Завершен заключительный этап олимпиады «Высшая проба»
С 29 января по 6 февраля в Москве и еще в 41 городе России и стран СНГ прошел заключительный (очный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» для учеников 7-11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили более 26 тыс. человек – на 6 тыс. больше, чем в прошлом году.
Новые рекорды
Популярность «Высшей пробы» у школьников растет с каждым годом, и в этом году установлены новые рекорды.
Количество участников отборочного этапа приблизилось к 110 тыс. человек (показатель прошлого учебного года – 87 455), общее число регистраций – порядка 220 тыс. человек (в прошлом учебном году – 178 тыс.). При этом число профилей олимпиады осталось прежним. Более 80% потенциальных участников на московской площадке приняли участие в очных состязаниях второго этапа, тогда как в предыдущие три года «явка» была около 70%.
По всем профилям, за исключением «Электроники и вычислительной техники» (его участников принимали в здании МИЭМ в Строгино), олимпиада проводилась в новом кампусе ВШЭ на Покровском бульваре. «Здесь я впервые, мне все понравилось. Красиво, аудитории приятные, – говорит 10-классник Федор Денисов из московской школы № 152, участвовавший в олимпиаде по иностранным языкам. – Я был в нескольких европейских университетах, и там похожая организация пространства. Через маленькие окошки в дверях видно, что происходит в аудиториях».
Впервые очные состязания «Высшей пробы» в этом году проведены в Сыктывкаре, в некоторых городах появились новые партнеры, как правило, из числа вузов и региональных центров по работе с одаренными детьми. Например, в Новосибирской области олимпиада раньше проводилась в Бердске – городе-спутнике Новосибирска, что было не очень удобно ребятам, а теперь ее принимает Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), расположенный в центре Новосибирска.
Организаторы и волонтеры
Больше всего участников заключительного этапа «Высшей пробы» принимает здание на Покровском бульваре – только в день проведения олимпиады по иностранным языкам, филологии и дизайну здесь побывали более 2 тыс. школьников. Все действия организаторов – сотрудников Вышки и студентов-волонтеров – строго регламентированы, и, по выражению директора по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Тамары Протасевич, «каждый солдат знает свое место».
Придя на указанную площадку в назначенное время, каждый участник находит себя в списках, после чего волонтеры направляют его в аудиторию. Там проверяют документы (паспорт и титульный лист) и выдают задание, к выполнению которого все участники приступают одновременно. Причем задание одно и тоже для всех участников независимо от площадки, которую выбрал участник.
Когда истекает время выполнения заданий (от двух до четырех часов в зависимости от предмета), волонтеры принимают работы, снова проверив документы у каждого участника, и приносят их в штаб олимпиады. Там их шифруют, нанося на титульный лист и первую страницу индивидуальный номер, а затем титульные листы отделяются, чтобы обеспечить анонимность при проверке.
В организации олимпиады задействованы десять сотрудников Вышки и более тысячи студентов-волонтеров. Для студентов это проектная деятельность по выбору, за которую можно получить кредиты на «Ярмарке проектов», но есть такие, кто приходит и без всяких бонусов, причем в течение нескольких лет, а некоторые – даже по окончании Вышки.
Этчуэ Карл Иман Оливье – студент магистерской программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования», приехавший в Москву из Кот-д’Ивуар – отработал на олимпиаде волонтером четыре дня. Три дня провел в штабе (встречал участников, распределял их по аудиториям, сортировал работы), а один день в аудитории. «По-моему, среди волонтеров я единственный иностранец, – рассказывает он. – Было интересно посмотреть на российских школьников, помочь им. Они же первый раз в университете, не знают, где находятся корпуса и аудитории. В аудитории я следил за порядком, но ни одного замечания сделать не пришлось».
«Как стать студентом Вышки?»
Среди участников заключительного этапа в Москве есть те, кто приехал из других регионов (были даже из Южно-Сахалинска ), хотя можно было найти площадку поближе. Для кого-то это повод побывать в столице, кто-то нашел билеты дешевле, но в любом случае это возможность побывать в Вышке и узнать о поступлении из первых рук.
