Евгений Ясин: «Вышка, РЭШ, Институт Гайдара — это восстановление того уровня науки, который был в России до революции»
В издательстве «Новое литературное обозрение» (НЛО) увидела свет книга Андрея Колесникова «Диалоги с Евгением Ясиным» — интеллектуальная биография научного руководителя ВШЭ. В день рождения Евгения Григорьевича публикуем несколько фрагментов из книги.
— По правительственному постановлению 1992 года я стал научным руководителем, а Ярослав Кузьминов директором-организатором ВШЭ. То есть я играл ключевую идейную роль, а Кузьминов — организаторскую.
— Но потом, работая в министерстве и правительстве, вы не могли много заниматься Высшей школой экономики.
— Не мог. И потому колоссальная заслуга по становлению Вышки по обоим направлениям принадлежала Кузьминову. Он стал первой фигурой, и вполне заслуженно.
— Что вы хотели сделать из Вышки с самого начала, на что надеялись?
— В этих, казалось бы, мелких деяниях мелких людей светилось, извини за пафосные слова, величие эпохи. Мы прекрасно понимали, что на наших глазах происходит колоссальный поворот в истории страны. Правда, у многих ощущение было такое, что Россия уходит на второй план, сверхдержава превращается в заурядную страну. Знаешь, как называется наш край в Австралии?
— Как?
— Северная Азия.
— Как говорил Иосиф Бродский, «эта местность мне знакома как окраина Китая».
— Но мы были твердо убеждены в одном: Россия станет рыночной демократией. Самое главное, мы должны поднять Россию в области образования, науки. Сила, уверенность и репутация новой России должны расти на основе интеллектуальных ресурсов.
Причем когда я говорю «мы», я больше имею в виду Кузьминова и тех, кто с ним работал ближе, чем я, кто подходил к образованию профессионально. Да, с самого начала было небольшое финансирование; да, помогало Министерство экономики. Но главное — чутье: куда двигаться вперед. И вот оно у Кузьминова было. И он шаг за шагом, еще до ухода реформаторов на дальний план, строил и Школу, и реформу образования.
Обрати внимание на такую интересную деталь. Концепция реформы многих секторов бюджетной сферы, например здравоохранения, строилась на идее платности и на страховом принципе. А те же самые принципы в отношении образования не работают. И тогда родилась идея ЕГЭ и ГИФО (чем лучше ученик сдает ЕГЭ, тем больше денег дает ему государство на учебу в вузе — «деньги следуют за учеником»). Две составляющие реформы позволили бы организовать конкуренцию между учебными заведениями, но мы этого делать не стали. Теперь приходится переделывать реформу, и переделывать топором. Тем не менее она оказалась одной из самых успешных.
Вышка стала своего рода знаменем реформ в образовании. И это вдохновляло. В конце концов, у человека, кроме материальных стимулов, есть стимулы творческие: ты понимаешь, что нужен людям, что принимал участие в реализации значительной идеи
В 1997-1998 годах на Комиссии по экономической реформе обсуждался вопрос о реформе образования. Александр Тихонов, тогдашний министр образования, Ярослав Кузьминов, еще ряд коллег подготовили концепцию реформы, исходя из того, что здоровье нужно страховать, а образование — кредитовать. И по поводу образования я волноваться перестал. А по поводу здравоохранения, пенсионной системы, вопросов собственности волновался: реформы в этой сфере доделать было сложно.
Вышка стала своего рода знаменем реформ в образовании. И это вдохновляло. В конце концов, у человека, кроме материальных стимулов, есть стимулы творческие: ты понимаешь, что нужен людям, что принимал участие в реализации значительной идеи.
Кстати, это верно и в отношении предпринимательской деятельности, которая позволяла осуществлять перемены в материальном производстве. Вот, например, промышленная революция. Переход на каменный уголь при выплавке металла — все это делалось экспериментальным путем. Скажем, в новом варианте домны экспериментатор сидел и засыпал ночью перед этой печкой, но в конце концов у него получилось. Это наука? Нет. Наука пришла на помощь позже. Но когда они соединились — творческий труд и научное основание, — состоялся прорыв, началась другая эпоха. Вот так же и Вышка с реформой образования: новые подходы, культ знаний, культ науки, исключительная порядочность в том, что касается этики, никаких взяток.
— То есть начали с себя?
— Да.
— Но вы лично окончательно погрузились в Вышку в 1998-м?
