• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

«Cult Camp Classics»: специфика нормативности и стратегии зрительского восприятия в кинематографе

Работа представляет собой исследование проблемы «классического» применительно к кинематографу, выполненное при поддержке Научного фонда ГУ ВШЭ (индивидуальный исследовательский проект 07-01-148 «Киноантропология современности: раннее кино как теоретическая проблема») по изучению понятия «классика» и его функций в современном социогуманитарном знании и культурных практиках. Подобная постановка задачи потребовала аналитического разбора всей конструкции нормативности в кинематографе (с учетом его специфики как культурного института и средства массовой коммуникации ХХ века), а также принципиального акцента на стратегиях зрительского восприятия. С точки зрения социологии культуры, понятие классики не может употребляться применительно к кино автоматически, по аналогии с более традиционными культурными практиками (искусство, литература); такие свойства кино как массовость, универсальность, доступность, антитрадиционализм и т.д. прямо противоречат основным значениям понятия «классического». Однако характер употребления этого понятия в обыденном языке, анализ конструирования зрителями таких феноменов, как культ и классика в кино, позволяют говорить об этом как о симптоме важных культурных процессов, в частности, процесса сохранения в самом механизме кино ряда элементов исторического мышления. Особенно ярко этот процесс классикализации как сохранения исторической дистанции между различными образами кино просматривается, во-первых, на примере жанровой классики, и во-вторых, на примере понятия «классическое кино», как оно применяется к классическому Голливуду. В работе подробно рассматривается значение понятия «культовое кино» для методологии современных киноисследований и проводится сравнение культового кино и классики как двух влиятельных и малоизученных стратегий зрительского восприятия.