«Многое из услышанного на занятиях я сразу же успешно применяла в работе»
15 сентября завершается прием документов на магистерские очно-заочные программы Высшей школы экономики в сфере образования и управления. Студенты и выпускники программ рассказали, какие преимущества, помимо удобного формата обучения, они ценят больше всего и какие навыки, полученные на парах, применяют в дальнейшей работе.
«Во время обучения на программе появилось понимание, что именно можно улучшить в работе»
Мария Юдина, 1-й курс программы «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе»
— В 2022 году я с командой коллег принимала участие в конкурсе «Урок для учителя». Это была вторая попытка для нас, мы учли все особенности проекта, выложились по максимуму и в итоге стали призерами, что дало возможность поступить в магистратуру ВШЭ. Мне посоветовали программу «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе». После внимательного изучения ее содержания поняла, что она должна быть крайне интересной и очень полезной, и подала документы.
Первый год обучения в Вышке я работала в школе, поэтому многое из услышанного на занятиях я сразу же успешно применяла на уроках. Во время обучения на программе появилось понимание того, что именно можно усовершенствовать и улучшить в работе: те знания и методы, о которых мы говорили в теории, получилось применить на практике.
Так, мне впервые довелось вести индивидуальный проект в 10-м классе, и огромным подспорьем стали наши НИСы (научно-исследовательские семинары. — Ред.) и курс «Современное общество», на которых преподаватели делились полезными лайфхаками и особенностями написания научных работ. Благодаря этому мне удалось доступно объяснить ученикам, как правильно создавать проекты, и некоторые из ребят стали призерами городских конкурсов и конференций. А еще обучение помогло усовершенствовать систему контроля знаний. Когда сам учишься, можешь ощутить в полной мере волнение перед важными контрольными, поэтому я всегда старалась сделать так, чтобы мои ученики меньше волновались и могли получать дополнительные или бонусные баллы в течение триместра.
Совмещать работу и учебу порой было сложно, нагрузка немаленькая, но однозначно оно того стоит. Удобно, что занятия проходят по вечерам и онлайн, после них не нужно ехать домой. Обучение построено так, что мы не только слушаем лекции, но и сами активно выступаем и делимся опытом. Нам нужно много читать и изучать профильные материалы, вникать в сложные, но интересные вещи, хотя порой на это отводится очень мало времени; мы часто разбираем спорные кейсы, что дает возможность понять позицию оппонентов. Для меня важны тот высокий уровень преподавания на программе, те знания и навыки, которые мы получаем и которые можно потом применять в работе. Программа в целом расширяет кругозор.
Мне очень повезло с группой, почти сразу у нас сложился дружный и творческий коллектив, где всегда готовы поддержать и помочь, поделиться советом или опытом. Даже летом мы общались и обменивались разной интересной и полезной информацией. Понимание, что тебя окружают единомышленники, очень ценно!
Тем, кто рассматривает для себя поступление в магистратуру, советую обязательно внимательно изучить программу курса и определить для себя конкретную цель: подумайте, зачем вы поступаете. А если вдруг у вас не получится пройти в первый раз, не бойтесь пробовать еще. Не отчаивайтесь и будьте готовы вкладывать много сил и времени в обучение. На программе очень интересно и увлекательно, вы точно не пожалеете!
«Очень спасает, что занятия проводятся онлайн, все лекции записываются и можно вернуться к тому, что не успела послушать»
Наталья Люгай, 1-й курс программы «Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе»
— Я всегда мечтала учиться в Высшей школе экономики: привлекала репутация университета, во многих публикациях об образовании я часто встречала данные исследований, которые проводит Вышка. Было понятно, что университет живой, находится на острие науки, задается действительно важными вопросами об образовании. Я выбрала программу «Современная филология в преподавании литературы в школе» (прежнее название программы. — Ред.). Мне было важно, что упор делается именно на литературу, а еще привлекло то, что филология будет современной. Мне как педагогу хочется быть современной, а еще — интересной для детей и для себя.
