?
Философия предпринимательства: от навязывания нравственных идеалов к исполнению норм
В статье анализируется ожидания российского общества относительно предпринимательского класса. Высказывается гипотеза о том, что благотворительная деятельность навязывается предпринимателям в качестве обязательной. Хотя благотворительность – это нравственный идеал, а нравственные идеалы в отличие от норм, не должны быть обязательными для исполнения для всех членов общества. Также в статье критически реконструируются возможные аргументы, оправдывающие такое внешние давление общества на предпринимательский класс. Выделяется два основных аргумента. Первый аргумент, «криминальный аргумент», исходит из того, что богатство «дельца» имеет «нечистое» происхождение и потому он должен обществу больше других. Второй аргумент, «аргумент новой нормативности», исходит из того, что новые моральные нормы для предпринимателей порождаются самим институциональным фактом их занятости даже при условии этической безупречности этого рода занятий. Разбор потенциальных аргументов в пользу дополнительных нравственных требований к предпринимателям приводит автора к выводу о том, что суггестивная этих аргументов сила кроется скорее в том, что они отражают желания членов общества, нежели в том, что за ними стоят рациональные доводы.