?
Критическая рецепция бихевиоризма в работах Джорджа Герберта Мида
В статье рассматривается специфика интеллектуального наследия американского философа и социолога Джорджа Герберта Мида, проявляющаяся во фрагментарности написанных им текстов и принципиальной незавершенности его социологической концепции как таковой. Привычный ярлык «символический интеракционизм» не вполне адекватно отражает своеобразие идей Мида. Этот термин, изобретенный Гербертом Блумером, в своем первоначальном значении не имел прямого отношения к концепции Джорджа Герберта Мида. Однако позднее произошла подмена понятий, из-за которой Мида стали также причислять к символическим интеракционистам, что соответствует реальному положению дел лишь отчасти. Для прояснения этого вопроса в настоящей статье описываются ключевые идеи социологической концепции Мида, касающиеся его критической позиции по отношению к радикальному бихевиоризму Джона Уотсона. Собственная теоретико-методологическая позиция Мида, обозначенная им как социальный бихевиоризм, находится в контрарных отношениях с радикальным бихевиоризмом. Среди основных направлений критики можно обозначить следующие: предельная фокусировка на поведении при игнорировании более широкого контекста его реализации, неспособность бихевиористов объяснить мыслительные процессы, упрощенная модель человеческого поведения, в которой индивид играет роль марионетки, механически реагирующей на различные внешние стимулы.