Я работаю в санкт-петербургской школе, и, конечно, совмещать работу и учебу непросто. Обычно я беру официальный учебный отпуск, но во время образовательных модулей все равно продолжаю вести уроки, а также решать какие-то срочные задачи. Спасает, что занятия проводятся онлайн, все лекции записываются, поэтому всегда можно вернуться к тому, что не успела послушать.
Все услышанное и увиденное на занятиях хочется сразу нести детям. В прошлом году я готовила 11-классников к ЕГЭ по русскому языку. Очень полезной для работы с теорией (орфография/пунктуация) оказалась методика по составлению схем ориентировочной основы действия, которую нам давал Валерий Вячеславович Пазынин. А когда мы готовились к сочинению, я попробовала применить модель 4С для подготовки заданий (эту модель нам показывала Анна Николаевна Выборнова) — прогресс текстов учеников был заметен невооруженным глазом, в итоге в моем классе все дети получили высокие баллы за сочинение на ЕГЭ.
Для меня самое ценное в этой программе — преподаватели. Я думаю, что мне невероятно повезло учиться у настоящих профессионалов своего дела, которые не только передают знания студентам, но и заряжают исследовательским интересом, желанием развиваться, а также показывают пример уважительного отношения к студентам и самому процессу образования. Поступающим я бы порекомендовала ответственно подойти к составлению портфолио, собрать все документы, постараться сделать так, чтобы портфолио отражало все сильные стороны кандидата и имеющиеся достижения, а также мотивацию учиться дальше.
«Больше всего меня привлекает возможность погрузиться в мир большой науки, не отрываясь при этом от школьной практики»
Светлана Климанова, 2-й курс программы «Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе»
— Я прочитала о программе в нашем профессиональном сетевом сообществе «Методическая копилка словесников». Меня привлекла возможность учиться у блестящих профессионалов, настоящих мастеров своего дела: Надежды Шапиро, Евгении Абелюк, Константина Поливанова. Это именно те люди, чьи книги, методические пособия, лекции и семинары я много лет использую в работе. Действительность превзошла мои ожидания: в магистратуре открылся, помимо литературоведческого, еще и лингвистический трек, и мы смогли прикоснуться к современной лингвистике вместе с такими корифеями, как Борис Иомдин, Антон Сомин, Илья Иткин (и даже поучаствовать в проектировании курса с Анной Выборновой).
Я работаю в небольшой частной школе. В таких учреждениях всегда много детей с особыми образовательными потребностями, и учителя, конечно же, находятся в постоянном поиске методов и путей решения педагогических и методических проблем. В магистратуре мы много занимались разбором лингвистических задач и их конструированием. Такие задачи и способы их решения я сразу же использовала в школе: например, сделала курс по лингвистическим задачам на школьном образовательном выезде. Обнаружилось, что эта деятельность подходит не только сильным ученикам, но и ребятам с дисграфическими проблемами. Справившись с решением задачи, разобравшись, как она устроена, школьник перестает бояться работать с языковым материалом. Возможность побывать на уроках Надежды Шапиро, рассмотреть вместе с ней точки входа в поэтический и прозаический текст была бесценна. Участие в проекте по составлению цифрового комментария к литературе 20-х годов ХХ века под руководством Евгении Абелюк дало нам много новых умений. Мы получили навык работы с Национальным корпусом русского языка, погрузились в мир быта и культуры той эпохи, изучили немало источников и, что важно, научились критическому отношению к ним. Евгения Семеновна подробно рассказывала о том, как вести научно-исследовательскую работу вместе с учениками. Надеюсь, уже в этом году я смогу применить полученные знания в школе, курируя ученические проекты.
Больше всего меня привлекает возможность погрузиться в мир большой науки, не отрываясь при этом от школьной практики. Помимо этого, для педагога бывает полезной смена ролей: оказаться в позиции ученика, понаблюдать разнообразие преподавательских стилей, в конце концов, ощутить себя школьником, у которого уплывает внимание на восьмом уроке. Побыть частью группы, опереться на силу коллективного думания — это тоже очень важный опыт.
Педагогам, планирующим поступление, я бы посоветовала прежде всего не бояться. И помнить о том, что магистратура может стать по-настоящему мощной поддержкой для вас в современном мире. А такая опора уж точно лишней не будет.
