?
«Послание к авве Симеону» в сборнике ΑΣΚΗΤΙΚΟΙ ΛΟΓΟΙ Исаака Сирина: история одного псевдоэпиграфа
Вестник древней истории. 2012. № 4. С. 49-62.
В статье рассматривается известный псевдоэпиграф в греческом корпусе «Аске- тических слов исаака сирина» (VII в.) – «Письмо к авве симеону», являющееся на самом деле «Письмом к Патрикию» западносирийского писателя филоксена Маб- богского, рассмотрены рукописная история интерполяции и возможные причины псевдоатрибуции, связанные с идейной борьбой вокруг темы «мессалианства». Вывод, к которому приходит автор -
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Муравьев А. В., Вестник древней истории 2015 № 1 С. 66-86
В статье рассматривается роль сирийского аскетического движения «мессалиан- ства» в трех конфликтах в грекоязычной церковной среде IV – начала V вв. Первый конфликт греков с сирийцами на почве аскетизма произошел в Каппадокии в 370-х годах. Второй конфликт связан с Иоанном Златоустом, учеником сирийца Иулиана Савы, у которого учился и вождь «мессалиан» Адельфий. Третий эпизод связан ...
Добавлено: 14 февраля 2015 г.
Муравьев А. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология 2014 № 5(40) С. 55-67
В статье предложена систематизация и анализ имен собственных, встречающихся в сирийской рукописи из Тайбея, случайно найденной в 1993 г., и до сих пор не введенной в научный оборот. Имена из этого манускрипта, представляющего литургический сборник, можно разделить на три группы: библейские, имена преподобных и мучеников и, наконец, имена песнописцев. Среди них самое загадочное и трудное ...
Добавлено: 14 февраля 2015 г.
Первый том сочинений мар Исхака Ниневийского, известный как «Книга о восхождении инока» (Ktaba al myatruta d-ihidaya) относится к классическим сочинениям христианского Востока конца поздней античности (VII в.). Оно посвящено изложению психологических, философских и практических основ восточно-христианского аскетического учения, которое следовало за греческой христианско-платонической традицией. Трактаты были написаны на сирийском (арамейском) языке и переведены в IX ...
Добавлено: 24 января 2017 г.
Селезнев Н. Н., М. : Изд-во АЦВ, 2016
Йоханнан Бар Зо'би – восточносирийский автор рубежа XII–XIII вв. Его сочинение «Истолкование таин» – версифицированный комментарий на литургию. Он содержит также пролог, излагающий библейскую историю от сотворения мира до искупительного подвига Христа, вероучительную часть и заключение, в котором раскрывается символизм устройства храма. Критическое издание основано на девяти рукописях, в том числе старейшей из известных. ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Alexey Muraviev, Parole de L'Orient, Liban 2015 Vol. 40 P. 1-15
The emergence of asceticism as a religious and social phenomenon of the Early Christianity has long been a matter exclusively for religious historians . Its origin has been traced back to the Essenes fasting or rig-orist approach of some apocryphal texts. Syriac asceticism is a special case but it was subjected to the same analysis. ...
Добавлено: 27 ноября 2014 г.
Alexey Muraviev, Hugoye: Journal of Syriac Studies 2015 Vol. 18.2 P. 399-407
The so-called Syriac Julian Romance is preserved in two manuscripts from the British Library, BL Add 14641 (6th c.) and BL Rich Rich 7192 (9th c.). T. Nöldeke was first to propose the idea that the mss. constitute one literary piece. However it consists of three different stories which were copied from different protographa. The ...
Добавлено: 29 августа 2015 г.
Терпелюк А. А., М. : Изд-во АЦВ, 2009
The present critical edition of the Martyrdom of Cyriacus and Julitta is based on the MS of the Vаtican Library, Syriac 161 (its facsimile reproduction was issued by the Bibliotheca Apostolica Vаticana together with Brighаm Young University) and on the text of the Martyrdom edited by P. Bedjan (Acta Martyrum et Sanctorum III). The latter was ...
Добавлено: 14 октября 2017 г.
СПб. : АНОО «Петербургский институт иудаики», 2014
В сборник включены статьи, посвященные проблемам древнееврейской и арамейской филологии, библеистики, еврейской культурологии и литературы. В основу сборника положены тексты докладов, прочитанных на Третьей ежегодной конференции по иудаике и востоковедению, прошедшей в Петербургском институте иудаики 17 декабря 2013 г. Издание предназначено для филологов, историков, специалистов по древней и современной культуре. ...
Добавлено: 26 декабря 2014 г.
Муравьев А. В., Вестник древней истории 2015 № 3 С. 22-43
Среди рукописей Британской библиотеки, содержащих сирийские агиографические тексты, под сигнатурой Add. 17.272 значится манускрипт, на листах 64-67 которого сохранились фрагменты жития Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Лист 64v содержит фрагмент, повествующий о встрече Василия Великого и мар Афрема Нисибинского, известного в греческой традиции как Ефрем Сирин. Исследование текста показывает, что этот текст принадлежит к “Житию ...