— В июле 1998 года я был уволен с поста министра, однако еще долго жил интересами этих правительственных сфер. И только в конце 1999-го почувствовал почву под ногами в университете. Еще раз подчеркну: считая себя одним из авторов либеральных реформ, занимаясь в основном макроэкономикой, я всегда был уверен в своих коллегах, занимавшихся здесь реформой образования.
— Погружение в Вышку шло больше через преподавание, через студентов? Или через исследовательские работы, через консалтинг для власти, через создание научного сообщества? Или через все сразу?
— В общем, через все сразу. Поначалу стать настоящим мозговым центром реформ ВШЭ не могла. Все-таки в то время в правительстве и около правительства работали настоящие интеллектуалы и реформаторы: Владимир Мау, Михаил Дмитриев, Алексей Улюкаев, Сергей Васильев. Но время шло, и я видел, что и здесь поднимаются очень достойные люди. Первая область, где конкурентные преимущества ВШЭ стали очевидными, — образование. А потом здесь сформировался очень сильный блок специалистов по здравоохранению.
— Ну и административная реформа.
— Безусловно! Что касается моей личной траектории, то должен тебе сказать, что году к 2003, а может, раньше, когда закончилась работа над программой Грефа, я уже был вынесен за скобки. Говорю это без всякой грусти. У меня было ощущение, что это все равно должно когда-то случиться, ничего удивительного здесь нет. Но при этом общая ответственность за реформы, за их идеологию постепенно начала перемещаться к нам, в Вышку. Это разделенная ответственность, потому что, кроме нас, есть еще Академия народного хозяйства, есть Институт Гайдара, есть обновляющийся экономический факультет МГУ Александра Аузана.
— РЭШ еще пока остается.
— Еще Сколково; я на днях был в правительстве, где его превозносили. Ну, дай Бог успеха.
— Но вот благодаря наращиванию исследовательской составляющей, благодаря консалтингу в отношении правительства, через те же реформы образования, административную, здравоохранения, благодаря росту авторитета ежегодной международной конференции ВШЭ, академическому развитию, Вышка стала настоящим лидером.
— Она действительно стала привлекать общее внимание. Заняла видную общественную позицию. У многих ученых, работавших даже в других областях, возникло ощущение, что если они не присоединятся к Вышке, то окажутся в хвосте, а если придут сюда — займут первые позиции в науке. Поэтому у нас появилось несколько очень мощных новых факультетов. Самое яркое достижение — факультет математики. Началось с того, что Александр Музыкантский, многолетний префект Центрального округа Москвы, сам математик, забеспокоился о судьбе Математического независимого университета, одним из основателей которого был академик Владимир Арнольд. И математики из этого университета составили кадровую основу нового факультета.
Но кроме этого, мы создали здесь настоящую социологическую школу, во многом благодаря первому проректору ВШЭ Вадиму Радаеву. Вопрос уважения к Вышке заключался в том, сколько масштабных фигур здесь работает. Так вот Радаев — фигура.
Первоначальный замысел экономического колледжа, который будет заниматься только вопросами экономики, растворился в идее университета. И не потому, что Кузьминов хотел объять все, а потому, что приходили люди, которые, если угодно, хотели причаститься к духу Высшей школы экономики
Философия, культурология, история… По просьбе Гайдара я пригласил в ВШЭ Леонида Сергеевича Васильева, известного историка. Он сейчас уже слишком преклонных лет для того, чтобы быть большим лидером и организатором, но тем не менее. А факультет организовал Александр Каменский. Ирина Максимовна Савельева создала Институт гуманитарных историко-теоретических исследований. Это очень яркое, интеллектуальное пятно. Факультет политологии с Андреем Мельвилем и Марком Урновым. Анна Качкаева — факультет медиакоммуникаций. Факультет психологии с профессором Владимиром Зинченко.
Словом, первоначальный замысел экономического колледжа, который будет заниматься только вопросами экономики, растворился в идее университета. И не потому, что Кузьминов хотел объять все, а потому, что приходили люди, которые, если угодно, хотели причаститься к духу Высшей школы экономики.
— Университет так и складывался, по частицам духа, очень точная формула. При том что экономическое ядро ВШЭ тоже ничего себе…
— Профессиональный уровень ядра очень сильно поднимался, здесь с самого начала была минимальная концентрация людей, преданных экономической науке.
