?
Факторы, определяющие готовность первоклассников к школе и факторы, ее определяющие: выявление региональных особенностей
В настоящее время регионы России имеют большую степень самостоятельности в построении региональной системы образования, при этом объективных эмпирических данных об особенностях развития, например, дошкольников и младших школьников того или иного региона практически нет, что затрудняет принятие обоснованных решений об изменениях на данных уровнях образования. Цель данного исследования - изучение базовых навыков по математике и чтению у детей на входе в школу в двух региональных центрах – Красноярске и Казани. Мы ставили перед собой задачу ответить на следующие вопросы: 1) с каким уровнем развития приходят первоклассники в школу; 2) с какими факторами связана успешность ребенка в первый год обучения; 3) существуют ли региональные различия в стартовом уровне детей? Исследование проводилось с помощью инструмента iPIPS, позволяющего оценить стартовый уровень ребенка на входе в школу, на выборке около 2750 первоклассников в двух городах. Основными факторами, связанными с уровнем базовых навыков ребенка по математике и чтению, являются социально-культурный капитал семьи, дошкольный опыт ребенка, а также язык, на котором происходит общение дома. При этом фактор региональной принадлежности практически никакой роли не играет.