Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ученые работают, чтобы сделать этот мир лучше»

«Ученые работают, чтобы сделать этот мир лучше»

© iStock

Федерико Галло – научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ. В 2023 году он стал обладателем награды «За особые достижения в карьере и общественной жизни среди иностранных выпускников НИУ ВШЭ». В интервью Федерико рассказал о том, как пришел в науку и почему в ней остался, а также раскрыл секрет действенного средства против старости.

Федерико Галло
© Фото из личного архива

Начало пути: от древнегреческого к нейронаукам

С самого детства я очень любил книги, особенно книги о науке, истории, английском языке. Я учился в классической школе, то есть изучал древнегреческий и латынь, античность. Я был очень любознательным ребенком, и мне повезло, что моя семья и друзья всегда поддерживали во мне эту пытливую исследовательскую натуру. Тогда я понял, что хочу связать свою жизнь с наукой, но не знал, с какой именно областью. 

Сначала я решил, что хочу стать астрофизиком, и поступил на физический факультет. Но вскоре понял, что меня больше привлекает математика, и думал сменить специальность. Тогда моя мама, учитель старших классов, посоветовала обратить внимание на нейронауки. В то время это была совершенно новая область исследований. Меня привлекало то, что в ней соединялись несколько областей знания, в том числе точные науки, психология, лингвистика. Мне и сейчас кажется, что междисциплинарность — самая замечательная и сильная сторона нейронаук. 

В 2011 году я поступил в Миланский университет. Первое занятие у нас вел профессор Андреа Моро. Между прочим, ученик самого Ноама Хомского, одного из самых важных интеллектуалов XX века, повлиявшего на становление когнитивных наук в мире. Меня завораживал не столько сам предмет, который Андреа преподавал, сколько его подход к науке. Когда пришло время писать диплом, я очень хотел, чтобы он стал моим научным руководителем. Но так сложилось, что Андреа получил новую важную позицию, и у него не хватало времени заниматься научным руководством. Тогда он порекомендовал обратиться к его замечательному коллеге профессору Джубину Абуталеби. 

Джубин занимался темой билингвизма. Еще до нашего официального знакомства мы случайно столкнулись с ним в университетских коридорах. Он уже знал, что я собираюсь писать у него диплом, и с ходу спросил, с какой возрастной группой я хотел бы работать. Честно говоря, я немного растерялся, поскольку еще не успел об этом подумать. Но ответил, что меня интересуют пожилые, ведь весь мир постепенно стареет. В тот момент ученые как раз начали изучать связь билингвизма и старения. 

На следующее утро я уже был у Джубина в лаборатории. Наша с ним дружба и тесное сотрудничество продолжаются до сих пор, а тема билингвизма и старения стала главным фокусом в моих исследованиях.

Безусловно, все знания, полученные и в школе, и в университете, мне очень помогли, но не они стали решающими в моем становлении как ученого. Главное – это люди, с которыми сталкивает тебя жизнь. Мне очень повезло: мои научные руководители, семья, друзья, моя невеста Лиза всегда принимали и поддерживали меня.

О работе в России: «В Вышке ты занимаешься наукой и не замечаешь, в России ты, в Италии или на Филиппинах» 

У Джубина есть друг и коллега Андрей Мячиков, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук Вышки. Вместе с другим коллегой из ВШЭ, Юрием Штыровым, они предложили мне стать связующим звеном в коллаборации между Миланом и Москвой. Андрей покорил меня уже тем, что специально прилетел познакомиться со мной в Милан задолго до открытия конкурса на аспирантскую позицию. В итоге я получил стипендию от правительства и от Вышки и переехал в Москву в аспирантуру на программу по когнитивным наукам. При этом, когда я уже собрался в Россию, мне пришло приглашение в Барселону, я получил престижную стипендию им. Марии Кюри. Однако я был настолько воодушевлен сотрудничеством с моими будущими научными руководителями, что у меня даже мысли не возникло рассмотреть новое предложение и поменять решение. 

© Высшая школа экономики

Свои аспирантские годы я вспоминаю с большой теплотой и благодарностью. Я вел исследование в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований, ныне это часть Института когнитивных нейронаук. Меня вдохновляло доверие, которое мне оказывали старшие коллеги, хотя я был лишь молодым аспирантом. Я чувствовал свободу и независимость как исследователь, но при этом всегда мог рассчитывать на внимание и поддержку «старших». Это позволило мне стать по-настоящему зрелым, самостоятельным исследователем. Большое спасибо моим научным руководителям и сотрудникам центра Андрею Мячикову, Юрию Штырову, Виктории Моисеевой, Анне Шестаковой за то, что всегда верили в меня. 