Вопрос уровня. Вот я опять примеряюсь к себе. После того как мною была написана концепция перехода к рыночной реформе, я сознавал, что в тот момент находился на уровне мировом. В том смысле, что я сочинил то, что подходило для России, и то, что потом сформулировал и сделал Гайдар. Нас всех тогда объективно выносило на узел основных проблем, и мы ощущали себя единомышленниками. Тогда я чувствовал себя современным ученым-экономистом. Зубрил английские словари, читал книжки, хотел остаться на высоком уровне. Но я уже был стар. Я сыграл свою роль. Сейчас я не могу угнаться за всеми новациями. Тем более что в сегодняшней экономической науке много современной математики.
Приведу пример того, как быстро сейчас уходят на второй план серьезные авторитеты. Однажды я познакомился с Ларри Харрисоном; он очень много лет возглавлял Американскую комиссию помощи (USAID) в Латинской Америке. Сам он по происхождению еврей из Вильнюса. Автор очень известных книг, например «Кто процветает», соиздатель вместе с Сэмюэлом Хантингтоном, который был его ближайшим другом, книги «Культура имеет значение». И вот как-то сидим мы за одним столом: Харрисон, Владимир Гимпельсон (ведущий в стране специалист по рынку труда. — А.К.), Лев Якобсон (первый проректор ВШЭ. — А.К.) и я.
— Четыре еврея…
— Ну да… И Харрисон рассказывает о том, что он уже не котируется, его не пускают в сообщество новых модных экономистов. А он пишет книги ну точно не хуже других.
Фрагменты из книги Лоуренса Харрисона «Кто процветает? Как культурные ценности влияют на успех в экономике и политике», содержащие в себе некоторые аналогии с сегодняшней Россией:
«Традиционно власть в испаноязычной Америке рассматривается как лицензия, индульгенция. Есть доля истины, правда преувеличенной и чересчур обобщенной, в стереотипе испаноязычного американца, который смотрит на жизнь как на борьбу за власть (дающую мужчине силу); по достижении же власти она должна быть использована в его личных интересах, без какого-либо ограничения… и даже благоразумия… Авторитаризм в Латинской Америке — в семье, церкви, школе, государственных учреждениях, бизнесе — также, вероятно, имеет отношение к подавлению желания рисковать, нововведений и предпринимательства за счет неизбежной наказуемости инициативы».
— Но не всегда модное — обязательно лучшее. Вот я сравнил, предположим, последнюю книжку Дарона Асемоглу (в последнее время принято транскрибировать — в соответствии с правилами чтения по-турецки — Аджемоглу. — А.К.) и Джеймса Робинсона «Почему нации терпят поражение? Происхождение власти, процветания, бедности» и книгу Дугласа Норта, Джона Уоллиса, Барри Вайнгаста «Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества». Норт сильнее в творческом плане, новые идеи, есть над чем думать. А у Асемоглу–Робинсона традиционная экономическая теория, традиционные модели.
Аналитическое отступление.
По большому счету, теории Асемоглу и Норта доказывают разными средствами и примерами одно и то же: главное в формировании государства и общества, в историческом развитии, в успехе и падении наций — институты, их качество. Не география, не особенности национальной культуры, даже не история как таковая, а именно институты. Асемоглу и Робинсон приводят простые примеры. Географическая точка Ногалес, разделенная пополам американо-мексиканской границей, в буквальном смысле — забором. Один и тот же народ, одна и та же культура. К северу от границы — Ногалес, Аризона (США). Там нормальный уровень жизни, все цветет и пахнет. К югу — Ногалес, Сонора (Мексика) — нищета в щитовых домиках, мерзость запустения.
Или: снимок из космоса Корейского полуострова. Юг — весь в электрических огнях. Север, за исключением Пхеньяна, погружен в зловещий мрак. Снова один народ, один историко-культурный бэкграунд. В чем разница? В институтах. Те институты, которые не дают развиваться нациям, Асемоглу и Робинсон называют экстрактивными, те, которые способствуют развитию, — инклюзивными. Нетрудно догадаться, что инклюзивные институты основаны на свободе, терпимости и верховенстве права. То же и в теории Норта, который вместе с коллегами изучает роль насилия (а «легитимное» насилие — это, в сущности, и есть государство), и выделяет порядок закрытого доступа (естественные государства) и порядок открытого доступа, огрубленно говоря — либеральные демократии. Норт, Уоллес и Вайнгаст обильно цитируют Асемоглу и Робинсона, и наоборот («Насилие…» появилось раньше «Почему…», но Норт использовал предыдущие работы коллег).
