?
К вопросу о трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии М. Хайдеггера: от феноменологии сознания к феноменологии бытия
ИНИОН РАН
,
1998.
Характеризуя процесс трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии М. Хайдеггера, мы можем сказать, что решающим обстоятельством на пути преодоления позиций философии Гуссерля и определения нового предмета феноменологии явилось для Хайдеггера осознание приоритетной роли самого бытия по отношению к любому способу бытия (включая бытие сознания) и, как следствие, отказ от феноменологического (чистого) сознания как единственной почвы подлинного философского анализа
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ищенко Н. И., Сибирский философский журнал 2016 Т. 14 № 1 С. 256-265
Данная статья посвящена проблеме тематического предмета феноменологической онтологии М. Хайдеггера. В работе выясняется, почему Хайдеггеру пришлось оставить философские позиции Гуссерля и определить предмет феноменологии по-новому. Обосновывается также тезис о том, что решающим обстоятельством на пути преодоления Хайдеггером исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия как тематического предмета философствования по отношению к ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Ищенко Н. И., / ИНИОН РАН. Серия № 53442 от 17.03.1998 "Деп. в ИНИОН РАН". 1998.
В данной статье освещается преемственность хайдеггеровского варианта феноменологической философии по отношению к гуссерлевскому. Рассматриваются предпосылки, обусловившие философский выбор М. Хайдеггера в пользу феноменологического метода Э. Гуссерля. Эти предпосылки суть следующие: 1) гуссерлево представление о феноменологическом созерцании; 2) феноменологическое положение об интенциональности познания; 3) гуссерлева теория материального априори и категориального созерцания; 4) трансцендентальный характер феноменологического познания. ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Чернавин Г. И., Nordhausen : Verlag Traugott Bautz GmbH, 2011
Der Verfasser vertritt die These, dass die Perspektiven des phänomenologischen Projekts in einer Weiterentwicklung der phänomenologischen Methodenlehre bestehen. Die vorliegende Studie behandelt daher drei methodologische Strategien der Spätphilosophie Edmund Husserls. Als Projekte bilden sie drei methodologische Alternativen innerhalb der Husserlschen Phänomenologie und umschreiben drei Perspektiven: die "transzendentale Archäologie des Bewusstseins" (Rekonstruktion der Urstiftungen und Abbau-Analyse ...
Добавлено: 3 октября 2014 г.
Шиян А. А., Трансцендентальный журнал 2020 № 1 С. 12
В статье рассматриваются особенности кантовского проекта дескриптивной метафизики и его развитие в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Проект дескриптивной метафизики Канта можно рассматривать в трех смыслах: как трансцендентальную философию вообще, занимающуюся исследованием познания, как метафизику опыта, нацеленную на изучение первопринципов опыта мира и как выявление структуры нашего мышления о мире. Все эти варианты дескриптивной метафизики получили свое ...
Добавлено: 7 ноября 2020 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2016 Т. 16 № 2 С. 39-62
Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Гаспарян Д. Э., Вопросы философии 2014 № 12 С. 58-68
В исследовании речь идет о противостоянии двух современных эпистемических программ: натурализма и трансцендентализма. Автор показывает ограниченность натуралистической установки в ее попытках дать полное описание мира и объясняет, что современному натурализму вопреки расхожей диспозиции противостоит именно трансцендентализм, а не феноменология. ...
Добавлено: 28 августа 2014 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Мирошниченко М. Д., Эпистемология и философия науки 2019 Т. 56 № 1 С. 65-80
Статья посвящена рассмотрению основных подходов к интеграции философского и научного пониманий природы и функционирования сознания. Рассматривается проект натурализации феноменологии – методологического сращивания когнитивной науки и философии, отправляющейся от опыта мира от первого лица, которое встроило бы объяснительные модели феноменологии в натуралистическую картину мира. Показывается, что проект натурализации не способен принять перспективу первого лица «всерьез» в ...
Добавлено: 23 сентября 2018 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2012 Т. 1 № 1 С. 76-95
В статье рассматриваются содержательная и методологическая функции «исходного (живого) настоящего» в поздней феноменологии Гуссерля. В первой части статьи тематизируются трансцендентальное бытие как «конкретное прото-живое настоящее» и трансцендентальная жизнь как «гераклитово текущее настоящее». Во второй части рассматривается роль исследования живого настоящего в ситуации феноменологической смены установки. В заключении рассматривается первичный факт «живого настоящего» и ситуация «само-обнаружения» ...
Добавлено: 13 октября 2014 г.
