?
Предпосылки, проблемы и перспективы гуссерлевского проекта обновления европейского культурного человечества
Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4 (28). С. 318-329.
Лаврухин А. В.
В статье анализируется гуссерлевский проект обновления европейского культурного человечества в контексте генезиса практической философии Гуссерля, экзистенциальных мотиваций появления идеи обновления (Erneuerung) и в перспективе его адаптации к современности. В центре внимания - гуссерлевский тезис об интернационализации феноменологическим «духом автономии». Тематизируя проблему согласования универсально-теоретического и конкретно-практического измерений идеи обновления, автор эксплицирует социально-критический и культуротворческий потенциал феноменологии Гуссерля.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Лаврухин А. В., Problemos 2015 No. 87 P. 133-141
Добавлено: 8 ноября 2014 г.
Лаврухин А. В., Мысль: Журнал Петербургского философского общества 2011 № 11 С. 32-51
В статье дан систематический сравнительный анализ философских концепций Э. Гуссерля, Ф. Брентано и представителей школы брентанистов. Критически переосмысляя попытку инкорпорировать феноменологический проект Гуссерля в концепцию Брентано и брентанистов, автор выявляет принципиальные методологические различия двух направлений и показывает формы проявления этих различий через анализ феноменов восприятия, идеации, представления, интенциональных предметов. Проделанный анализ позволяет прояснить вопрос о ...
Добавлено: 10 ноября 2014 г.
Глебов О. А., Гуманитарный научный вестник 2019 № 1 С. 17-22
Данная статья посвящена проблеме генезиса культурной истории у И. Канта. Автор «заполняет пробелы» концепции И. Канта, основываясь на данных теорий Дж. Фейблмана и Б. Малиновского. В работе также используется методология феноменологической философии. Объектом исследования является исток культуры, а предметом интенциональное сознание. Целью работы служит выявление возможного истока культуры. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2016 Т. 16 № 2 С. 39-62
Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2016 Т. 16 № 3 С. 24-40
В статье анализируется соотношение временности и причинности как структурообразующих связей сознательного опыта. Традиционным для феноменологии и трансцендентальной философии является полагание временности в качестве фундаментальной характеристики сознания, определяющей саму возможность его существования. Согласно Д. Юму, перцепции мгновенно сменяют друг друга, их ускользанию противостоит лишь фикция постоянства – субстанция; у И. Канта всякое устойчивое соединение многообразного получает ...
Добавлено: 24 июля 2016 г.
М. : Канон+, 2014
В книге рассмотрены познавательные возможности концепта интерсубъективности в важнейших проектах европейской философии XX в. (феноменологии, постфеноменологической критике и феноменологической герменевтике), когнитивных науках (социологии, этнометодологии, лингвистике и социобиологии), а также масштабных междисциплинарных проектах современности (синергетике, теории сложности и философии искусственного интеллекта). Книга снабжена фрагментами перевода древнекельтских текстов, иллюстрирующих глубину проблемы понимания в переводах "с культуры в ...
Добавлено: 10 марта 2014 г.
Рябушкина Т. М., Философские науки 2017 № 3 С. 68-80
Исследование посвящено проблеме основания и характера единства, определяющего саму возможность существования сознательного опыта и его исходную структуру. В результате анализа ряда решений проблемы, которые были предложены в рамках феноменологии и трансцендентальной философии, автор выявляет их общую основу. Она состоит в полагании двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание исходно предстает в форме потока) и субстанциональности ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Князева Е. Н., Філософія освіти. Philosophy of Education 2017 Т. 20 № 1 С. 52-78
В статье обсуждаются некоторые свойства когнитивных сетей в контексте современных
достижений науки о сетях (Network Science). Именно исследование сетевых структур и их
удивительных свойств придает сегодня новый импульс развитию теории сложных систем
(синергетики). Анализ познавательных процессов с точки зрения возникающих в них сетевых
структур не только сопрягается с уже существующими в когнитивной науке и эпистемологии ...
Добавлено: 31 августа 2017 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Чернавин Г. И., HORIZON. Феноменологические исследования 2012 Т. 1 № 2 С. 7-40
В статье рассматриваются различные значения телеологии в феноменологии Э. Гуссерля,а именно три тематические рубрики телеологического: телеология истории, этическаятелеология, телеология интенциональности (имманентная телеология опыта). В рамкахпоиска общих черт разноплановых телеологических исследований выделяются следую-щие структурные моменты феноменологической телеологии опыта: согласованность,полнота, бесконечность (бесконечные задачи). На основании этого делаются выводыо роли телеологии при осуществлении интенционального анализа сознания, а также ...
Добавлено: 13 октября 2014 г.
Ищенко Н. И., Сибирский философский журнал 2016 Т. 14 № 1 С. 256-265
Данная статья посвящена проблеме тематического предмета феноменологической онтологии М. Хайдеггера. В работе выясняется, почему Хайдеггеру пришлось оставить философские позиции Гуссерля и определить предмет феноменологии по-новому. Обосновывается также тезис о том, что решающим обстоятельством на пути преодоления Хайдеггером исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия как тематического предмета философствования по отношению к ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Рябушкина Т. М., М. : Канон+, 2014
В книге анализируются перипетии классического, идущего от Декарта, понимания рефлексии, связанного с предпосылкой об изначальной идентичности познающего субъекта и предмета самопознания. Автор доказывает, что даже те мыслители, которые, как представляется, отказываются от классической рефлексии (экзистенциалисты, аналитические философы, сторонники коммуникативного подхода, современные постмодернисты, рассуждающие о «смерти субъекта»), неявным образом находятся в зависимости от нее. Проведенный критический ...
