. Рассказ неоднократно переиздавался и ставился на сцене, впрочем, с существенными изменениями по сравнению с оригиналом – в большинстве постановок крепостные поднимали в финале восстание. Разгром оперы Д.Шостаковича «Катерина Измайлова», написанной по мотивам очерка Лескова, в январе 1936 года в газете «Правда», означал изменение содержания советского национального мифа: отныне востребован стал не миф о победившей революции, а русский национализм и патриотизм. Постепенно и то, и другое было обнаружено и в наследии Лескова. Переломным момент стала публикация «антинемецкого» рассказа Лескова «Железная воля» в 1942 году в газете «Звезда». После этого началась канонизация Лескова: в марте 1945 года советская пресса бурно отметила 50-летие со дня его смерти, в том же году были опубликованы посвященные Лескову научные монографии, Л.Гроссмана и В.Гебель. В 1954 году была выпущена большая биография Лескова, написанная его сыном, А.Н.Лесковым, наконец, в 1956-1958 вышло первое в СССР 11-томное собрание сочинений Н.С.Лескова, которым и увенчалось введение писателя в пантеон русских классиков.