?
Les manuels contemporains de littérature en Russie, sauf-conduits du conservatisme de la fin de l’époque soviétique
P. 173-202.
Статья посвящена обзору постсоветских учебников по литературе для средней школы. Особое внимание уделено отражению в них идеологии позднесоветского консерватизма.
В книге
Louvain-la-Neuve : Bruylant, 2013
Павловец М. Г., В кн. : La poesia russa da Puškin a Brodskij. E ora? / Русская поэзия от Пушкина до Бродского. Что дальше? Atti del Convegno Internazionale di Studi Roma, 29-30 settembre 2011. Sapienza Università di Roma. : Edizioni Nuova Cultura, 2012. С. 297-312.
Статья посвящена тому, как представлена современная русская литература в учебниках по литературе постсоветского времени ...
Добавлено: 9 марта 2015 г.
Абелюк Е. С., Русский журнал 2002 № 11 Сентября
В статье речь идет о перегруженности программ по литературе. Формулируются цели и задачи литературного образования. ...
Добавлено: 19 апреля 2013 г.
Абелюк Е. С., Блюмина З. А., Княжицкий А. И., М. : Московский институт развития образовательных систем, 1993
Программа литературного образования МИРОС с 5 по 9 класс предлагает проблемный подход изучения литературы с учетом и художественной проблематики. Произведения объединены в блоки не только по тематическому принципу, но и на основе общности литературно-художественных признаков, например, жанра. Творчество каждого автора подается в логике, определяемой особенности именно его художественного мира, поэтому в 5 классе при чтении ...
Добавлено: 20 апреля 2013 г.
Волков С. В., Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности 2012 № 5 С. 4-7
Критический разбор заключительно этапа Всероссийской олиспиады по литературе 2012 года, проводившегося на базе НИУ ВШЭ. Статья стала победителем конкурса Минобрнауки среди материалов, освещающих проведение Всероссийских олимпиад ...
Добавлено: 12 января 2013 г.
Павловец М. Г., Практики & Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований 2021 Т. 6 (4) С. 64-82
В статье рассматриваются некоторые из сегодняшних подходов к изучению литературы в школе, возникающие – в ответ на общее ощущение кризиса этой дисциплины – как попытки «пересобрать» ее на новых основаниях. Особое внимание уделяется «субъект-субъектному методу чтения» известного специалиста по творчеству Ф.М. Достоевского, доктора филологических наук Т.А. Касаткиной. В статье мы приходим к выводу, что данный метод с трудом применим ...
Добавлено: 11 февраля 2022 г.
Абелюк Е. С., Школьное обозрение: бюллетень учебной и детской литературы 2005 № 01 С. 8-14
Статья представляет собой путеводитель по ресурсам, которые могут быть полезны учителю литературы (ресурсы аннотируются): это библиотеки художественной литературы, лучшие литературоведческие и методические сайты. ...
Добавлено: 28 марта 2013 г.
Волков С. В., Дмитренко С., Тихомирова К. и др., Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности 2012 № 9 С. 4-10
Аналитический отчет о работе Всероссийского съезда учителей литературы, проходившего в МГУ в июле 2012 года. ...
Добавлено: 12 января 2013 г.
Разувалова А. И., Сибирский филологический журнал 2013 № 4 С. 108-115
В статье рассматривается процесс дискурсивной адаптации пи-сателей-«деревенщиков» (В. Астафьева, В. Шукшина, Ф. Абрамова, С. Залыгина, В. Белова, В. Солоухина) к статусу «наследников» русской литературной классики. Этот процесс был связан с осуществлявшейся в «долгие 1970-е» очередной канонизацией русской классики XIX века, в которой значительную роль сыграли критики и литературоведы национально-консервативного лагеря. Специфика самоопределения «деревенщиков» по отношению ...
Добавлено: 15 марта 2024 г.
С целью исследовать структуру литературного образования, т. е. потребности участников образовательных отношений в сфере чтения художественной литературы, а также институции и ресурсы, используемые для их удовлетворения, авторы анализируют термин «литературное образование», раскрывающий исторически сложившийся подход к трактовке данного понятия, а также используют результаты качественных социологических исследований: фокус-групп и глубинных интервью с учителями, библиотекарями, родителями, студентами и старшеклассниками. При всех различиях ...
Добавлено: 8 апреля 2021 г.
Скулачев А. А., В кн. : «Учителя, ученики, коллеги…»: Сборник статей к 60-летию Дмитрия Петровича Бака. : М. : Изд-во РГГУ, 2021. С. 755-766.
Обзор методологии, технологий и практических инструментов выстраивания школьного литературного образования вокруг литературного творчества учеников ...
Добавлено: 9 февраля 2023 г.