Добавлено: 13 марта 2015 г.
Селезнев Н. Н., Точки 2010 Т. 9 № 3-4 С. 9-48
Толкование в целом складывается из обычного для данного жанра последовательного набора указаний на символический характер того или иного литургического действия, соответственно ходу литургии. Библейские события, богословские утверждения, эсхатологические образы — таково, в основном, содержание этих символических указаний. В заключительной части своего произведения Бар Зō‘бӣ подобным образом вкратце описывает устройство храма, каждая часть которого также имеет ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
К вопросу о гуманистической рецепции Василия Великого: латинские переводы "Внемли себе" в XV-XVI вв.
Алиева О. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2015 Т. 4 (60) С. 9-23
В статье рассматривается гуманистическая рецепция гомилии Василия Великого «На слова: внемли себе» до 1532 г. В этот период три новых перевода «Внемли» происходят из окружения Виссариона Никейского: это перевод самого Виссариона, его протеже Афанасия Халкеопулоса, а также анонимный перевод, сделанный, вероятно, Пьетро Бальби. Отдельным изданием вышел перевод «Внемли» Франческо Матараццо (1522), а в собрании сочинений ...
Добавлено: 30 июля 2015 г.
Муравьев А. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология 2015 Т. 5 (45) С. 47-60
Статья посвящена отражению в эфиопских житийных памятниках социальных практик сирийского иночества. Одной из важнейших была практика перемены имени и даже отказа от имени. В Аксуме эта практика отразилась в житии За-Микаэля Старца и Йе-Мата Либаноса. Несколько перемен имени в жизни каждого из этих житийных героев отражают аскетическую стратегию сирийцев, перенесенную в Аксум. ...
Добавлено: 7 февраля 2016 г.
Селезнев Н. Н., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2012 Т. 42 № 4 С. 123-124
Представленное издание – обширный и прекрасно структурированный библиографический справочник по сирийской мистико-аскетической письменности, охватывающий издания письменных памятников, их переводы и посвященные данной теме научные работы на европейских, русском и арабском языках. Справочник состоит из трех частей: введения, собственно библиографии (состоящей из двух разделов: в первом представлены публикации общего характера; второй же, основной, раздел, организован по ...
Добавлено: 7 октября 2017 г.
Минов С. В., Journal for the Study of the Pseudepigrapha 2016 Vol. 26 No. 2 P. 108-143
Добавлено: 15 ноября 2020 г.
Минов С. В., Journal of the Royal Asiatic Society 2020 Vol. 30 No. 2 P. 195-222
Добавлено: 10 ноября 2020 г.
Муравьев А. В., Немировский А. А., Вестник древней истории 2012 Т. 3 С. 67-77
В работе предлагается интерпретация двух топонимов, присутствующих в сирийской христианской традиции – эпитета «Ниневийский» и оронима Матут. Первое объясняется как Вех-Ардашир до постройки Мосула, а второе - как Mat Utem (страна привратника) - древнй термин для участка Загроса в Хузестане. ...
Добавлено: 18 февраля 2015 г.
СПб. : Петербургский институт иудаики, 2016
В сборник включены статьи, посвященные проблемам древнееврейской, классической, сирийской и славянской филологии в их источнико-ведческом аспекте.
Издание предназначено для филологов, историков, специалистов по древней и современной культуре, искусствоведению. ...
Добавлено: 26 ноября 2016 г.
Муравьев А. В., Библия и христианская древность 2020 Т. 1 № 5 С. 97-114
Первая часть посвящена исследованию аскетических тем у Мар Афрема на основе сопоставления разных частей его корпуса. Сирийский аскетизм у него отражён в трёх основных формах: городские общины «обетников», странничество и разновидность последнего — «воскизм», связанный не только с отказом от стабильного местопребывания, но и с определённой диетой (питанием травой и листьями). Странничество (ˀksnayūṯā) в латинской ...
Добавлено: 23 апреля 2020 г.
Минов С. В., Hugoye: Journal of Syriac Studies 2018 Vol. 20 No. 1 P. 129-230
Добавлено: 15 ноября 2020 г.
Селезнев Н. Н., Էջմիածին [Эчмиадзин] 2016 No. 5 P. 9-23
БАВВАЙ ВЕЛИКИЙ (Баввай Раббā) (ок. 550 – ок. 628) – ключевая фигура в истории формирования вероучения Церкви Востока (см. Ассирийская Церковь Востока). Был настоятелем видного центра восточносирийской учености – монастыря на горе Изла, расп. к востоку от Нисивина. В 609–628, когда шах Хосров II под влиянием своего врача, представителя западносирийской Церкви, Гавриила Шингарского, запретил избирать ...
Добавлено: 7 октября 2017 г.
М. : Новое литературное обозрение, 2014
Сборник научных работ ...
Добавлено: 17 июля 2014 г.