«Во время обучения существует возможность работать вместе с однокурсниками, имеющими иной опыт преподавания»
Карина Крейцберга, 2-й курс программы «Современная историческая наука в преподавании истории в школе»
— За 10 лет работы в школе часто слышала вопросы: «В мире все так меняется, и как историю преподавать?», «И зачем история вообще нужна — ее столько раз переписывали, есть в ней хоть доля правды?» От детей вопросов было задано не меньше: «Как там на самом деле было?», «А как мне поможет знание эпохи Петра I в жизни?» Далее приходилось пускаться в долгие объяснения, так как хотелось защитить любимый предмет от обесценивания. Но в результате возникал и внутренний вопрос: что же я делаю не так на своих уроках, что у моих учеников возникают такие вопросы и недоверие к истории как к науке? Хотелось разобраться и исправить сложившуюся ситуацию. Курсы повышения педагогического мастерства помогали заинтересовать обучающихся, но на главные вопросы по-прежнему не было ответа. Чувство неудовлетворенности текущим положением росло, поэтому поиск шел целенаправленный. Необходимо было перестроить уроки так, чтобы повысить ценность истории не просто как школьного предмета, а показать ее научную значимость. Интересных программ попадалось много, но они не сильно отличались от краткосрочных курсов. «Современная историческая наука в преподавании истории в школе» привлекла внимание, и я стала изучать учебный план. Когда увидела курсы «Историческая текстология» и «Теория и практика исторической реконструкции», то поняла, что это, возможно, и есть те самые инструменты, способные изменить восприятие истории, использовать научный поиск на уроках, показать, как устроено историческое знание и из чего состоит исторический факт или событие.
Я работаю в ГБОУ «Лицей №273 им. Л.Ю. Гладышевой» с 2007 года, и мне удается совмещать полноценную работу в школе и обучение в НИУ ВШЭ благодаря модульному формату обучения в магистратуре. Преподаватели находятся на связи со студентами и всегда помогают разрешить возникшие трудности. Образовательная программа продумана до мелочей, как и ее реализация. Есть возможность заранее планировать и организовывать свое время.
За время обучения по 19 дисциплинам был выполнен минимум один проект, вошедший в мою реальную практику. Вместе с однокурсницей из Элисты мы разработали урок по Крымской войне в рамках дисциплины «Педагогический дизайн», который позже был высоко оценен нашими лицеистами. Помимо множества интерактивных инструментов, о которых мы узнали в процессе проектирования урока, во время обучения существует возможность работать вместе с однокурсниками (география нашего курса вызывает восторг), имеющими иной опыт преподавания. Тем самым обогащение и повышение компетентности происходит не только на занятиях, но и при подготовке групповых проектов. Я также создала комплекс занятий «Жизненный мир С.М. Кирова и стиль жизни эпохи в экспозиции его мемориального музея-квартиры», который вошел в программу внеурочной деятельности для старших классов; методическую разработку «Становление традиции празднования последнего звонка», реализованную на уроках «Индивидуального проекта»; проекты, выполненные на занятиях по «Истории философии» и «Моральным доктринам и их реализации в истории», вошли в курс обществознания и истории в 10-м классе и т.д.
Невозможно полностью разделить рабочий процесс и обучение в магистратуре, так как школа на время обучения фактически стала экспериментальной лабораторией для реализации образовательной программы университета. А самое главное — удалось перестроить мышление и расставить приоритеты в проектировании уроков истории.
Главная ценность программы — преподаватели. Каждый из них выстраивал индивидуальную траекторию для каждого отдельного студента. Я особенно благодарна научно-исследовательскому семинару Елены Борисовны Смилянской, позволившему отшлифовать многие аспекты научной деятельности. По итогам обучения я понимаю, какие дороги передо мной открыты, в чем мои слабые стороны, а в чем сильные. Появляется определенный внутренний вектор, который способен направлять профессиональную траекторию и после завершения обучения. Возникает понимание профессиональной ситуации и возможность принять взвешенное, а не интуитивное решение. Работа в ведущих архивах, библиотеках позволяет раскрыть исследовательский потенциал учителя, и этот опыт мы будем транслировать и ученикам.
