Сохранение против открытости: ценности старших поколений и молодежи постепенно сближаются
Различия между жизненными ценностями и оценками собственного благополучия у молодежи и старших поколений в России остаются высокими, но эксперты видят тенденции к их сближению и сокращению различий. Об этом свидетельствуют результаты исследований, представленные в ходе Ясинской конференции НИУ ВШЭ.
Сессия «Возрастные различия взглядов, ценностей и благополучия в сравнительной перспективе» была организована Научным центром мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в рамках XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Младший научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ Дарья Карева представила подготовленный совместно с заместителем директора института Оксаной Синявской доклад «Субъективное благополучие россиян и европейцев старших и более молодых возрастов». Авторы предположили, что обесценение человеческого капитала при смене социального устройства вместе с низким уровнем пенсионного обеспечения усилило межпоколенческие различия субъективного благополучия, связанного с уровнем доходов.
Дарья Карева
Средний показатель благополучия у молодежи и респондентов среднего возраста по-прежнему выше, чем у более старших поколений, однако налицо сокращение различия, особенно уровня счастья. Также, отметила Дарья Карева, динамика благополучия в разные периоды существенно отличается: до кризиса 2008–2009 годов удовлетворенность жизнью росла примерно одинаково у всех групп населения, затем наблюдалась стабилизация, а после кризиса 2014–2015 годов налицо снижение показателя у всех групп, кроме старшего возраста. У людей старше 65 лет ощущение субъективного благополучия продолжало расти.
Оксана Синявская
Снижение восприятия благополучия у людей предпенсионного возраста, предположила Оксана Синявская, могло быть связано с повышением пенсионного возраста и снижением индекса замещения, отражающего соотношение средней пенсии и заработной платы. Снижение субъективного благополучия у молодежи могло быть связано с сужением перспектив и ожиданий от будущего, однако эта гипотеза пока не проверялась.
Говоря о субъективном благополучии в международном контексте, Дарья Карева отметила, что в странах с более высокими показателями удовлетворенности жизнью разрыв между возрастами ниже, чем в государствах с низкими показателями. Более того, в отдельных странах «старой» Европы пенсионеры ощущают себя лучше, чем люди предпенсионного возраста. Межпоколенческие отличия меньше в странах с более высоким уровнем ВВП на душу населения.
Заведующий Лабораторией сравнительных исследований массового сознания Экспертного института ВШЭ Владимир Магун представил доклад «Возрастные разрывы в базовых ценностях россиян: динамика и детерминанты», подготовленный совместно с ведущим научным сотрудником лаборатории Максимом Рудневым и ассистентом кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук ВШЭ Екатериной Дегтяревой.
Владимир Магун
Владимир Магун отметил, что изменения после 1991 года привели к сильному социальному и идеологическому сдвигу и смене ценностей сохранения на ценности открытости и изменения. Изучая данные европейских исследований за 2006–2018 годы по России и последние опубликованные данные по европейским странам (2018 год), авторы отметили, что россияне старших возрастов (50–64 года и старше 65 лет) по-прежнему больше привержены ценностям сохранения (безопасность, традиции, конформизм), тогда как более молодые поколения (15–24 года и 25–49 лет) предпочитают ценности открытости (самостоятельность, риск, новизна и гедонизм).
Однако, подчеркнул заведующий лабораторией, ценности поколений сближаются: у старших поколений опережающими темпами росло значение ценностей открытости и снижалось — ценностей сохранения. Среди молодежи и людей среднего возраста те же тенденции проявлялись менее ярко. Заметно сокращение возрастных разрывов как по открытости, так и по ценностям сохранения. Результаты опросов подтверждаются и данными с учетом регрессионного анализа.
Авторы полагают, что 12 лет, прошедших в условиях акцентирования открытости и подчиненного положения ценностей сохранения, могли стать основой сближения между ценностями пожилых, людей среднего возраста и молодежи. Это, считает Владимир Магун, ведет к постепенному формированию консенсуса моральных и политических ценностей в России.
Тем не менее, отмечают авторы доклада, отличие ценностей молодежи и старших поколений в России и других посткоммунистических странах оказывается более глубоким, чем в странах классической Европы, где реформы и массовые волнения происходили еще в 1968 году, на 20 лет раньше, чем в государствах, находившихся под советским влиянием.
На сессии с докладом «Возрастно-поколенческие различия как фактор разнообразия представлений о развитии страны» выступили ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Экспертного института ВШЭ Маргарита Фабрикант и стажер-исследователь лаборатории Иван Смекалин. Доклад «Социальный статус пожилых и модернизация в разных странах: проверка теории Коугилла» представили Максим Руднев и Мелани Вуклер (Университетский институт Лиссабона ISCTE-IUL). Дискуссантом на сессии выступила Мария Мацкевич (Социологический институт РАН).
Руднев Максим Геннадьевич
Смекалин Иван Александрович
Фабрикант Маргарита Сауловна