• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вторая научно-практическая конференция "Экономика системы образования: итоги второго года мониторинга"

Вторая научно-практическая конференция по теме "Экономика системы образования: итоги второго года мониторинга", проводимая Государственным университетом - Высшей школой экономики при поддержке Министерства образования Российской Федерации вызвала живой интерес не только среди коллег - представителей Санкт-Петербургского, Пермского, Красноярского университетов.

Несмотря, на последние события на российской политической арене, тема оказалась настолько актуальной, что время посетить Конференцию между заседанием Правительства и Советом ректоров России сумел найти министр образования Владимир Филиппов.

Выразив благодарность идеологам и авторам мониторинга, Владимир Михайлович отметил, что, несмотря на нарекания за трату средств на такие исследования, они очень важны в масштабах страны. В консолидированном бюджете России самые большие расходы именно на образование: от десяти процентов в столице до 50-60 % в некоторых небогатых муниципалитетах.

Поэтому такие траты необходимо планировать заранее и заранее готовить кадры для региональных нужд: во времена СССР, специальные институты, исходя из численности рождающихся, давали рекомендации на строительство образовательных учреждений, сейчас же, многие из них закрыты или перепрофилированы. И сейчас в детские сады Краснодара и Ставрополя очередь занимают заранее. Эта проблема тем более актуальна, что в минувшем году впервые за последнее время был отмечен резкий всплеск рождаемости. Между тем, демографический спад ближайшего десятилетия должен вынудить Правительство еще серьезнее отнестись к подготовке будущих специалистов.

Г-н Филиппов выразил признательность сотрудникам Высшей школы и за интерес к обучению в обычных школах - эта тема интересна не только 17 миллионам ребят, но и их родным - не менее 45 миллионам россиян.

Болезненна тема ЕГЭ - пока это только эксперимент, но Министерство образования не настаивает на том, чтобы он превратился в практику: к критике абитуриентов прислушаются в следующие годы. Если окажется, что детям приятнее сдавать экзамены по два раза, а родителям - платить за билет и гостиницу во время возможного (но не гарантированного) поступления, то вчерашние школьники будут по-прежнему поступать лишь в один ВУЗ, а не рассылать документы по всей стране.

Президент России отметил, что необходимо повышать качество высшего образования и совершенствовать систему образования. И в налоговый кодекс уже внесены поправки о снижении налогового бремени для тех ВУЗов, которые направляют заработанные средства на строительство.

Но реформировать систему образования, по словам министра, необходимо с детского сада - следует провести тщательный мониторинг дошкольных учреждений с тем, чтобы изменить существующую уравнительную систему оплаты.

В дальнейшем, может существенно измениться и нынешнее положение в ВУЗах - когда не добравший одного балла на вступительных экзаменах, вынужден в течение всего срока, в прямом смысле, расплачиваться за ошибку. Предполагается, что для успешных студентов плата будет значительно снижена за счет тех, у кого успеваемость невысока.

Также в скором времени будет изменена и система обучения будущих военных: сейчас один курсант обходится государству от $ 3.800 до $11 тыс. каждый, а расходы на "мирного студента" колеблются в пределах $ 300-400. То есть, по меткому замечанию Ярослава Кузьминова, "один курсант равен 8 гражданским" притом, что и тем и другим преподают одинаковую философию и высшую математику.

Взаимные реверансы и симпатии министра и ректора Вышки не укрылись от взглядов присутствующих и после завершения конференции многие говорили не только о проделанной колоссальной работе, но и обсуждали планы возможные варианты дальнейших совместных проектов.

 

Программа конференции

Сайт проекта "Мониторинг экономики системы образования" (http://isek.hse.ru).

другие репортажи