То, что пишет Норт и его коллеги, очень хорошо, кстати, объясняет процессы, происходящие в современной России. Ну, например:
«Естественное государство снижает проблему повсеместного распространения насилия путем создания господствующей коалиции, члены которой обладают особыми привилегиями. Логика естественного государства вытекает из того, что оно решает проблему насилия. Элиты — члены господствующей коалиции — соглашаются уважать привилегии друг друга, включая права собственности и доступ к определенным видам деятельности… Поскольку элиты знают, что насилие приведет к снижению их собственных рент, они имеют стимулы к тому, чтобы прекратить борьбу…
Организации элиты создают и распределяют ренту среди членов коалиции. Одним из наиболее ценных источников ренты для элиты является привилегия создания организаций, которые будут пользоваться поддержкой государства…
В базисных естественных государствах все организации — политические, военные, экономические, религиозные, образовательные — тесно интегрированы в структуру господствующей коалиции».
— Надо сказать, что при всем блеске работ всех этих авторов на выходе все равно получается универсальная теория, как бы объясняющая все на свете. Чем-то это напоминает Маркса, у которого тоже была своя теория…
Я полагаю, что существует некий естественный предел, которого могут достичь общественные науки. Они сочиняют определенную картину, определенную концепцию, которая в определенных пределах подтверждается историческими фактами... И на пять копеек статистика...
— Я полагаю, что существует некий естественный предел, которого могут достичь общественные науки. Они сочиняют определенную картину, определенную концепцию, которая в определенных пределах подтверждается историческими фактами... И на пять копеек статистика...
— Но здесь никакой особой статистики и математических формул нет.
— Совершенно верно. Но вот Харрисона, например, они не принимают. Потому что он не в состоянии даже простого уравнения нарисовать. Мне очень нравятся в этом отношении работы Мансура Олсона и Дипака Лала. Их книги написаны обыкновенным языком, но в них обычно присутствует специальное математическое приложение.
(…)
— Вернемся к Вышке. Разные люди в разговорах со мной — и отнюдь не в порядке лести вам — говорили, что с определенного момента на успех начал работать «фактор Ясина», гуру и наставника с высоким авторитетом. А по определению научного руководителя факультета экономики ВШЭ Владимира Автономова, мейнстримом в университете стал «либерализм ясинского толка». Согласны с такой своей ролью?
— Я знаю, что обо мне говорят. Не считаю, что это справедливо, потому что здесь очень важную роль играл и играет именно научный коллектив. Что и формирует для университета высшую оценку.
— Именно исследовательской части?
— Не только. Но ощущение, что ты являешься носителем знаний, а стало быть, и какой-то этики, и что у тебя есть критерии оценки научных достижений, — это самое важное.
Вышка, РЭШ, Институт Гайдара — это восстановление того уровня науки, который был в России до революции и в некоторых областях после нее
Вышка, РЭШ, Институт Гайдара — это восстановление того уровня науки, который был в России до революции и в некоторых областях после нее. И наш «выход» — где-то 80 процентов мирового уровня. Нас мало, и рядом находится целая куча дерьма, которая многое определяет и в науке, и в образовании.
Сейчас я перечитываю (и пользуюсь этой работой) учебник «История средних веков», изданный в 1941 году. Авторы — выдающиеся медиевисты Александр Удальцов, Евгений Косминский, Осип Вайнштейн. Это не просто учебник для вуза, это работа мирового масштаба. Вот это научный уровень, к которому надо стремиться.
— Ну, в Вышке очень недурное экономическое ядро, думаю, что в некоторых областях — мирового уровня.
— Да, Владимир Гимпельсон, Ростислав Капелюшников, Револьд Энтов — мощнейшее интеллектуальное ядро. Мне в Вышке очень нравится, например, профессор Александр Оболонский с факультета государственного и муниципального управления; у него есть прекрасная книга, посвященная государству (Оболонский А.В. Кризис бюрократического государства. Реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2011). Владимир Автономов, упоминавшийся тобой. Профессор факультета психологии Надежда Лебедева; еще там работает классик психологической науки Владимир Зинченко. В питерском кампусе у нас появился научный руководитель истфака Евгений Анисимов, написавший великолепную книжку «Императорская Россия»… Я просто хочу еще раз подчеркнуть: вот она, интеллектуальная среда. Это главное достижение Вышки.
И всякий раз, когда Ярослав Кузьминов принимает какие-то решения, я убежден, он думает о том, как к ним отнесутся эти люди. И я, конечно, среди этих людей.
— В РЭШ без Сергея Гуриева что-то изменится. А, допустим, ВШЭ без Кузьминова и Ясина — машина будет продолжать работать?