Институт когнитивных нейронаук стал для меня домом, при этом я не чувствовал себя иностранцем, который оказался в российской академической среде. Благодаря возможностям, которые дает Вышка, ты занимаешься наукой и не замечаешь, в России ты, в Италии или на Филиппинах. 

После аспирантуры я поступил на программу постдоков. Сейчас я, наверное, один из старейших сотрудников Института когнитивных нейронаук. Недавно я получил очень престижную стипендию им. Марии Кюри и на время уехал из России. Но я продолжаю работу над своими проектами удаленно, руковожу несколькими магистрантами и аспирантами. Я убедился на собственном примере, как меняется отношение людей, если они видят, что ты уверен в себе и увлечен тем, что делаешь. Это вызывает уважение и даже восхищение. Поэтому одной из важных задач для меня является поддержка юных исследователей, я стараюсь придать им уверенности, дать возможность гордиться собой.

Федерико Галло с коллегой Андреем Мячиковым
© Фото из личного архива

О современной нейронауке, билингвизме и старении: «Я, может быть, скажу неприятную вещь, но старение мозга начинается уже в 20–25 лет!»

Основная тема моих исследований — когнитивное старение. Я изучаю, как образ жизни человека влияет на процесс старения, какие факторы могут его замедлить. Я, может быть, скажу сейчас неприятную вещь, но старение мозга начинается уже в 20–25 лет, поэтому очень важно знать, куда нужно инвестировать, чтобы обеспечить себе успешную старость. 

Одним из мощных факторов, замедляющих когнитивное старение, является билингвизм. Билингвизм — это необязательно свободное владение двумя языками с рождения. Современный подход трактует его как владение вторым языком хотя бы на каком-то уровне. Даже если вы начнете изучать иностранный язык во взрослом возрасте, вы станете билингвом и пополните копилку своего когнитивного резерва. 

Когнитивный резерв — это накопительный счет нашего мозга, мы его пополняем в течение жизни, когда получаем образование, новые навыки, занимаемся спортом. В старшем возрасте, когда мозгу требуются дополнительные ресурсы для продолжения привычной деятельности, он начинает постепенно использовать средства на этом счету. Если в течение жизни удалось накопить много средств, мозг сможет их расходовать долго и нормально функционировать, несмотря на возрастные изменения.

Наши недавние исследования показали, что не только сам факт изучения второго языка, но и его выбор может повлиять на работу мозга в старости. Оказывается, близкие языки, то есть похожие друг на друга, как, например, испанский и португальский, в перспективе полезнее для мозга, чем языки далекие, с кардинально разной грамматической и лексико-семантической структурой. Когда мы начинаем изучать новый язык, мы, безусловно, тренируем наш мозг, он учится переключаться между языковыми системами и не смешивать их. Если языки далекие, человеку сначала сложнее дается изучение, но при этом он легко может разделять родной и иностранный язык и не путать их. Если языки близкие, человек гораздо легче осваивает новый язык, но, чтобы не смешивать две системы, мозгу приходится постоянно находиться в напряжении. То есть при изучении китайского, например, мозг русских сильно напрягается в начале, но потом расслабляется и ленится, а вот в случае с белорусским находится в тонусе постоянно. Так что в качестве лекарства от старости полезнее учить близкие языки.  

О будущем и самоотверженности ученых

Сейчас мы с коллегами работаем над масштабным проектом: это метаанализ, в котором сравниваются все защитные факторы с точки зрения их положительного влияния на благополучное старение. Возможно, у меня предвзятый взгляд, но мне кажется, что одно из самых приоритетных направлений в науке — это поиск решений для борьбы с нейродегенеративными заболеваниями, например с деменцией, вызванной болезнью Альцгеймера. С каждым годом количество диагнозов возрастает. Мы должны хорошо изучить причины и механизм развития заболевания, а дальше уже искать подходящее лечение. В этом смысле билингвизм — один из важных и, главное, экономически выгодных для государства инструментов борьбы с когнитивными нарушениями в старости. 

В исследовательской работе для меня важно ощущать, что своими открытиями, результатами мы делаем этот мир лучше. На мой взгляд, именно стремление к совершенствованию мира должно быть целью ученого. Жаль, что многие сегодня об этом забывают. 

В каком-то смысле я идеалист. Наука не должна преследовать корыстных коммерческих целей. Самая важная ее часть — самоотверженность. Я надеюсь, что буду уходить из лучшего мира по сравнению с тем, в который пришел. 

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»

В начале ноября прошел финал ИТ-чемпионата True Tech Champ от МТС, собравшего более 12,5 тысячи школьников, студентов и молодых специалистов. Победителем трека «Алгоритмическое программирование» стал студент факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ Александр Бабин.

