?
Availability restrictions and alcohol consumption: A case of restricted hours of alcohol sales in Russian regions
Россия известна во всем мире не только значительным потреблением алкоголя, но и – по оценкам ВОЗ - особо опасной моделью такого потребления. В последние годы, однако, правительство существенно ужесточило меры антиалкогольной политики. Так, в 2010 году большинство регионов страны (72 из 83) ввели запреты на продажу спиртных напитков, за исключением пива, в ночные часы. 11 регионов не вводили подобных мер.
Мы использовали эту уникальную ситуацию как своего рода естественный эксперимент, чтобы определить, как новые временные ограничения повлияли на потребление алкоголя. Использовались официальные статистические данные Росстата об объемах продаж отдельных спиртных напитков по регионам, а также микроданные РМЭЗ- НИУ ВШЭ. Проводился дескриптивный анализ данных о подушевых продажах алкоголя, а также регрессионный анализ индивидуального потребления спиртных напитков с учетом ряда факторов, в том числе – временных ограничений торговли.
Обнаружилась значимая положительная корреляция между объемом потребляемого алкоголя и количеством часов, когда торговля разрешена (контролировались другие факторы). Результаты регрессионного анализа подтверждаются данными региональных продаж. С точки зрения сокращения потребления, вечерние ограничения торговли оказываются более эффективными, чем утренние. При этом запреты на ночную торговлю крепкими напитками не увеличивают потребление пива и самогона.
Таким образом, временные ограничения на продажу спиртного – потенциально эффективная мера политики сокращения пьянства. Результаты исследования говорят о том, что ограничения должны быть более жесткими в тех регионах, где потребление алкоголя отличается значительными масштабами.