Волков С. В., В кн. : Занятия литературой в гуманитарных и математических классах. Сочинения, игры, путешествия. : М. : Московский Институт развития образования, 2013. С. 104-109.
Опережающее задание и его роль при изучении поэзии А.Ахматовой. ...
Добавлено: 4 ноября 2013 г.
Разувалова А. И., Русская литература 2014 № 3 С. 220-229
В статье рассматривается генезис представлений В.П. Астафьева о зле и насилии, определивших в 1970-1980-е гг. характерный для этого автора и нетривиальный для позднесоветского периода глубокий антропологический и культурный пессимизм. ...
Добавлено: 15 марта 2024 г.
Павловец М. Г., Логос 2017 № 5 (120) С. 65-86
Статья посвящена апологии Иосифа Сталина и сталинизма в некоторых школьных учебниках литературы постсоветского времени. Их авторы в основном позитивно оценивают роль Сталина в качестве не только руководителя советского государ-ства в целом, но и «модератора» лите- ратурного процесса в СССР. Оценки самим Сталиным отдельных произве- дений и творчества их авторов (как отчасти и отношение этих послед- ...
Добавлено: 22 августа 2017 г.
Волков С. В., М. : МЦНМО, 2012
Сборник вариантов Государственной итоговой аттестации школьников по литературе в 9 классе. ...
Добавлено: 29 октября 2013 г.
Волков С. В., Литература (Первое сентября) 2009 № 7 С. 32-36
Статья о том, как изучать с современными школьниками "несовременную" поэзию Н.А.Некрасова. ...
Добавлено: 4 ноября 2013 г.
Волков С. В., Литература (Первое сентября) 2012 № 4 С. 34-39
Подготовка к сдаче ЕГЭ по произведениям Н.Гоголя. ...
Добавлено: 4 ноября 2013 г.
Архангельский А. Н., М. : Дрофа, 2009
Этот учебник создан по авторской программе В.В.Агеносова и А.Н.Архангельского "Русская литература XIX-XX веков (для 10-11 классов общеобразовательных учреждений)" и входит в единый комплект учебников для 10 и 11 классов.
В первой части учебника для 10 класса в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования раскрывается литературный процесс в России первой половины XIX века, прослеживается ...
Добавлено: 4 февраля 2010 г.
Макаренко Б. И., Тетради по консерватизму 2014 № 2(2) С. 67-73
Консерватизм всегда сочетает в себе элементы охранения и развития. В западном консерватизме практика видоизменения, учета современных реалий давно развита. Проблемой российского консерватизма всегда было то, что государство, оставаясь доминирующим субъектом политики, исполняло обе функции, и потому такой синтез не всегда получался. Травматичным для российского консерватизма был советский период, после которого консервативная традиция только возрождается, и ...
Добавлено: 15 июля 2015 г.
Разувалова А. И., М. : Новое литературное обозрение, 2015
Исследование посвящено особенностям «деревенской прозы» 1960— 1980-х годов — произведениям и идеям, своеобразно выразившим консервативные культурные и социальные ценности. Творчество Ф. Абрамова, В. Солоухина, В. Шукшина, В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина и др. рассматривается в контексте «неопочвенничества», развивавшего потенции, заложенные в позднесталинской государственной идеологии. В центре внимания — мотивы и обстоятельства, оказавшие влияние на структуру и риторику самосознания писателей-«деревенщиков», темы внутреннего диссидентства и реакционности, «экологии природы и духа», ...
Добавлено: 15 марта 2024 г.
Волков С. В., В кн. : Занятия литературой в гуманитарных и математических классах. Сочинения, игры, путешествия. : М. : Московский Институт развития образования, 2013. С. 12-14.
Как организовать чтение внеклассной литературы со школьниками математического профиля ...
Добавлено: 3 ноября 2013 г.
Павловец М. Г., Литература в школе 2012 № 4 С. 30-31
Статья посвящена юбилею известного литературоведа, главного редактора учебно-методических комплексов по литературе для кшоле и вуза В.В. Агеносова ...
Добавлено: 9 марта 2015 г.
Павловец М. Г., Дружба народов 2023 № 11 С. 203-208
Статья посвящена проблемам учебного и досугового чтения школьников в современной России. Обращается в нимание на то, что утвердившаяся в последнее время модель литературного образования не предполагает чтения полных текстов программных произведений, а в чем-то даже и препятствует этому, подменяя чтение - изучением содержания учебников и знакомством с кратким пересказом ...
Добавлено: 7 декабря 2023 г.
Павловец М. Г., В кн. : Художественный мир Беллы Ахмадулиной. : Тверь : Издательство Марины Батасовой, 2016. С. 122-127.
Статья посвящена освещению творчества Беллы Ахмадулиной в постсоветских учебниках литературы ...
Добавлено: 15 сентября 2016 г.