?
Проблема культуры в философии Х.Плеснера
С. 282-297.
В данной работе автор демонстрирует, как старым схемам противостояния культурного и животного бытия немецкий философ противопоставляет идею совпадения закрытости окружающей среды животного и открытости человеческого мира в эксцентрическом существовании человека.
Ищенко Н. И., Философские науки 2014 № 12 С. 66-77
В статье рассматривается философско-антропологическая теория смеха и плача Хельмута Плеснера. Эта теория представляет собой герменевтическое учение о специфических формах человеческой выразительности, в котором философ создает собственный вариант феноменологии и герменевтики – герменевтику телесности. Телесное бытие выступает в философии Плеснера главным объектом феноменологического описания и герменевтического истолкования: в них опыт непосредственного переживания мира на телесном уровне находит свое выражение в теории смеха и плача как в учении о формах специфически человеческой экспрессивности. ...
Добавлено: 4 марта 2015 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 5.: СПб. : Алетейя, 2014. С. 106-120.
Автор рассматривает антропобиологическую теорию смеха и плача Хельмута Плеснера. Данная теория представляет собой философское учение о специфических формах человеческой выразительности или экспрессивности, в котором Плеснер создает собственный вариант феноменологии и герменевтики – герменевтику телесности. В таком учении главным объектом феноменологического описания и герменевтического истолкования выступает телесное бытие: в теории смеха и плача как в учении ...
Добавлено: 4 марта 2015 г.
Ищенко Н. И., Философские науки 2013 № 7 С. 65-78
Работа посвящена сравнительному анализу экзистенциально-онтологических концепций М. Хайдеггера и Х. Плеснера в философско-антропологическом аспекте. В ней утверждается, что, в отличие от учения о человеческом существовании
М. Хайдеггера, согласно которому раскрытию смысла бытия должен предшествовать анализ априорных структур экзистенции, философская антропология Х. Плеснера опровергает экзистенциально-онтологическое обоснование всего
миропонимания в доэмпирической антропологии как в теоретическом учении о «бытии-сознании». Согласно ...
Добавлено: 13 ноября 2013 г.
Ищенко Н. И., Артикульт 2013 Т. 4 № 12 С. 37-46
Данная работа посвящена анализу экзистенциально-онтологической концепции Хельмута Плеснера в философско-антропологическом аспекте. В работе утверждается, что философия Плеснера опровергает экзистенциально-онтологическое обоснование антропологии как теоретическое учение о «бытии-сознании». Согласно Плеснеру, философия человека невозможна без философии природы, поскольку способ существования человека возможно постигнуть только как способ бытия природного существа. На этом основании предметом философии, по Плеснеру, должна выступать ...
Добавлено: 26 января 2014 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Следование правилу: рассуждение, разум, рациональность. : СПб. : Алетейя, 2014. С. 158-173.
В философии Шелера идея духовного существа, которое он называет личностью, не совпадает с классическим античным или христиаским смыслом этого понятия. Хотя эта идея представяляет интеллект как "частичную форму духа", согласно Шелеру, "личностные измерения духа ограничены конечной, человеческой сферой экзистенции". Кроме того, психовитальная сфера человека более не детерминирована духовной, поскольку первая является гораздо более мощной, чем ...
Добавлено: 23 октября 2014 г.
Чепурин К. В., Comparative and Continental Philosophy 2016 Vol. 8 No. 3 P. 302-314
Добавлено: 6 июня 2014 г.
Карпенко Е. К., В кн. : Семен Людвигович Франк. : М. : РОССПЭН, 2012. С. 417-432.
В книге представлены примеры современных, главным образом, отечественных исследований творчества русского философа С.Л. Франка (1877–1950). Под одной обложкой здесь собраны тексты, которые в совокупности дают определенное представление об интенсивности ведущейся учеными работы ее направленности. Однако, по мнению составителей, проделанная работа по изучению творчества С.Л. Франка может рассматриваться лишь как подготовительная. Продолжается спор вокруг проблемы «Что ...
Добавлено: 20 марта 2014 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 13-25
Работа посвящена проблеме синтеза теорий и методов изучения отношения личности к себе, созданных в контексте различных философских, психологических и гуманитарных наук. Ставится задача развития «персонологии отношения к себе», основанной на этом синтезе. Представлена персонологическая модель самоотношения, эксплицированная из текстов М. Фуко и соединившая транскультурные идеи об индивидуальном отношении к себе. Данные идеи рассматриваются как культурный ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 № 2 С. 91-105
Дается обоснование перспектив исследований генеза мысли на пересечении психологии мышления и культурной психологии личности. Представлена модель «характеристик зрелой мысли», основанная на синтезе общепсихологических идей о мышлении и культурных данных о мыслительной жизни личности. К этим характеристикам относятся проблемность, операциональная сложность и понятийное богатство мысли. Показано, что интерпретация произведений как метод культурной психологии личности позволяет обогатить ...
Добавлено: 18 ноября 2012 г.
Порус В. Н., Russian Studies in Philosophy 2020 Vol. 58 No. 3 P. 200-213
Добавлено: 12 октября 2020 г.
Кольцова В. А., В кн. : Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 27-33.
С.Л.Рубинштейн - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности. Это субъектно-деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников ипоследователей Он - автор первой ...
Добавлено: 14 апреля 2013 г.
Филиппов А. Ф., В кн. : Жизнь ума. : СПб. : Наука, 2013. С. 492-515.
