?
Образ прошлого и ностальгическое переживание в кинематографе
Высшая школа экономики
,
2014.
№ 05.
Исследование посвящено феномену ностальгического кино как особой категории современного кинематографа. В работе предпринимается попытка осмысления основных механизмов конструирования ностальгического переживания и образов, к которым с этой целью апеллирует кино, на примере ряда фильмов 1970-2010-х годов. Особое внимание уделяется тенденции кинематографа к саморефлексии и заинтересованности киноиндустрии своей историей. Ностальгический образ прошлого, репрезентируемый голливудским кино, анализируется в данной работе как особый мифологический конструкт, включающий в себя сложный комплекс различных мотивов, артефактов и образов предшествующих эпох.
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Абрамов Р. Н., Laboratorium: Russian Review of Social Research 2018 No. 1 P. 79-94
Статья о восприятии советского кино о Донбасе. Эссе посвящено исследованию Донбасса как мифологического пространства, ставшего объектом культурного конструирования советским кинематографом и постсоветской литературой. В центре внимания автора символическая эволюция советской мифологии Донбасса, которая начинается со сталинского кинематографа,
представленного фильмом «Шахтеры» (1937) и кинодилогией «Большая жизнь»
(1939–1946), продолжается в минорном фильме периода застоя «В день праздника» (1978) и заканчивается метафоричным ...
Добавлено: 13 апреля 2018 г.
Абрамов Р. Н., Социология науки и технологий 2017 № 2 С. 61-78
Статья о технократических мифологий советского периода. ...
Добавлено: 30 марта 2018 г.
Першеева А. Д., Вестник ВГИК 2014 № 4 (22) С. 126-135
Феномен видеоарта рассматривается в данной статье с точки зрения его презентации зрителю. Видео может проецироваться на стену галереи или будет помещено в затемненный «бокс» – каждый из способов экспонирования видео задает свой модус восприятия работы. Анализ стратегий презентации видеоарта не сегодняшний день актуален, потому что он поможет приблизить к пониманию связи формы и содержания в ...
Добавлено: 13 октября 2015 г.
Х. : Глобус-Пресс, 2012
Издание представляет собой один из возможных вариантов маршрута, который заинтересованному зрителю, согласившегося стать на время читателем, предлагается проделать на пути к цели – обретению и повышению собственной компетентности в области истории отечественного кино. Термин «отечественное кино», разумеется, условен и включает в себя фильмы снятые на территории Российской империи, затем в ставшем ее преемником СССР и, ...
Добавлено: 13 декабря 2012 г.
Майорова К. С., Городские исследования и практики 2017 Т. 2 № 4 С. 11-19
Цель данной статьи — проследить историю становления саунд-стадиз и эксплицировать их связь с исследованиями города и градостроительными практиками. Менее чем за полвека своего существования исследования звука прошли через докритическую и критическую стадии развития и оформились в постдисциплинарное исследовательское направление «саунд-стадиз». Изначально укорененные в городской проблематике, исследования звука могут рассматриваться как своего рода альтернативная (невизуальная) ветвь ...
Добавлено: 31 октября 2018 г.
Першеева А. Д., Вестник ВГИК 2015 № № 3 (25) С. 82-91
В данной статье феномен однокадрового видеоарта рассматривается в качестве специфической повествовательной структуры. Автор анализирует особенности художественного решения в однокадровом видеоарте и те выразительные возможности, которые открываются в случае программного отказа от аудиовизуального монтажа. Автор показывает, что опущение такой фигуры знака, как монтаж, дает художнику возможность ослабить сюжетную составляющую экранного образа и выстроить специфическую коммуникацию со ...
Добавлено: 8 сентября 2015 г.
Рыжков В. А., Общая тетрадь: Вестник Московской школы политических исследований 2018 № 74 С. 152-163
Удивительное дело - больше половины населения современной России жили в сознательном возрасте в СССР и, следовательно, должны иметь ясные и непротиворечивые представления о том, что это было. Но не тут - то было! ...
Добавлено: 12 февраля 2019 г.
