?
Деловой климат в сфере услуг в IV квартале 2015 года
Эксперты констатировали продолжение и даже усиление негативного тренда развития российского рынка услуг в последнем квартале 2015 года. Значение результирующего показателя обследования – индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) с исключенной сезонной составляющей – шестой квартал подряд остается в отрицательной зоне, причем в IV квартале прошедшего года оно снизилось сразу на 3 п. п. до рекордной отметки (-9)%. Более высокие темпы спада индекса наблюдались только в начале 2015 года, когда ИПУ просел на 5 п. п. За весь наблюдаемый период положительная коррекция показателя была зафиксирована только дважды – в I квартале 2014 г. и II квартале 2015 г. – и оба раза после его резкого снижения в предыдущем периоде. Снижение ИПУ было обусловлено ухудшением всех его компонентов: предприниматели не только более пессимистически оценили ситуацию, сложившуюся в конце 2015 года, но и почти потеряли надежды на улучшение конъюнктуры в начале 2016 года. Предпринимательские прогнозы относительно конъюнктуры рынка услуг в I квартале 2016 г. – худшие за шесть лет проведения обследований, хотя и остаются пока формально позитивными. Практически во всех обследуемых видах деятельности в IV квартале 2015 г. сложились отрицательные значения ИПУ. Позитивные деловые настроения к концу 2015 года сохранились, и даже заметно усилились, только у руководителей ломбардов. ИПУ в данном сегменте вырос сразу на 9 п. п. до внушительного значения +12%. К сожалению, процветание ломбардов, специализирующихся на выдаче краткосрочных ссуд заемщикам, не соответствующим критериям традиционной банковской системы, свидетельствует, главным образом, о снижении уровня жизни населения. Затяжная рецессия в сфере услуг объясняется, прежде всего, продолжающимся сокращением платежеспособного спроса со стороны населения и бизнеса. Реальные располагаемые денежные доходы населения снижаются помесячно уже на протяжении года. Низкая деловая активность и ухудшение финансового состояния предприятий реального сектора экономики ограничивает возможности развития сегмента услуг для бизнеса – в основном, рекламных и частично транспортных, риэлтерских, гостиничных. (Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.)