?
«Герменевтика есть деструкция». М. Хайдеггер о деинституционализации философского знания
С. 173-183.
Макурова А. В.
В статье рассматриваются основные принципы герменевтики фактичности, предлагаемой Хайдеггером методологии исследования человека в «конкретной ситуации», которая предшествует проекту экзистенциальной аналитике Dasein. Эти принципы можно назвать источником тенденции деинституционализации познания, характерной для современных философских концепций.
Язык:
русский
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 6.: СПб. : Алетейя, 2015. Гл. 7. С. 82-97.
Данная работа посвящена проблеме рецепции феноменологической философии Э. Гуссерля в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. В работе выявляются те общие в системах обоих философов элементы, которые проясняют влияние феноменологии на становление исходных философских установок М. Хайдеггера, а именно гуссерлево представление о восприятии и интенциональности, материальном априори и категориальном созерцании, а также специфически гуссерлевская концепция трансцендентальной философии. ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Инишев И. Н., Вопросы философии 2014 № 3 С. 153-163
В статье предлагается идея перформативного медиума как базовой модели современной феноменологически-герменевтической философии, нацеленной на исследование повседневных форм процессов, описываемых в дескриптивно-трансцендентальной феноменологии как процессы «конституирования». Перформативной медиум, структурно объединяющий в себе содержательный, пространственный и процессуальный аспекты человеческого опыта мира, способен выступить в роли теоретической модели, предоставляющей интересные возможности для дальнейшего развития феноменологического проекта, а также ...
Добавлено: 28 февраля 2014 г.
Павлов И. И., В кн. : Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 11 ноября 2020 г. : Краснодар : Издательство КубГТУ, 2020. С. 354-357.
Автор рассматривает проблему применимости экзистенциальной философии для обсуждения вопросов, возникающих в тематическом поле философии техники. Демонстрируется, что, помимо известных идей о философии техники Мартина Хайдеггера, разработанных в данной традиции, интерес также представляют идеи Николая Бердяева, разрабатывавшего свой проект параллельно Хайдеггеру, и Владимира Бибихина, на наследие которого философия Хайдеггера оказала решающее влияние. Автор подчеркивает, что линия ...
Добавлено: 19 мая 2023 г.
Чернавин Г. И., Nordhausen : Verlag Traugott Bautz GmbH, 2011
Der Verfasser vertritt die These, dass die Perspektiven des phänomenologischen Projekts in einer Weiterentwicklung der phänomenologischen Methodenlehre bestehen. Die vorliegende Studie behandelt daher drei methodologische Strategien der Spätphilosophie Edmund Husserls. Als Projekte bilden sie drei methodologische Alternativen innerhalb der Husserlschen Phänomenologie und umschreiben drei Perspektiven: die "transzendentale Archäologie des Bewusstseins" (Rekonstruktion der Urstiftungen und Abbau-Analyse ...
Добавлено: 3 октября 2014 г.
Чернавин Г. И., Interpretationes. Studia philosophica europeanea 2014 Vol. 1 No. 2 P. 85-98
Добавлено: 13 ноября 2014 г.
Антонов М. В., Известия высших учебных заведений. Правоведение 2013 № 1 С. 151-175
В настоящей статье автор ставит вопрос о месте социологии права Эрлиха в контексте современных дебатов о правовом плюрализме. По мнению автора, правовой плюрализм в современной интерпретации зациклен на противопоставлении права государства праву общества. Такое дуалистическое воззрение на право было чуждо Эрлиху, который считал, что право всегда проявляется как единое социальное целое, хотя и состоит из ...
Добавлено: 28 июля 2013 г.
Рябушкина Т. М., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2024 № 2
В статье представлен подход к исследованию субъективности как условия возможности сознательного опыта, не допускающий, с одной стороны, объективации субъекта познания, рассмотрения его в качестве вещи среди других вещей сознаваемого мира, а с другой – его формализации и элиминации. В трансцендентализме И. Канта и в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля Я как условие возможности опыта оказывается за ...
Добавлено: 23 ноября 2023 г.
Филиппов А. Ф., Вопросы философии 2013 № 11 С. 155-168
Ханна Арендт не считала себя философом и не собиралась создавать общее учение о человеке. Однако Арендт писала философские сочинения, и она в той или иной мере никогда не теряла из виду все то, что происходило в немецкой философской антропологии в течение полувека, примерно, c середины 20-х гг., времени первоначального оформления проекта философской антропологии, до середины ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Хан Е. И., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия 2021 Vol. 25 No. 3 P. 470-482
Роль философского понятия тревоги, обычно ассоциируемого с экзистенциальной философией Кьеркегора или Хайдеггера, также играет весьма важную роль в феноменологической герменевтике Поля Рикёра, которая остается недооцененной несмотря на то, что тревога выступает в качестве основания надежды в рамках герменевтики себя. Данная статья демонстрирует, каким образом через «внимание» и «признание» в философии Рикёра понимается тревога, и каким ...
Добавлено: 28 февраля 2023 г.
Рябушкина Т. М., Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2023 № 4(66) С. 145-156
В статье представлен критический анализ характерного для трансцендентально-феноменологической традиции понимания восприятия как результата активной синтетической деятельности субъекта, направленной на «материю» опыта, обретенную благодаря пассивности. Этот субъективистский взгляд сопоставляется с попытками феноменологического описания восприятия как бытия-в-мире на основе идей о телесной воплощенности и временности. Автор пытается разрешить трудности указанных подходов путем обращения к исследованию досознательного процесса ...
Добавлено: 23 ноября 2023 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Способы мысли, пути говорения. : СПб. : Алетейя, 2016. Гл. 2. С. 19-29.
Несмотря на оставшийся открытым вопрос о временности как о смысле бытия Dasein, с помощью своей экзистенциальной аналитики Хайдеггер делает в данном направлении большой шаг вперед. Прежде всего, это справедливо в отношении разъяснения им таких экзистенциалов, как «бытийное понимание» и «открытость» (бытия), а также в отношении определения того измерения, которым, по мнению Хайдеггера, вообще должен описываться ...
Добавлено: 18 февраля 2017 г.