«Россия. 21 век. Энциклопедия» - универсальное энциклопедическое издание, отражающее роль и место России в новом тысячелетии. Содержит разделы о государственном устройстве, 85 субъектах Федерации, природе страны, населении, истории, экономике,состоянии окружающей среды, социальной сфере, культуре - литературе, архитектуре, музыке, театре, кино, а также другие сведения о современном российском обществе. Издание ориентировано на широкие круги читателей, на ...
Добавлено: 8 декабря 2020 г.
М. : Intrada, 2016
В России впервые издана коллективная монография, посвящённая эмблеме — словесно-визуальному жанру, широко распространённому в западноевропейской культуре XV-XVIII вв., а с XVII в. известному также и в России. В её основе – доклады, сделанные в РГГУ, на круглом столе "Эмблематика в европейской культуре" 4 апреля 2015 г., организованном гуманитарным клубом Intrada совместно с ИФИ РГГУ и ...
Добавлено: 27 января 2019 г.
Самутина Н. В., В кн. : Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. : М. : Новое литературное обозрение, 2009. С. 490-536.
Классического и классики в кинематографе в ка-ком-то смысле нет и не может быть вовсе - но есть и такие области, которые сплошь заполнены отсылками к понятию классики и рассуждениями о «классическом кино» (и прежде всего такова одна из самых симптоматичных областей - область обыденного употребления слов). Автор статьи анализирует характер кинематографической нормативности, обращает внимание на ...
Добавлено: 23 сентября 2013 г.
М. : Новое литературное обозрение, 2010
Сборник приурочен к 60-летию Ю.Г. Цивьяна, киноведа, профессора Чикагского университета. Среди авторов сборника наряду с российскими и зарубежными историками кино и театра - видные литературоведы, исследования которых охватывают круг имен от Пушкина до Набокова, от Эдгара По до Вальтера Беньямина, от Гоголя до Твардовского. Многие статьи посвящены тематике жеста и движения в искусстве, разрабатываемой в ...
Добавлено: 17 сентября 2015 г.
Гудков Л. Д., Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии 2009 Т. 101 № 3 С. 84-102
Данная статья продолжает серию публикаций сотрудников Левада-Центра, выполняемых в рамках исследовательского проекта «Советский человек». ...
Добавлено: 11 апреля 2013 г.
Родькин П. Е., М. : Совпадение, 2018
Исследование посвящено герменевтике кинематографа ХХ века, раскрытию исключенного содержания и работе кинополитик на основе анализа более ста зарубежных и советских/российских, фильмов. Книга будет интересна всем, кто интересуется феноменом массовой культуры, кино и сущностью власти в рамках их философской, социологической и культурно-политической интерпретации. ...
Добавлено: 11 января 2018 г.
Жанайдаров Д. Е., Международный журнал исследований культуры 2018 № 2(31) С. 105-114
Статья посвящена формированию образа дореволюционной истории России на примере фильма Юрия Тарича «Крылья холопа» (1926). В первое пореволюционное десятилетие происходит отход от прежних стандартов в изображении отечественной истории и идёт поиск новых форм экранных репрезентаций событий прошлого. Хотя фильм наследует традиции изображения царя как убийцы и деспота, создатели – режиссёр Юрий Тарич и сценарист Виктор Шкловский – постарались передать на экране революционное понимание истории. ...
Добавлено: 2 октября 2018 г.
СПб. : ИД "Петрополис", 2018
Фильм можно прочитывать как карту или атлас, учитывая географию его действия и его создания. Передвигаясь или оставаясь на одном месте, герои фильма расширяют или сужают границы своего мира — физического и/или социального. В фокусе внимания авторов первой части сборника — пространство в фильме и пространство фильма, полилокальность и эмоциональная география.
Вторая часть сборника посвящена персонажу на ...
Добавлено: 3 декабря 2018 г.
Никонорова Т. Н., Отечественные архивы 2012 № 2 С. 90-94
Проанализированы документы из личного фонда кинорежиссера Э.Г. Климова и Госкино СССР, раскрывающие процесс создания и дальнейшую судьбу фильма «Агония» (1965-1985 гг.). ...
