• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инобр ВШЭ приступил к обучению сотрудников школ, работающих в неблагоприятных условиях

Инобр ВШЭ приступил к обучению сотрудников школ, работающих в неблагоприятных условиях

© iStock

Первая в этом году программа повышения квалификации для директоров таких школ и их заместителей на тему «Современные модели и инструменты управления образовательной организацией для улучшения образовательных результатов учащихся» стартовала в апреле. Ее слушателями стали 74 человека из 15 субъектов Федерации. Обучение рассчитано на месяц и проводится с использованием дистанционных технологий.

Поддержка школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях, является одним из ключевых направлений государственной образовательной политики в современной России. Результаты работы системы образования сегодня измеряются не только достижениями школ-лидеров, но и успехами тех, кто замыкает образовательные ряды, — в профессиональном сообществе такой подход называют «зачетом по последнему».

В работу по поддержке школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, включилась Высшая школа экономики. Как отмечает директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий, проект по обучению сотрудников таких школ в этом году реализуется при поддержке университета и привлекает внимание широкого круга регионов и образовательных организаций.

Сергей Косарецкий

«Этот проект инициирован в рамках Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года, где зафиксирована задача поддержки практик, направленных на обеспечение равенства образовательных возможностей. Так реализуется третья миссия университета, когда мы не только обучаем студентов и проводим исследования, но и осуществляем поддержку граждан, общества, территорий. Вышка предоставляет свои возможности, ресурсы, потенциал тем, кому они необходимы для обеспечения социальной стабильности, устойчивого развития, высокого качества образования и благополучия граждан», — рассказывает Сергей Косарецкий.

Поддерживая школы, университет опирается на задел, созданный прежде всего в Институте образования НИУ ВШЭ. В частности, Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского более десяти лет разрабатывает стратегии и технологии поддержки данной группы школ.

Формируя содержание программы «Современные модели и инструменты управления образовательной организацией для улучшения образовательных результатов учащихся», ее авторы опирались на материалы количественных и качественных исследований, на знание ситуации в школах. На основе проведенных исследований и разработок, по итогам знакомства с практикой подготовлены книги и пособия, посвященные работе с этими школами, и ими могут воспользоваться слушатели.

Программа состоит из четырех разделов: организационные практики и модели для повышения эффективности работы образовательной организации и педагогическое лидерство ее руководителя; профессиональное сотрудничество педагогических работников; школьный климат и благополучие участников образовательных отношений; формирование школьных сообществ, объединяющих родителей, выпускников, социальных партнеров. Освоение каждой темы предусматривает взаимодействие с преподавателем и самостоятельную работу, общий объем программы — 48 часов.

В команду преподавателей вошли исследователи, эксперты, аналитики, профессионалы-практики, имеющие опыт применения инструментов повышения качества образования в школах, функционирующих в сложных социальных условиях. «Коллеги обогащают нашу программу знанием и пониманием практики, теми результатами, которые уже достигнуты в работе с учащимися, родителями и местным сообществом. Кроме того, мы учитываем особенности нашей аудитории», — поясняет Сергей Косарецкий.

Представители порядка 300 школ
из более чем 30 регионов России подали заявки на участие в программе

К обучению приступили 74 человека из 15 регионов, в том числе Омской, Иркутской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Удмуртской Республики, Краснодарского края. Это директора и их заместители из городских и сельских школ, в том числе специализирующихся на работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обучение проходит без отрыва от производства в дистанционном формате, слушатели используют материалы, размещенные на платформе LMS, там же организована итоговая аттестация.

Взаимодействие слушателей с Высшей школой экономики не ограничивается собственно обучением. Институт образования и подразделения довузовского блока предлагают им воспользоваться другими возможностями, которые университет готов предоставить сотрудникам и учащимся таких школ.

В частности, ученикам 11-х классов, которые в силу различных социальных факторов и жизненных обстоятельств не могут на равных конкурировать с большинством поступающих в борьбе за бюджетные места, равно как и не могут оплачивать свое обучение, предлагается принять участие в проекте «Социальный лифт». Школы могут присоединиться к проектам Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ, их педагоги и руководители — поучаствовать в различных семинарах, обмене опытом, стать участниками форума «Стань выше с Вышкой» и других мероприятий.