Препринт
Negation markers in Kalmyk
В статье рассматривается взаимодействие отрицания с эмоциональными каузативами. Определяется семантическая специфика эмоциональных каузативов по сравнению с прочими каузативами, в частности, их отношения с декаузативами. Устанавливаются факторы, влияющие на возможность отрицания каузативного компонента, а именно, несовершенный вид глагола, родовой референтный статус именной группы со значением причины, агентивность и конативность каузатива. Устанавливается и мотивируется связь между конативностью vs. ее отсутствием у агентивных каузативов и видом и статусом каузативного компонента в их значении (более близкий к ассертивному для конативов, более близкий к пресуппозитивному – для не-конативных). Устанавливается связь между типом эмоции и характерным для нее типом агентивных каузативов (конативные vs. не-конативные). Агентивные конативные каузативы характерны для базовых эмоций – страх, гнев, радость, грусть, удивление, стыд. Для разных типов эмоциональных каузативов постулируются разные каузативные компоненты, разные семантические структуры и разные аспектуальные свойства (отнесенность к третьему vs. четвертому типу видового противопоставления). Наибольшая степень конативности и, соответственно, ассертивный статус каузативного компонента свойственны трем эмоциональным каузативам – злить, веселить и пугать.
Ключевые слова: каузатив, декаузатив, агентивный, конативный, пресуппозиция, ассерция, семантическая структура, базовые эмоции.
Важная часть языковой политики государства - двуязычное образование, включающее, с одной стороны, доступ к доминирующему языку, а, с другой, - школьное преподавание на языках меньшинств или только самих языков. Во многих регионах мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, при которой школьное преподавание не способствует овладению исчезающим языком, однако положительно оценивается членами сообщества. В статье рассматриваются особенности школьного преподавания миноритарных языков в РФ на примере двух идиомов - нивхского и калмыцкого. Интервью с родителями, учениками, бывшими учениками и учителями позволяют описать школьное преподавание родного языка как процедуру поддержания идентичности сообщества.
Работа представляет собой корпусное исследование факторов, которые влияют на разрешение неоднозначности сферы действия отрицания в предложениях с глаголом, отрицанием и квантором всеобщности. В подобных предложениях в СД отрицания может входить глагол, квантор или другая составляющая. Показывается, что на интерпретацию влияют следующие факторы: 1) синтаксическая функция составляющей, которая содержит кватор all; коммуникативная структура предложения; веридикативность; тип предложения с точки зрения речевых актов; прагматические импликатуры. Работа также показывает различия в частотности разных интерпретаций и формулирует типичные контексты для каждого типа интерпретации.
В работе рассматривается употребление двух показателей отрицания в адыгейском языке. Показывается, что их дистрибуция имеет функциональные, а не формальные основания.
В статье анализируются теоретические перспективы возрождения социалистической утопии как своего рода «линии горизонта», которую нельзя пересечь, но которая может при этом быть видимой и как бы достижимой. Автор показывает, что постфордизм, капитализирующий и отчуждающий нематериальный труд, стал настоящей проблемой для радикального отрицания в рамках неомарксистской утопии, ибо в таких условиях любая социальная альтернатива подвергается опасности превратиться в часть капиталистической реальности. Подобное дисциплинарное могущество логики современного капитализма порождает не протест, а отказ от политического действия как такового. В этой ситуации радикальная марксистская утопия сворачивается до аффективного и нерефлексируемого отрицания. Ее творцы и сторонники просто не хотят быть в капиталистическом настоящем, устремляясь в своих ожиданиях в то будущее, которое не вырастет из современного капитализма, а будет не-капитализмом в принципе.
The paper describes Kalmyk complex predicates, based on the empirical data of linguistic fieldwork. The focus of this investigation is on the semantics and morphosyntactic properties of the complex predicates in Kalmyk. In Kalmyk, several auxiliaries (bää‑ ‘to be’, jov‑ ‘to go’, kevt‑ ‘to lie’ and suu‑ ‘to sit’) belong to the imperfective domain. Perfective semantics is the basis for complex predicates with the primary verbs ork‑ ‘to put’ and od‑ ‘to go away’, whereas the verbs av‑ ‘to take’ and ög‑ ‘to give’ express reflexive benefactive and benefactive meanings. The verb xaj‑ ‘to throw’ expresses intensivity and pluractionality. The study shows that the Kalmyk aspectual system arose as a result of grammaticalization.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.