• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

© Высшая школа экономики

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Видеоокулография, или айтрекинг, — современный метод исследований, позволяющий фиксировать движения глаз с помощью мощного оборудования или специальных портативных очков, оснащенных видеокамерами.

Центр языка и мозга — одна из ведущих российских научных организаций, занимающихся исследованиями в области видеоокулографии. На данный момент в копилке центра множество проведенных исследований с участием детей и взрослых, а также носителей редких языков, например адыгейского и туюка. Кроме того, видеоокулографические исследования центра вносят большой вклад в изучение и разработку методов коррекции проблем с чтением у детей.

© Высшая школа экономики

Научный сотрудник Лондонского университета Анастасия Лопухина представила обзор последних исследований, посвященных движению глаз во время чтения у детей. Исследования показали, что прозрачность орфографии влияет на то, с какой скоростью дети обучаются чтению. Кроме этого, Анастасия рассказала о том, могут ли телевизионные субтитры на родном языке помочь детям быстрее сформировать навыки чтения.

Исследовательница из Нью-Йоркского университета Ирина Секерина рассказала о возможностях экспериментов с регистрацией движений глаз с использованием веб-камеры. Новая методология приобрела особую популярность во время пандемии COVID-19, поскольку она позволяет без использования дорогостоящего оборудования проводить исследования и собирать данные онлайн. Несмотря на то что у методологии есть ряд ограничений, ее доступность имеет большой потенциал для проведения психолингвистических исследований.

Доклад старшего научного сотрудника Института когнитивных исследований СПбГУ Светланы Алексеевой был посвящен изучению движений глаз для тестирования кириллических шрифтов, в том числе недавно разработанного кириллического шрифта LexiaD, адаптированного для людей с дислексией.

Во второй день школы Анна Измалкова, научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, рассказала об исследованиях движения глаз в области стратегий визуального поиска и стратегий решения задач. Так, на основании анализа паттернов движений глаз и допущенных ошибок можно сделать вывод о том, какой стратегии придерживается человек при изучении новых слов.

Анна Лауринавичюте, постдок из Университета Потсдама, представила доклад о традиционных методах анализа и обработки видеоокулографических данных, а также о новых, более точных и сложных подходах, которые повысят качество видеоокулографических исследований.

Диагностике дислексии на основании машинного обучения и регистрации движения глаз был посвящен доклад Соруша Шалилеха, научного сотрудника Центра языка и мозга, заведующего Научно-учебной лабораторией моделирования зрительного восприятия и внимания НИУ ВШЭ. Этот метод диагностики имеет преимущество перед традиционным скринингом, который может потребовать больших временных затрат и привлечения высококвалифицированных специалистов, поэтому его применение позволит снизить возраст выявления дислексии.

Представители компании «Нейроиконика» выступили с устным докладом «От простого к сложному. Современные решения в области видеоокулографии в науке, образовании, медицине и нейромаркетинге» и провели демонстрацию современных видеоокулографов.

© Высшая школа экономики

В рамках школы Анна Измалкова и стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Татьяна Леднева провели практический семинар по работе в парадигме “Eye Movement Modeling Example”. Этот подход широко используется для повышения эффективности передачи знаний при взаимодействии эксперта и новичка в образовательном контексте.

Последним приглашенным докладчиком школы стала Елена Горбунова, заведующая Научно-учебной лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ, которая рассказала о применении видеоокулографии в UX-исследованиях. Так, этот метод может применяться для определения паттернов поведения пользователей — например, для определения стратегии поиска информации или для выявления того, на чем именно фокусируется пользователь во время работы с тем или иным интерфейсом.

Ольга Драгой

«Для нас важно, что участники школы смогли познакомиться с направлениями работы Центра языка и мозга и рассказать о своих исследованиях в области видеоокулографии. Большой интерес к этому направлению говорит нам о его востребованности, и совместными усилиями мы сделаем еще очень много важных открытий», — прокомментировала директор Центра языка и мозга Ольга Драгой.

Школа прошла при поддержке НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» НИУ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.