?
Коррупционные рынки
В статье предлагается новый подход к изучению проблемы коррупции и борьбы с ней на государственной службе. Проанализировав эффективные модели регулирования конфликта интересов на государственной службе как меры противодействия коррупции, авторы пришли к выводу, что эффективность борьбы с коррупции зависит от прежде упущенного исследователями фактора, которым является объем и характер коррупционного рынка. Коррупционный рынок определяет основные каналы коррупционного поведения, на контроль которых и направлено регулирование конфликта интересов на государственной службе. По этой причине неверное определение типа рынка ведет к заведомо неэффективному заимствованию даже самого передового зарубежного опыта борьбы с коррупцией. Объем коррупционных рынков определяется как количество и цена заключаемых сделок. Характер коррупционного рынка определяется в зависимости от стороны, определяющей цену коррупционного контракта, и тяготеет – в силу особенностей институциональной организации государственного управления – либо к рынку продавца, либо к рынку покупателя. При этом рынки продавца и покупателя требуют кардинально разного подхода к регулированию коррупции: так, если рынки покупателя поддаются этическому регулированию, то для рынков продавцов единственными эффективным механизмом являются реформы по снижению административных барьеров и внедрение жестких нормативных моделей (compliance-based) регулирования конфликта интересов.
Тип коррупционного рынка определяется как соотношение трех измерений: качества институтов, охвата государственного регулирования и степени государственного регулирования. Основываясь на созданной модели, авторы выделяют и анализируют 8 типов коррупционных рынков, каждый из которых имеет свою динамику трансформации и, соответственно, возможности борьбы с коррупцией. Также в статье представлена концептуальная модель эволюции коррупционных рынков под действием внешних факторов, ключевыми из которых являются персонализация политического режима, реформы государственного управления в духе «нового государственного управления» (NPM), популизм и формирование государств-рантье, а также создание «государств всеобщего благоденствия».