— Стилистика поменяется. Но все-таки руководителем этого университета, кроме Кузьминова, кроме Ясина, является уже упоминавшийся Вадим Радаев, очень достойный человек. Очень сильные фигуры — Олег Замулин, пришедший к нам из РЭШ и возглавивший факультет экономики, Александр Чепуренко, декан факультета социологии.
— Чтобы сохранялся университетский дух, они должны быть и просто приятными людьми…
Для меня каждый раз быть на ученом совете, общаться с коллегами — удовольствие. И молодые унаследовали определенные достоинства старшего поколения Вышки и уже умеют больше, чем мы
— Вот это ощущение самоуважения людей... Для меня каждый раз быть на ученом совете, общаться с коллегами — удовольствие. И молодые унаследовали определенные достоинства старшего поколения Вышки и уже умеют больше, чем мы.
— Надо сказать, что молодые люди у вас растут. Вот вы отдали талантливого экономиста Григория Андрущака в Министерство образования…
— Ну да, наша миссия идет дальше университета. И нам нужно больше воспитывать людей такого уровня.
— А есть ощущение, что удается сохранить ценности либерализма среди студентов?
— Понимаешь, мы не ставим такую задачу, у нас нет чисто идеологической установки. Этого и не надо. Вот, скажем, зять мой, муж внучки, который окончил магистратуру экономического факультета, он кейнсианец… Что я могу ему сказать?..
Автономов Владимир Сергеевич
Научный руководитель Факультета экономики
Анисимов Евгений Викторович
Профессор Факультета истории (Санкт-Петербург)
Васильев Леонид Сергеевич
Ординарный профессор ВШЭ
Гимпельсон Владимир Ефимович
Ординарный профессор ВШЭ
Замулин Олег Александрович
Декан Факультета экономики
Зинченко Владимир Петрович
Ординарный профессор ВШЭ
Каменский Александр Борисович
Декан Факультета истории
Капелюшников Ростислав Исаакович
Заместитель директора Центра трудовых исследований
Качкаева Анна Григорьевна
Декан Факультет медиакоммуникаций
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Лебедева Надежда Михайловна
Профессор Кафедры организационной психологии
Мельвиль Андрей Юрьевич
Декан Факультета прикладной политологии
Оболонский Александр Валентинович
профессор Кафедры государственной и муниципальной службы
Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор ВШЭ
Савельева Ирина Максимовна
Ординарный профессор ВШЭ
Урнов Марк Юрьевич
Научный руководитель Факультета прикладной политологии
Чепуренко Александр Юльевич
Декан Факультета социологии
Энтов Револьд Михайлович
Ординарный профессор ВШЭ
Якобсон Лев Ильич
Первый проректор ВШЭ
Ясин Евгений Григорьевич
Научный руководитель ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Ярослав Кузьминов дал интервью радиостанции «Эхо Москвы»
О прошлом и настоящем российского образования, об истории создания Высшей школы экономики и ее сегодняшнем дне, о Лицее Вышки ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал в программе первого главного редактора и основателя радиостанции «Эхо Москвы» Сергея Корзуна.
Юбилей коллектива Института демографии ВШЭ
Коллектив Института демографии НИУ ВШЭ в этом году отмечает 25-летие своей деятельности.
Создание Школы и продвижение реформ
27 ноября в Высшей школе экономики завершилась юбилейная конференция, приуроченная к 20-летию ВШЭ. Круглый стол последнего дня конференции был посвящен обсуждению хода российских реформ, роли НИУ ВШЭ в их формировании и продвижении, а также особенностям Вышки как своего рода «продукта» реформ.
«Наша стратегия — стабильный рост»
8 декабря Институт профессиональной переподготовки специалистов (ИППС) ГУ-ВШЭ отмечает свое 15-летие. О создании института, его программах и достижениях рассказывает директор ИППС Татьяна Григорьева.
«Мы — среди лидеров»
19 ноября факультет социологии ГУ-ВШЭ отмечает свой 10-летний юбилей. О создании и развитии факультета, его месте в социологическом образовании в России рассказывает декан факультета Александр Чепуренко.
Политологи высокого полета
О политологии как науке, об особенностях подготовки политологов в Вышке, о своих пожеланиях абитуриентам и о карьерных перспективах выпускников в преддверии десятилетия факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ рассказывает декан Марк Урнов.
По менталитету мы недалеки от "топовых" вузов Запада
Скоро начнутся вступительные экзамены. Все больше вопросов и от абитуриентов, и от их родителей, и от журналистов: что такое Вышка, что в ее жизни самое главное, в чем причина ее динамичного развития? Об этом рассказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.