Добавлено: 20 августа 2012 г.
Berlin : Springer, 2019
Добавлено: 15 апреля 2018 г.
Малич К. А., Издательство Государственного Эрмитажа, 2017
«“Октябрь” в Зимнем» – попытка реконструировать историю работы С. М. Эйзенштейна и Г. В. Александрова над фильмом «Октябрь», созданным к десятилетию Октябрьской революции. В первую очередь книга посвящена эпизодам, снятым в Зимнем дворце и на Дворцовой площа- ди. Несмотря на тщательно собранные исторические данные и возможность работать в подлин- ных интерьерах, многие знаменитые сцены были ...
Добавлено: 12 ноября 2019 г.
Агарин Е. В., Хусяинов Т. М., Alma mater (Вестник высшей школы) 2020 № 7 С. 26-34
Представлены результаты социологического исследования особенностей восприятия прошлого нашей страны студентами-первокурсниками Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ). При помощи анкетирования были проанализированы уровень знания студентов, некоторые источники формирования их представлений о прошлом, отношение респондентов к деятелям и событиям отечественной истории. Сделан авторский вывод о том, что, несмотря на наличие базовых знаний, исторические представления респондентов представляются фрагментарными, противоречивыми ...
Добавлено: 14 июля 2020 г.
Волкова О. Н., Журнал Новой экономической ассоциации 2016 № 1 (29) С. 54-82
Связь культуры с экономическим развитием в последние годы вызы- вает заметный интерес в научном сообществе, однако множество вопросов еще остаются без исчерпывающих ответов. В частности, почти не исследовано взаимовлияние визуальной культуры и экономических практик. Данная работа посвящена анализу связи практик (бухгалтерского) учета, обеспечивающих про- зрачность в обществе, с эволюцией визуального в культуре (объектов, предпо- лагающих ...
Добавлено: 7 апреля 2016 г.
Васильева В. О., Человек и культура 2014 № 6 С. 1-20
Предметом исследования выступают категории "места" (пространства) и "времени" как категории культуры. Будучи качественно окрашенными, они меняются в контексте тех или иных технологий коммуникации (медиа). Важнейшей технологией такого рода является кинематограф: именно он моделирует пространство и время в восприятии аудитории. Об изменившемся переживании субстанции времени в связи с кино писали многие исследователи. В настоящей статье делается ...
Добавлено: 21 марта 2015 г.
Павлов А. В., Искусство кино 2012 № 2 С. 50-53
Текст представляет собой рецензию на фильм «Семь дней и ночей с Мэрилин». Автор отмечает особенности картины, которую, по его мнению, нельзя назвать ни драмой, ни мелодрамой, а скорее, зарисовкой, «фотоальбомом середины ХХ века». Отмечая игру актеров, критик рассматривает и анализирует многочисленные конфликты, лежащие в основе фильма о Мэрилин Монро, в которых полнее раскрываются характеры героев ...
Добавлено: 22 октября 2012 г.
Павлов А. В., Социология власти 2017 Т. 29 № 2 С. 116-132
Понятие революции сегодня остается актуальным как для общественно-политического дискурса, так и для академических исследований. Однако многие левые мыслители вообще и неомарксистские теоретики в частности испытывают определенную сложность, поскольку о революции теперь не рассуждают в категориях исторической закономерности. По этой причине сторонники революции мыслят ее как некое утопическое состояние. Другая трудность левых состоит в том, что в настоящее время они не ...
Добавлено: 17 августа 2018 г.
М. : Издательские решения. Ридеро, 2016
«Кино в меняющемся мире» — книга размышлений о значимых вехах истории киноискусства, оказавшегося любимым детищем ХХ века и, одновременно, заложником изменений, начавшихся тогда и продолжающихся до сих пор. Вопросы эстетики и этики в кино неотделимы от истории технологий и логики социокультурного развития общества. На страницах сборника, подготовленного сотрудниками сектора Медийных искусств ГИИ, прошлое вступает в ...
Добавлено: 11 декабря 2016 г.