Понимание мышления у Арендт имеет специфические особенности. Мышление – это форма жизни ума, но такая, которая сродни «смерти при жизни». Воление, напротив, реализуется во внешнем мире, эта форма жизни ума, однако, характеризуется особым, открытым лишь сравнительно поздно и поначалу только богословами свойством: способностью приостанавливать воление волей. Это позволяет производить подробные сравнения философии Арендт, Хайдеггера и ...
Добавлено: 24 ноября 2013 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура. Сборник материалов научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, ГУ-ВШЭ, 10 марта 2010 г.). : М. : Праксис, 2010. С. 98-114.
Данная работа посвящена изложению позиции Х. Плеснера по проблеме языка, которую он рассматривает в рамках своего философско-антропологического проекта с целью обоснования тезиса об эксцентрической форме организации существования человека. В антропологии Плеснера язык рассматривается как «ядро сущностного признака человека – экспрессивности» и предстает «истинным экзистенциальным доказательством» эксцентрической позициональности человека, поскольку в нем «поразительным образом совпадают» все ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Глебов О. А., Гуманитарный научный вестник 2019 № 1 С. 17-22
Данная статья посвящена проблеме генезиса культурной истории у И. Канта. Автор «заполняет пробелы» концепции И. Канта, основываясь на данных теорий Дж. Фейблмана и Б. Малиновского. В работе также используется методология феноменологической философии. Объектом исследования является исток культуры, а предметом интенциональное сознание. Целью работы служит выявление возможного истока культуры. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Чепурин К. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 18.
In this paper, I explore a peculiar triad found in Hegel’s later anthropological thought: individuality, intensity, and daimon (or fate), the latter identified with what Hegel calls one’s “intensive form of individuality.” In his notion of the soul’s intensity, Hegel is reconceptualizing Kant’s idea of intensity of the soul towards an anthropological theory of individuality ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.
Тульчинский Г. Л., Художественная культура 2021 Т. 38 № 3 С. 112-127
Цифровизация породила существенно новую цивилизационную и экзистенциальную ситуацию. Развитие человечества было связано с созданием коллективной памяти в виде культуры как системы порождения, хранения и трансляции социального опыта, включая создание искусственной среды обитания. Основную часть истории человек уподоблял мир себе, что делало мир понятным. Однако со временем инструменты и средства становились все менее антропоморфными. Мир во все большей степени стал уподобляться сложным ...
Добавлено: 18 октября 2021 г.
М. : ИФРАН, 2012
На основе применения новейших теоретических инструментов вскрыты неявные аспекты советского культурного опыта 1920-1930-х гг. Авангардная фотография рассмотрена с точки зрения антропологии восприятия. Изучены различные режимы использования национального архива. Послереволюционное преобразование труда и быта представлено как проявление биополитики. Обнаружена коммуникативная логика проектов Александра Богданова. Проанализировано внутреннее время произведений авангардного искусства. Коллективная монография предназначена для специалистов в ...
Добавлено: 18 марта 2013 г.
Малинкин А. Н., Социологические исследования 2014 С. 76-85
Философская социология Макса Шелера содержит глубокую критику культурно-антропологических основ западной цивилизации. Культурный тип человека западной цивилизации характеризуется Шелером как несбалансированный: он недостаточно ориентирована внутрь самого себя, на самосовершенствование, поэтому агрессивно и экспансивно направлен во внешний мир. Развивая взгляды Дж. Вико, Шелер приходит к выводу, что человек западной цивилизации потенциально склонен к тому, что называется "цивилизованным ...
Добавлено: 16 марта 2015 г.
Методологические основы разработки концепции и развитие персоналистических идей в работах В. Франкла
Уколова Е. М., Шумский В. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 178-189
Статья посвящена реконструкции представлений В. Франкла о личности как основе индивидуализации и самоформирования человека и его жизни. Раскрываются методологические основы концепции В. Франкла - понимание личности в философской антропологии М. Шелера, обсуждаются психологические категории, посредством которых описывается процесс актуализации личностного начала человека, а также рассматривается значение взглядов В. Франкла для психологии личности. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Абульханова К. А., В кн. : Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 202-215.
Анализируются ключевые положения философско-психологической концепции, а также научного творчества великого отечественного философа и психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна: проблемы Человека и Личности, раскрываемые им онтологические основы их сущности и способов существования, самореализации. Созданная ученым школа поступательно развивала его сложные и глубокие идеи, интегрируя ранее отдельно разрабатывавшиеся аспекты (способности, потребности, мотивацию, сознание, самосознание, мышление как качества личности), ...
Добавлено: 6 апреля 2013 г.
Ищенко Н. И., Артикульт 2015 Т. 4 № 20 С. 84-89
Данная статья посвящена философско-историческому истолкованию изобразительного искусства в антропологии Хельмута Плеснера. В статье рассматриваются такие основные понятия его философии искусства, как «философия стиля», «схема творчества» и «произведение искусства»; анализируется тезис Плеснера о «смерти художественного сознания из духа музыки» в контексте критики экспрессионизма; а также обосновывается вывод о том, что в современной живописи Х. Плеснер констатирует ...
Добавлено: 13 марта 2016 г.
Филиппов А. Ф., Вопросы философии 2013 № 11 С. 155-168
Ханна Арендт не считала себя философом и не собиралась создавать общее учение о человеке. Однако Арендт писала философские сочинения, и она в той или иной мере никогда не теряла из виду все то, что происходило в немецкой философской антропологии в течение полувека, примерно, c середины 20-х гг., времени первоначального оформления проекта философской антропологии, до середины ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Борисенкова А. В., Etudes Ricoeuriennes 2012 Vol. 3 No. 1 P. 1-5
Введение: философская антропология и социальный анализ. ...
Добавлено: 24 декабря 2012 г.