• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Факторы образовательных возможностей школьников в России

В исследовании проводится оценка степени влияния ряда факторов (разных видов семейного капитала, индивидуальных характеристик молодых людей, а также типа школы) на образовательные возможности школьников 9-х классов, в том числе на намерение получить высшее образование. Эмпирической основой исследования являются данные первой волны лонгитюд- ного проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов», начатого в 2010 г. в НИУ ВШЭ. Проект представляет собой панельное исследование поколения (cohort panel), направленное на выявление факторов, влияющих на выбор молодыми людьми уровня образования и учебного заведения, работы, жизненных стратегий. В данном исследовании была выявлена взаимосвязь объемов семейного капитала с типами школ, в которых обучаются дети. Типология образовательных достижений и стратегий поведения школьников 9-х классов на нынешнем этапе их обучения была построена на основе применения кластерного анализа. Оценить влияние семейного капитала на нынешние образовательные воз- можности, а также выявить факторы образовательных намерений школьников позволило применение регрессионных моделей. Проведенный анализ подтвердил, что факторы семейного капитала в целом оказывают влияние на образовательные возможности школьников, однако это сильнее проявляется в уже имеющихся достижениях и инвестициях в их человеческий капитал. В то же время образовательные интенции в большей степени зависят от типа школы, успеваемости, дополнительных занятий, а также характера ребенка и его собственных усилий.