Анастасия Лихмановская – 11-классница из Абакана – прилетела в Москву на олимпиаду по дизайну в сопровождении папы на несколько дней. Сразу с самолета отправилась на лекцию «Как стать студентом Вышки?», которая проводилась для участников олимпиады, затем сходила в Пушкинский музей и в Музей современного искусства «Гараж».
На заочном этапе олимпиады Анастасия представила проект, посвященный шести человеческим фобиям. Каждую фобию она изобразила отдельном плакате – например, олицетворением аэрофобии стала лестница из букв этого слова, на верхней ступени которой стоит шатающийся человек. Задания заключительного этапа Анастасии показались сложными, так как потребовались теоретические знания, в том числе по истории искусств.
«Рада, что побывала в Вышке, – рассказывает девочка. – Это лишний стимул хорошо учиться и готовиться к поступлению. На олимпиаде очень спокойная атмосфера, волонтеры спрашивали, хорошее ли у нас настроение, и всегда охотно отвечали на вопросы. Я пришла заранее и увидела, что список участников обрывается на букве "К". Стало страшно, но тут же подошел волонтер и повесил вторую часть списка, где я сразу нашла свою фамилию».
Особые участники
В «Высшей пробе» могут принять участие школьники с ограниченными возможностями здоровья, и для них создаются особые условия. Например, для слепых детей задания печатаются шрифтом Брайля, работы они выполняют на компьютерах за более длительное время, а для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата устанавливают специальные парты. В этом году на олимпиаду по биологии пришла девочка, сломавшая правую руку накануне и не предупредившая об этом организаторов. Ей предоставили отдельную аудиторию, и ответы она набирала на компьютере.
Ольга Крылова – ученица московской школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых – участвовала в олимпиаде по иностранным языкам. Она отличница, учится в 12-м классе (срок обучения для слепых на год дольше, так как в первом классе они осваивают шрифт Брайля), и на олимпиаду ее сопровождала воспитатель. У Ольги обширное портфолио с победами на разных олимпиадах, на «Высшей пробе» по русскому языку в прошлом году она получила диплом третьей степени. В интернате она готовится к олимпиадам в кружке, организованном Центром педагогического мастерства и Высшей школой экономики.
«В Вышке стараются создать для нас все условия, – рассказывает Ольга. – На отборочном этапе возникла сложность: специальная компьютерная программа, которая озвучивает текст на экране, не распознавала задания с картинками. И тогда оргкомитет прислал нам эти задания по почте».
Ольга планирует поступать в Вышку на программу, связанную с лингвистикой или экономикой, причем экономикой она увлеклась недавно. Участвовала в Летней лингвистической школе и Летней экономической школе, которые проводит Вышка для школьников. «Нас здесь знают, хорошо к нам относятся, никого это не напрягает и не пугает. А в жизни бывает по-всякому», – добавляет она.
Участники - направо, родители - налево
Поскольку многие участники пришли на олимпиаду в сопровождении родителей, для последних в Культурном центре были организованы презентации образовательных программ и консультации приемной комиссии. Вход в Культурный центр располагается напротив входа в корпус, где проводится олимпиада, так что участники шли направо, а родители – налево.
Анастасия Хургес, мама троих детей из подмосковной Истры, на «Высшую пробу» приехала со старшей дочерью-одиннадцатикласницей. В прошлом году девочка участвовала в «Высшей пробе» по английскому и русскому языку – и на английском стала победителем.
«Победа для 10-классников при поступлении не засчитывается, так что в этом году решили попробовать еще раз, причем по трем предметам – русскому, иностранным языкам и филологии, – рассказывает Анастасия. – У дочери склонность к языкам – помимо английского учит еще испанский и французский, поступать собирается на программу "Фундаментальная и компьютерная лингвистика". Задания на "Высшей пробе" сложнее, чем на Всероссийской олимпиаде школьников – времени на выполнение мало, нужно полностью выкладываться».
Анастасия побывала на презентациях образовательных программ, но многое из того, что там рассказывали, ей уже было известно благодаря дням открытых дверей и информации из Интернета. О преимуществах Вышки перед другими вузами она говорит так: «Здесь дух какой-то другой – более свободный. Изменяющийся вуз, развивающийся, ориентированный на детей. И руководитель образовательной программы нам очень понравился».
Протасевич Тамара Анатольевна
Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися: Директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися