?
Соотношение вербального и визуального в пьесе Уиндема Льюиса «Враг звезд» и футуристической опере «Победа над солнцем»
С. 42-59.
Язык:
русский
В книге
Авраменко И. А., Бочкарева Н. С., Братухин А. Ю., Братухина Л. В., Гасумова И. И., Дарененкова В. С., Загороднева К. В., Князева Е. А., Проскурнин Б. М., Суслова И. В., Табункина И. А., Туляков Д. С. Пермь : Пермский университет, 2011
Туляков Д. С., Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика 2015 № 4 С. 76-82
Аннотация: в статье исследуется связь между концепцией визуальности Уиндема Льюиса и поэтикой его романа «Тарр» (1918). Принятая в научной литературе о художнике трактовка визуальности вербального текста (аналогия определенных черт поэтики литературного произведения особенностям живописи одного из течений начала XX в.) дополнена анализом философских рассуждений Льюиса 1920–1930-х гг. о «философии зрения» и «внешнем методе» изображения в литературе. ...
Добавлено: 7 октября 2015 г.
Туляков Д. С., Мировая литература в контексте культуры 2012 № 1 (7) С. 221-226
В статье исследуются отношения живописной абстракции и литературного произведения на материале пьесы Уиндема Льюиса «Враг звезд» и одноименной иллюстрации. Предлагается интерпретация иллюстрации в контексте системы образов пьесы и взглядов Льюиса на абстрактное искусство, изложенных в журнале «БЛАСТ». Определяется значение абстракции и абстрактной иллюстрации в раннем творчестве художника и в пьесе «Враг звезд» ...
Добавлено: 15 апреля 2014 г.
Туляков Д. С., Вестник Томского государственного университета. Филология 2015 Т. 37 № 5 С. 172-184
Анализируется эволюция критики писателя и художника У.Льюиса, который в 1910-е гг. формулирует эстетические принципы английского авангардного движения «вортицизм» по контрасту с другими живописными течениями, а к середине 1920-х гг. переходит к полемике с писателями-модернистами Э.Паундом, Дж.Джойсом и Т.С.Элиотом с позиции защитника визуальных ценностей. Подчеркивается релевантность авторской концепции модернизма как рефлективного искусства уникальной новизны для современного ...
Добавлено: 7 октября 2015 г.
Туляков Д. С., Бочкарева Н. С., Мировая литература в контексте культуры 2009 № 4 С. 329-333
Добавлено: 15 апреля 2014 г.
Туляков Д. С., Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология 2010 № 4 (10) С. 135-144
В статье анализируется пьеса британского писателя и художника Уиндема Льюиса «Враг звезд» в аспекте соотношения в ее поэтике вербального и визуального. Экспериментальная поэтика новаторской драмы рубежа веков трактуется как литературное осмысление конфликта между формой и содержанием, получившего радикальное воплощение в живописи начала XX в. Таким образом, пьеса оказывается вписанной в контекст художественных экспериментов мирового модернизма. ...
Добавлено: 15 апреля 2014 г.
Туляков Д. С., Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки 2013 № 4 (120) С. 192-200
Рассматривается функционирование театральной образности в поэтике пьесы У. Льюиса «Враг звезд» (1914). Через обращение к теории и истории античного театра (по современным и известным Льюису научным источникам) раскрывается и интерпретируется античная специфика театральных образов пьесы. Определяется ключевая моделирующая роль масок главных героев в автореференциальной экспозиции «Врага звезд», отражающей проблематичность соотношения ...
Добавлено: 3 марта 2014 г.
Белград : Филологический факультет Белградского университета, 2017
Сборник «И после авангарда — авангард» посвящен влиянию авангардных концепций 1910–1920-х гг. на русскую литературу и искусство периода оттепели. Наряду с этим исследуются художественные практики более позднего времени, которые опираются на творчество оттепели, как звена, восстанавливающего связь с началом ХХ века. ...
Добавлено: 1 сентября 2017 г.
Kruchenykh A. E., , in : Aleksandr Deineka. An Avant-garde for the Proletariat. : Madrid : Fundacion Juan March, 2011. P. 322-323.
Художественный перевод эссе А.Крученых «Биография луны» (1916) с комментариями и послесловием Е.Штейнера. ...
Добавлено: 28 февраля 2013 г.
Зенкин С. Н., Фольклор: Структура, типология, семиотика 2019 Т. 2 № 4 С. 72-83
В статье вводится понятие интрадиегетического образа –
изображения (картины, статуи, фотографии и т. д.), которое становится одним из «действующих лиц» повествовательного сюжета
в произведениях литературы или кино. Со своим фикциональным
окружением интрадиегетический образ вступает в силовое напряжение: адаптируясь к окружающей среде, он деформирует ее и деформируется сам – подрывает реалистическую иллюзию своей инородностью, подчеркивает контраст между двумя типами ...
Добавлено: 25 сентября 2020 г.
Мартынова Е. С., Философия и культура 2015 № 2 (86) С. 295-320
Искусство XX в. заметно отличается от размеренной художественной жизни предшествующих столетий. В данной статье речь пойдет о наиболее значимых культурных феноменах, сформировавших облик столетия. Для первой половины XX в. основополагающим художественным жанром бесспорно является сюрреализм. Во-первых, сюрреализм при всем своем радикализме обладает чрезвычайно богатой генеалогией. Во-вторых, сюрреалисты сумели выработать четкую художественную концепцию. И, наконец, в-третьих, ...
