• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Социальный капитал и дорожное движение: дороги и власти, которые мы выбираем

Зубарева Д. С.
Проблемы дорожного движения в России, знакомые с исторических времен и вошедшие в классическую литературу и фольклор, значительно обострились в последние годы. Целью данного исследования является эмпирическая проверка гипотезы о влиянии социального капитала на положение дел на дорогах. Наиболее важным представляется не просто установление факта этого влияния, но и определение механизмов и каналов. В данной работе рассматривается два канала влияния: горизонтальный и вертикальный. В первом случае поведение водителей и пешеходов (сознательность и взаимное уважение участников дорожного движения, учет интересов друг друга, соблюдение правил движения, оказание взаимной помощи, совместные усилия для разрешения возникающих на дорогах проблем и пр.) непосредственно влияет на дорожную ситуацию. Чем «культурнее» люди ведут себя на дорогах, тем меньше пробки и аварийность. Механизмом воздействия социального капитала в данном случае является связь между нормами и поведением. Во втором случае основой «передаточного механизма» является гражданская активность населения, от которой зависит подотчетность и эффективность власти, а тем самым содержание дорог, качество городского и дорожного планирования, работа надзорных и милицейских служб и пр. Эмпирическая проверка гипотез исследования проводится на данных опроса, проведенного в 20 крупных городах России. Мы находим, что аварийность и цена страховки связаны с социальным капиталом. Причем «передаточным механизмом» является поведение людей. Значимого влияния гражданской активности на положение дел на дорогах нам выявить не удалось.