Добавлено: 22 мая 2014 г.
Левин С. М., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. Россия. 2014 № 1 С. 27-36
В статье обсуждаются причины возникновения и сохранения морального абсолютизма как влиятельной этической и метаэтической теории. Утверждается, что упрощение моральной проблематики тесно связано с её индивидуалисткой интерпретацией, означающей, что этический выбор субъекта не может быть проанализирован в отрыве от социального и естественноисторического контекста. В качестве способа преодоления абсолютизма предлагается концепция локальных моральных систем, заключающаяся в том, ...
Добавлено: 24 октября 2014 г.
Рогонян Г. С., Эпистемология и философия науки 2018 Т. 55 № 4 С. 68-83
Нормативный дуализм между описаниями ментального и фи-зического до сих пор представляет собой проблему для мно-гих философов, провоцируя все новые попытки его обоснова-ния или, наоборот, преодоления с помощью редукции. При этом проблему особого нормативного статуса ментальных со-стояний довольно часто рассматривают в отрыве, или незави-симо от, понятия истины; более того, нередко само определе-ние истины рассматривают лишь как ...
Добавлено: 3 февраля 2019 г.
Чернавин Г. И., Amiens : Association pour la Promotion de la Phénoménologie, 2014
Феноменология как рабочий проект философии
Монография посвящена специфике философской работы в рамках такого направления современной европейской мысли как феноменология. В тексте книги раскрываются проблемы установки, метода и архитектоники феноменологической философии. Речь идёт, прежде всего, о снятии смысловых "рамок" или догматических ограничений, об обогащении смысла и об учреждении нового как о специфике феноменологической "философии в разработке (Arbeitsphilosophie)". ...
Добавлено: 12 ноября 2014 г.
Шиян А. А., Трансцендентальный журнал 2020 № 1 С. 12
В статье рассматриваются особенности кантовского проекта дескриптивной метафизики и его развитие в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Проект дескриптивной метафизики Канта можно рассматривать в трех смыслах: как трансцендентальную философию вообще, занимающуюся исследованием познания, как метафизику опыта, нацеленную на изучение первопринципов опыта мира и как выявление структуры нашего мышления о мире. Все эти варианты дескриптивной метафизики получили свое ...
Добавлено: 7 ноября 2020 г.
Князева Е. Н., Вестник Томского государственного педагогического университета 2013 № 5 (133) С. 110-118
В статье исследуется феномен коммуникации как проявление сложности вступающих во взаимодействие существ. Коммуникация рассматривается не как привилегия человека, показывается укорененность ее в мире живой природы, ее эволюционное происхождение. Коммуникативная сложность раскрывается посредством понятий гибкости (флексибельности), конструирования, интерсубъективности, партисипационного производства смыслов, эмпатии, синергии, взаимного возникновения (ко-эмержентности) коммуницирующих существ. Понимание коммуникации с позиции концепции энактивизма позволяет раскрыть ...
Добавлено: 8 ноября 2013 г.
Финк О., Логос 2016 Т. 26 № 110 С. 47-60
Ойген Финк в своих «Элементах критики Гуссерля» обозначает ключевые затруднения, встающие на пути феноменологических исследований в философии. К их числу он относит: переплетенность моментов дескрипции, анализа и спекуляции; внефилософские предпосылки, вступающие в конфликт с претензией на беспредпосылочность; непродуманность отношения к философской традиции; противоречия между философским проектом и практикуемым методом; идолы (или оперативные понятия) феноменологического исследования, такие как «непосредственная данность», «допредикативный опыт», «строгая наука», ...
Добавлено: 15 октября 2016 г.
Чернавин Г. И., Horizon, Fenomenologiceskie Issledovania 2015 Vol. 4 No. 2 P. 63-70
...
Добавлено: 19 октября 2015 г.
Чернавин Г. И., Interpretationes. studia philosophica europeanea (Чехия) 2011 P. 15-29
in this paper i shall present one speciic method of Husserl’s phenomenological analysis – the method of dismantling (abbau), which is of great importance for his late philosophy. i attempt to determine the place of this method within the boundaries of the husserlian project of “phenomenological archaeology”. Comparing it with the method of questioning back ...
Добавлено: 13 октября 2014 г.
Чернавин Г. И., Horizon, Fenomenologiceskie Issledovania 2013 Vol. 2 No. 2 P. 7-16
Данная статья посвящена динамике явления, состоящей в постоянном колебании между бытием
и видимостью. Рассматривается формальный аподиктический закон жизни сознания, согласно
которому перед нами всегда «сколько видимости, столько и бытия». Это позволяет нам темати зировать методологическое предложение Иоганна Фридриха Гербарта, которое систематически
применял Эдмунд Гуссерль. Это предложение состоит в том, чтобы «позволить всякому предмету
колебаться между бытием и небытием». Мы развиваем ...
Добавлено: 23 октября 2014 г.
Ищенко Н. И., / ИНИОН РАН. Серия рег. № 53441 от 17.03.1998 "Деп. в ИНИОН РАН". 1998.
Характеризуя процесс трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии М. Хайдеггера, мы можем сказать, что решающим обстоятельством на пути преодоления позиций философии Гуссерля и определения нового предмета феноменологии явилось для Хайдеггера осознание приоритетной роли самого бытия по отношению к любому способу бытия (включая бытие сознания) и, как следствие, отказ от феноменологического (чистого) сознания как единственной почвы подлинного философского анализа ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.