Тульчинский Г. Л., Методология и история психологии 2010 Т. 5 № 1 С. 35-51
Утверждается сдвиг гуманитарной парадигмы, который должен опираться на принципиальный учет роли и значения личности – главного источника динамики смыслообразования. Этот сдвиг заложен в феноменологии Э. Гуссерля и последующем развитии философских направлений. Смыслообразование является проявлением человеческой свободы и ответственности. Феноменология подтвердила, что аподиктические истины надо искать в области трансцендентального субъекта. Феноменологический анализ сводится в конечном счете к ...
Добавлено: 22 октября 2012 г.
Маяцкий М. А., Cahiers du Monde Russe 2011 Т. 52 № 4 С. 842-845
Рецензия на сборник, призванный не только отследить, но и наметить новые подходы в современной феноменологии вообще и на стыке австро-немецкого и славянско-русского культурных и интеллектуальных полей. ...
Добавлено: 24 января 2013 г.
Лаврухин А. В., Problemos 2015 No. 87 P. 133-141
Добавлено: 8 ноября 2014 г.
Васильева Е. С., , in : Rationality in Action: Intentions, Interpretations and Interactions. : St. Petersburg : Aletheya, 2015. P. 190-199.
Каким образом осуществляется взаимосвязь сознания и тела в действии? Данная статья рассматривает данный вопрос с феноменологической точки зрения. Во-первых, мы опишем несколько основных феноменологических установок относительно проблемы экстернальности и интернальности как разделения мира на мир субъекта и мир вещей. Эти установки были сформулированы еще основателем феноменологического движения Эдмундом Гуссерлем. Во-вторых, мы представим гуссерлевское понимание телесности. ...
Добавлено: 2 ноября 2015 г.
Лаврухин А. В., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2014 № 4 (28) С. 318-329
В статье анализируется гуссерлевский проект обновления европейского культурного человечества в контексте генезиса практической философии Гуссерля, экзистенциальных мотиваций появления идеи обновления (Erneuerung) и в перспективе его адаптации к современности. В центре внимания - гуссерлевский тезис об интернационализации феноменологическим «духом автономии». Тематизируя проблему согласования универсально-теоретического и конкретно-практического измерений идеи обновления, автор эксплицирует социально-критический и культуротворческий потенциал феноменологии ...
Добавлено: 11 ноября 2014 г.
Ищенко Н. И., История философии 2020 Т. 25 № 2 С. 55-68
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 6.: СПб. : Алетейя, 2015. Гл. 7. С. 82-97.
Данная работа посвящена проблеме рецепции феноменологической философии Э. Гуссерля в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. В работе выявляются те общие в системах обоих философов элементы, которые проясняют влияние феноменологии на становление исходных философских установок М. Хайдеггера, а именно гуссерлево представление о восприятии и интенциональности, материальном априори и категориальном созерцании, а также специфически гуссерлевская концепция трансцендентальной философии. ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Хухорева А. В., Зинченко В. П., Дом Бурганова. Пространство культуры 2011 № 2 С. 33-44
В статье проводится мысль о том, что культурные и индивидуальные ценности связаны друг с другом не прямо, а через сознание и деятельность, что предполагает целостное единство культурно-исторического и деятельностного методологических подходов в психологических исследованиях. Деятельность оказывает решающее влияние на формирование сознания и личности: она лежит в их основании. В культурно-историческом подходе таким основанием, своего рода ...
Добавлено: 11 сентября 2012 г.
Allakhverdov V., Taylor & Francis Group, 2019
Featuring contributions from international researchers, the book uniquely integrates ¿Western¿ thinking on implicit learning with insights from a rich Russian research tradition. This approach offers an excellent opportunity to contrast perspectives, to introduce new experimental paradigms, and to contribute to ongoing debates about the very nature of implicit learning.
Implicit Learning: 50 Years On is essential reading ...
Добавлено: 26 июля 2019 г.
Упразднение самосознания и конституирование коллективного бессознательного в философии Густава Шпета
Афанасов Н. Б., Вестник Института мировых цивилизаций 2017 Т. 1 № 15 С. 8-14
Рассматривается понимание сознания в философии Густава Шпета. Автор показывает принципиальное значение концепта сознания как отправной точки для построения теории познания. Определяется переход от самосознания к социальному пласту бытия как основе рефлексии. ...
Добавлено: 23 октября 2017 г.
Pertseva Alina, Bulletin d’analyse phénoménologique 2017 Vol. XIII No. 2 P. 413-432
Добавлено: 25 сентября 2017 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Крючкова С. Е., Научные труды Московского гуманитарного университета 2018 № 2 С. 63-72
В статье исследуется эвристический потенциал феноменологии Э. Гуссерля для решения проблемы Другого (другого Я), которая имеет важное значение для построения общей теории аргументации. ...
Добавлено: 26 июня 2018 г.