«Учеба дает мне возможность не зацикливаться на административной работе и служит стимулом для профессионального развития и личностного роста»
Андрей Капалин, 2-й курс программы «Современная историческая наука в преподавании истории в школе»
— В 2007 году я окончил исторический факультет Калужского государственного педагогического университета (ныне Калужский государственный университет). За годы обучения я приобрел знания и навыки, которые позволили не только работать учителем в школе, но и продолжать совершенствоваться в научно-исследовательской деятельности. С течением времени я ощутил дефицит качественного профессионального общения, нарастала потребность в обсуждении с коллегами актуальных проблем обучения истории в современной школе. Это и привело меня к мысли получить второе высшее образование. О программе «Современная историческая наука в преподавании истории в школе» я услышал от ее выпускницы, узнал о преподавательском составе, и это стало определяющим фактором при принятии решения о поступлении. Существует расхожее мнение: университет становится хорошим, когда есть у кого учиться и есть с кем учиться. С самого начала я был уверен, что программа является воплощением этой формулы. По прошествии двух лет могу с уверенностью сказать, что не ошибся.
Я работаю директором и учителем истории в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» города Калуги, поэтому мне важно все успевать. Гибкий учебный план программы и очно-заочный формат обучения позволяют мне довольно эффективно совмещать учебу и работу. Признаюсь честно, учеба дает мне возможность не зацикливаться на административной работе и служит стимулом для профессионального развития и личностного роста. Руководителям программы и преподавательскому составу удалось создать неповторимую атмосферу, которая превращает учебу в совместную познавательную деятельность преподавателя и студентов.
Программа знакомит с достижениями современной исторической науки, дает возможность овладеть новейшими методами исторического, историографического, источниковедческого анализа и синтеза, позволяет делиться своими наработками в области исторической науки и педагогики, а также получать объективную экспертную оценку результатов своего труда. Обучение на программе — это не только актуализация знаний, это еще и площадка для обмена опытом и мнениями по различным актуальным вопросам современного исторического образования.
Тем, кто хочет поступать в магистратуру в этом году, я советую не бояться того, что у вас недостаточно опыта. Уже на начальном этапе хорошо иметь общее представление о сфере своего научного интереса и определиться с предполагаемой темой исследования. Настройтесь на то, что два с половиной года обучения на программе пройдут насыщенно и интересно.
«Любой, кто хочет работать и развиваться в сфере высшего образования, должен учиться всю жизнь»
Дмитрий Коваленко, выпускник программы «Управление в высшем образовании»
— В настоящий момент я руководитель центра по работе с вузами и академическим сообществом СберУниверситета. Мне кажется, любой, кто хочет работать и развиваться в сфере высшего образования, должен учиться всю жизнь, поэтому всегда нужно соглашаться на новую учебу, а баланс между обучением и работой настроится самым оптимальным образом из возможных. Придерживаясь этого мнения, я и решил поступить на программу «Управление в высшем образовании». Насколько я знаю, это была и остается единственная магистерская программа, направленная на развитие навыков действующих управленцев высшей школы.
Навыки, полученные в магистратуре, я применял сразу на практике, будучи в то время проректором НИУ МИЭТ. На нынешней работе в большей степени пригодились обширные знания и полезные связи, полученные во время учебы.
Важно, что в ходе обучения в магистратуре мы имели возможность общаться со многими руководителями ВШЭ и знакомиться с их лучшими практиками, обсуждать рабочие ситуации и искать оптимальные решения текущих задач. Кроме того, на программе преподают прекрасные специалисты в области менеджмента, их занятия были чрезвычайно практичны и полезны.
Главное, чтобы ваше желание поступить подкрепилось вовремя поданными документами. Дерзайте, самые большие шансы будут у самых мотивированных абитуриентов!
Также до 15 сентября продолжается набор на очно-заочные программы НИУ ВШЭ «Управление образованием» в НИУ ВШЭ в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. С графиком поступления можно ознакомиться на сайте Приемной комиссии.