Добавлено: 13 апреля 2015 г.
Павловец М. Г., Ярославский педагогический вестник 2014 Т. 1 № 1 С. 145-149
Статья посвящена творческой рецепции поэтом Львом Лосевым футуристической традиции словотворчества и деформации слова. В частности, разбираются опыты поэта по «руинированию» слова, его эксперименты в области поэтической дериватологии: создание «самовитых слов» - окказионализмов в духе русских футуристов; образцы анаграммирования и палиндромирования в его стихотворениях; отмечаются особенности их рифмовки и роли в них разного рода «грамматических неправильностей». ...
Добавлено: 22 сентября 2014 г.
Туляков Д. С., Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология 2012 № 4 (20) С. 167-183
В статье исследуется соотношение вербального и визуального в теории синтеза искусств В.Кандинского и его сценической композиции «Желтый звук». Анализируется отношение Кандинского-теоретика к слову как составному элементу сценического искусства (статья «О сценической композиции»), противоречащее литературной практике художника. В ходе анализа визуального уровня текста «Желтого звука» доказывается, что слово является универсальным инструментом пе
редачи внутренне взаимосвязанных визуального сценического ...
Добавлено: 15 апреля 2014 г.
Лекманов О. А., В кн. : Слово как таковое. : СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. С. 194-203.
Акмеизм и футуризм в критике ...
Добавлено: 27 сентября 2014 г.
Туляков Д. С., / Высшая школа экономики. Series WP BRP "Literary Studies". 2016. No. 13/LS/2016.
В статье рассматривается автобиография Уиндема Льюиса "Подрывник и бомбардир" (Blasting and Bombardiering, 1937) как инструмент переоценки модернизма и его репрезентации для широкой аудитории читателей популярной литературы. Льюис использует жанр автобиографии для того, чтобы позиционировать себя одновременно извне и изнутри этого феномена и идет наперекор собственной критике, в которой отрицаются современные формы субъективности, понимание "я" на ...
Добавлено: 16 февраля 2016 г.
Туляков Д. С., Мировая литература в контексте культуры 2013 № 2 (8) С. 154-161
В статье рассматривается взаимодействие вербального и визуального в поэтическом тексте В. Кандинского. Стихотворение художника анализируется в сопоставлении с сопровождающим его визуальным рядом (авторскими гравюрами) в контексте ранней эстетической теории Кандинского. Делается вывод о взаимозависимом характере связи между вербальным и визуальным в синтетическом творчестве художника. ...
Добавлено: 7 сентября 2014 г.
Bregenz : Kunsthaus Bregenz Arena, 2012
Cборник трудов международного центра искусств в Брегенце (Австрия). ...
Добавлено: 28 февраля 2013 г.
Успенский П. Ф., В кн. : Текстология и историко-литературный процесс II. Сборник статей. : М. : Лидер, 2014. С. 145-150.
В статье стихотворение А.Е. Крученых "ЗАБЫЛ ПОВЕСИТЬСЯ..." (1913) прочитывается как текст, обыгрывающий предсмертные слова Свидригайлова из "Преступления и наказания". ...
Добавлено: 12 октября 2014 г.
Павловец М. Г., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2017 Т. 18 № 1 С. 269-275
Для русских неподцензурных поэтов 2-й пол. ХХ в. остро стояла проблема выстраивания собственной творческой преемственности по отношению прежде всего к той части русской культуры, традиции которой были, по мнению многих из них, искусственно прерваны в годы насаждения соцреализма. Так, по свидетельству Льва Лосева, значимой фигурой для его поколения, еще только входящего в мир поэзии, был ...
Добавлено: 19 июня 2018 г.
Афанасьева И. А., Обсерватория культуры 2023 Т. 20 № 2 С. 188-196
В статье исследуется проблема соотношения парадигм лингвистического (linguistic), иконического (iconic) и визуального (visual) «поворотов», связанных с современным искусством. Рассматривается история этих терминов, анализируется специфика каждого из них, выявляются их роль и значение в искусстве, истории и культуре, приводятся конкретные примеры произведений XX—XXI веков. Попытки преодоления методологического кризиса в искусствознании сделали эти подходы влиятельными и актуальными ...
Добавлено: 9 марта 2023 г.
Туляков Д. С., Новый филологический вестник 2017 № 1(40) С. 136-146
Современное понимание визуальности литературного текста как совокупности тех его особенностей, которые ориентируют читателя на представление яркого и запоминающегося визуального образа, противопоставлено в статье устоявшейся традиции исследования текста с целью обнаружить в нем следы влияния изобразительного искусства. На основе изложенной современной концепции исследуется визуальность описания персонажей в модернистском романе английского писателя и художника У. Льюиса «Обезьяны ...
Добавлено: 16 октября 2016 г.
Kruchenykh A. E., , in : Aleksandr Deineka. An Avant-garde for the Proletariat. : Madrid : Fundacion Juan March, 2011. P. 313-321.
Художественный перевод В.Хлебникова и А.Крученых «Победа над солнцем» (1913) с примечаниями и комментариями. ...
Добавлено: 28 февраля 2013 г.