?
Компликология: создание деструктивных, конструктивных и диагностирующих трудностей
Подавляющее число психологических исследований сосредоточено на том, как люди решают задачи и справляются с проблемами и трудностями, но не на том, как и зачем они их создают. Однако то, как конкретный человек справляется с проблемами, и – шире – каковы вообще возможные пути совладания с ними, в значительной мере зависит от существа, природы этих трудностей, в том числе очень зависит от того, как и с какими целями данные трудности и проблемы созданы.
В монографии рассматривается общий контекст происхождения и осуществления деятельностей по созданию трудностей различного типа. Предлагается новое исследовательское поле – компликология (от лат. complicatum – «осложненное», «путанное», «туманное»): изучение создания трудностей, их целей, особенностей осуществления, ответных реакций на них и особенностей совладания с ними.
Особое внимание уделено анализу нравственных аспектов и моральных дилемм, возникающих при создании трудностей (в том числе конструктивных) для других субъектов.
Книга предназначена для психологов, социологов, педагогов. конфликтологов и представителей смежных дисциплин.
В книге показано, что и создание трудностей, и борьба с ними имеют давнюю историю – продолжительностью в эволюцию жизни на Земле. Но по мере развития живых существ все больший удельный вес в этой борьбе приобретали трудности, преднамеренно создаваемые одними субъектами для других. У человека изобретение трудностей и проблем для других становится весьма сложной и дифференцированной деятельностью, преследующей различные – вплоть до прямо противоположных – цели и использующей разные средства.
Наиболее подробному анализу в книге подвергаются три основных типа трудностей, преднамеренно создаваемых людьми друг для друга:
а) деструктивные трудности, нацеленные на нанесение ущерба (прежде всего, в условиях жесткого противоборства и конкуренции);
б) конструктивные трудности, нацеленные на помощь в развитии другому субъекту (например, обучающие трудности в разных областях);
в) диагностирующие трудности, предназначенные для исследования возможностей другого субъекта (тесты, контрольные задания, неформальные испытания и т.д.).