19 ноября, 2024 г.

Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее

1 декабря состоится вебинар «В магистратуру Вышки без экзаменов», на котором представители университета расскажут о проектах преднабора, дающих преференции при поступлении в магистратуру. Мероприятие ориентировано на студентов и выпускников бакалавриата/специалитета, заинтересованных в дальнейшем обучении. Для участия требуется регистрация.

13 ноября, 2024 г.

НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию

Высшая школа экономики объявила о приеме заявок с научным докладом на XXV Ясинскую (Апрельскую) международную научную конференцию. Программа конференции ориентирована на пять научных тем по проблемам развития экономики и общества, сохранит междисциплинарность и будет открыта для участия ведущих ученых России и мира. Основные мероприятия XXV ЯМНК пройдут в Москве с 15 по 18 апреля 2025 года.

18 ноября, 2024 г.

Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ

Более четверти студентов образовательных проектов Яндекса — девушки, и их количество с годами растет. Наибольшее число женщин учится на совместных с вузами бакалаврских и магистерских программах (41%) и в сервисе онлайн-образования Практикум (42%). В Школе анализа данных их доля составляет 36%, в Лицее 24%. С целью выяснить, что помогает девушкам на пути в IT, Яндекс Образование и НИУ ВШЭ провели исследование «Факторы, способствующие профессиональному закреплению женщин в IT».

21 ноября, 2024 г.

Вам также может быть интересно:

Что мы знаем о мозге и его возможностях: рассказывают исследователи ВШЭ

Правда ли, что мозг — самый неизученный орган? Как нейротехнологии помогают в лечении сложных заболеваний? Может ли искусственный интеллект соревноваться с естественным? И куда пойти учиться, чтобы стать нейроученым? Эти и другие темы в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» обсудили ученые из Высшей школы экономики — Ольга Драгой, Андрей Мячиков и Алексей Осадчий.

Ведущие ученые ВШЭ получат гранты научного центра «Идея» на исследования в области нейронаук

Центр перспективных междисциплинарных исследований «Идея» подвел итоги конкурса 2023 года. Пятеро ведущих российских ученых, занимающихся исследованиями в области нейронаук, получат гранты на открытие аспирантских позиций для молодых ученых, желающих работать над решениями фундаментальных проблем в этой сфере. Трое из победителей конкурса — ученые из Высшей школы экономики: Маттео Феурра (НИУ ВШЭ — Москва), Анастасия Колмогорова (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург) и Софья Куликова (НИУ ВШЭ — Пермь).

Ученые ВШЭ научились измерять время принятия решения

Ученые НИУ ВШЭ разработали алгоритм расчета индивидуальной длительности принятия решения. Алгоритм можно использовать для оценки нарушений процесса принятия решения и двигательных функций у пациентов с различными заболеваниями. Результаты исследования  опубликованы в PLoS ONE. Работа выполнена при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

Мозолистое тело оказалось «выключателем» правого полушария мозга во время речи

Ученые из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ подтвердили участие мозолистого тела (corpus callosum) в распределении обработки языковой информации между полушариями мозга. Для этого они разработали уникальное речевое задание и применили современные методы нейровизуализации. Статья по итогам исследования опубликована в PLoS ONE. Работа выполнена при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

«За качественную работу аспирант будет получать достойную зарплату»

В этом году Научный центр «Идея» подвел итоги конкурса среди ученых на грантовую поддержку исследований в области нейронаук. Из 41 заявки одобрено 14, в том числе 3 — из НИУ ВШЭ. Особенность конкурса в том, что победителем является ведущий ученый, а деньги на исследования получит аспирант, которого он привлекает к сотрудничеству.

Мозг в космосе: что происходит с космонавтами после долгих полетов

В рамках международного проекта при участии Роскосмоса и Европейского космического агентства ученые впервые проанализировали данные, полученные с помощью диффузионной магнитно-резонансной томографии с трактографией головного мозга космонавтов. Исследователи увидели существенные изменения в связях между различными отделами головного мозга, причем некоторые изменения сохранялись даже спустя 7 месяцев после возвращения на Землю. Статья опубликована в журнале Frontiers in Neural Circuits.

Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»

В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.

«Мы хотим рассказать о том, как устроен мозг человека и интеллект машины»

В Вышке прошел конкурс научных блогеров, среди победителей которого — Владимир Михеев и Виктория Земляк. Студенты магистерской программы «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию» вместе записывают научный подкаст «Нейрочай». Кто их гости и слушатели и какие у дуэта планы на будущее, они рассказали порталу ВШЭ.