• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«За качественную работу аспирант будет получать достойную зарплату»

«За качественную работу аспирант будет получать достойную зарплату»

© © iStock

В этом году Научный центр «Идея» подвел итоги конкурса среди ученых на грантовую поддержку исследований в области нейронаук. Из 41 заявки одобрено 14, в том числе 3 — из НИУ ВШЭ. Особенность конкурса в том, что победителем является ведущий ученый, а деньги на исследования получит аспирант, которого он привлекает к сотрудничеству.

Как будет организована работа по гранту и каких результатов удастся добиться, рассказали директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой и стажер-исследователь Анна Журавлева, поступившая в Аспирантскую школу по филологическим наукам.

Проекты ведущих ученых НИУ ВШЭ — победители конкурса Научного центра «Идея»

 Драгой Ольга Викторовна «Дооперационное картирование речи с помощью транскраниальной магнитной стимуляции»

 Феделе Томмасо «Исследование динамики синхронизации активности нейронных сетей, ответственных за функционирование рабочей памяти»

 Арсалиду Мари «Многомерный анализ паттернов в фМРТ данных, связанных с высокоуровневыми когнитивными процессами»

Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ

Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ

На конкурс грантов для ведущих ученых на открытие аспирантских позиций, организованный Научным центром «Идея», я предложила проект «Дооперационное картирование речи с помощью транскраниальной магнитной стимуляции». Актуальность этого проекта обусловлена необходимостью дооперационного картирования речи у нейрохирургических пациентов.

Сейчас золотым стандартом такого картирования является прямая электрическая стимуляция во время нейрохирургических операций в сознании. Однако операции с пробуждением противопоказаны ряду пациентов в силу возраста, психического состояния или по медицинским показаниям.

Поэтому во всем мире коллеги стремятся предложить пациентам, которых невозможно пробудить во время операции и откартировать их индивидуальное расположение речевых зон, другую процедуру: с помощью транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) временно ингибировать отдельные участки головного мозга и тем самым интерферировать с речевой деятельностью. Так мы узнаем, какие именно отделы головного мозга ответственны у конкретного человека за реализацию речи. Однако на данный момент во всем мире эта процедура сильно уступает операционной по множеству причин. И мы хотим преодолеть в этом исследовании три основные причины.

Во-первых, на данный момент не существует достаточно специфических лингвистических парадигм для картирования речи с помощью транскраниальной магнитной стимуляции.

Во-вторых, не определены и не оттестированы должным образом стимуляционные параметры, то есть параметры самой ТМС (на какой частоте мы стимулируем, с каким интервалом).

В-третьих, по большому счету, не проведены последовательные клинические испытания этой процедуры — в частности, сравнения ее с интраоперационной процедурой по уровню эффективности.

В этом году у нас в Центре языка и мозга был большой конкурс: поступило много заявлений от аспирантов, и, в частности, шла борьба за этот проект. В итоге было принято решение, что заниматься этой темой будет Анна Журавлева, поступившая в Аспирантскую школу по филологическим наукам, стажер-исследователь Центра языка и мозга. Базовое лингвистическое образование она получила в бакалавриате НИУ ВШЭ, затем окончила магистерскую программу «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию», тем самым получив базовое нейробиологическое образование.

Вообще формат конкурса Научного центра «Идея» чрезвычайно интересен, нетрадиционен (особенно для нашей страны), но, по-моему, очень мудро задуман. В конкурсе участвует будущий научный руководитель, а затем под тему подбирается аспирант, который способен ее реализовать. Таким образом, ответственность за реализацию и, по большому счету, за успех проекта эксплицитно ложится на научного руководителя. Но и Анна, в свою очередь, оказалась очень ответственной коллегой: все лето она посвятила изучению новой для нее технологии ТМС и подготовительным этапам проекта, а с 1 ноября начинает обучение в аспирантуре.

Сейчас мы заключаем договор между НИУ ВШЭ, Научным центром «Идея», аспирантом и мною как научным руководителем, а с 1 ноября запускаем все содержательные процессы. Здорово, что за качественную работу аспирант будет получать достойную зарплату. Я рассчитываю, что проект увенчается созданием надежной клинической процедуры для дооперационного картирования речи с помощью ТМС, несколькими статьями в ведущих мировых журналах и интересным текстом диссертации.

Анна Журавлева, стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ

Анна Журавлева, стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ

Речевое картирование является критически важным этапом планирования нейрохирургических операций, так как позволяет спрогнозировать и по возможности предотвратить возникновение речевого дефицита в послеоперационном периоде. На данный момент наиболее распространенные методы картирования речи — прямая электрическая стимуляция во время операции в сознании, а также функциональная магнитно-резонансная томография, однако каждый из них имеет ряд ограничений.

Транскраниальная магнитная стимуляция является неинвазивным методом нейровизуализации, обладающим высокой пространственной точностью и сопряженным с гораздо меньшим риском возможных осложнений и противопоказаний. В ходе работы над проектом будет разрабатываться протокол речевого картирования методом ТМС. Мы планируем сформировать лингвистическую парадигму, включающую тесты для различных аспектов речевой функции, и разработать протокол стимуляции с такими параметрами, как частота, интервал, положение катушки. Протокол и парадигма будут валидированы в контрольной группе здоровых носителей языка, а затем будут применяться в клинической практике при планировании нейрохирургических операций по удалению эпилептогенного очага и опухолей головного мозга.

В качестве стажера-исследователя Центра языка и мозга я уже работала над рядом проектов, связанных с картированием речи. Исходя из своего опыта, могу сказать, что подготовка к операции, само оперативное вмешательство и период послеоперационного восстановления требуют тяжелой, напряженной работы и высокого профессионализма хирургической команды, медицинского персонала. Но не меньших усилий лечение стоит и пациентам, борющимся со своим недугом, преодолевающим свой страх и сохраняющим надежду на выздоровление.

Надеюсь, что благодаря проекту удастся реализовать клинически надежную парадигму речевого картирования, которая сможет дополнить инструментарий функциональной диагностики.