Мерцалова Татьяна Анатольевна
- Ведущий эксперт:Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 34 года.
Образование, учёные степени
- 1996Кандидат педагогических наук
- 1990
Специалитет: Владимирский государственный педагогический университет, специальность «Математика и физика», квалификация «учитель математики и физики»
Достижения и поощрения
- Медаль "Признание - 10 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (март 2024)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
- Благодарность Высшей школы экономики (июнь 2018)
- Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2016)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Доказательное управление образовательными системами (Маго-лего; 4 модуль)Рус
Доказательное управление образовательными системами (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Доказательное управление образовательными системами (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Доказательное управление образовательными системами (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Доказательное управление образовательными системами (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Доказательное управление образовательными системами (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Конференции
- 2023Всероссийский форум "Инклюзивная школа, успешность каждого ребенка" (Грозный). Доклад: Укрепление доверия и урегулирование конфликтов в построении инклюзивной культуры
- XXIII Международный педагогический конгресс "Устойчивое развитие образования. Миссия. Трансформация. Ресурсы." (Калининград). Доклад: Благополучие, как условие образовательной успешности
- XX ежегодная международная конференция "Тенденции развития образования. Современное образование: выбор будущего" (Москва). Доклад: Стратегическое управление школой в меняющихся условиях
- XXIV Ясинская (Апрельская) конференция (Москва). Доклад: Психологическое благополучие в школе: проблема, которая может коснуться каждого
- 2022III Международная научно-практическая конференция "БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ В ОБРАЗОВАНИИ: DATA-ANTHROPO для политики и практик развития" (Москва). Доклад: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МОНИТОРИНГОВЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ (на примерах общего и дополнительного образования детей)
- XXIII Ясинская (Апрельская) конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: DIGITAL TRANSFORMATION AND EDUCATIONAL POLICY
- Международная научно-практическая конференция "УНИВЕРСИТЕТ, ОТКРЫТЫЙ РЕГИОНАМ: Интеграционные механизмы взаимодействия педагогического вуза и регионов" (Санкт-Петербург). Доклад: Модели обучения команд педагогических университетов эффективному взаимодействию со школами для повышения качества образования
- XI ежегодная международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования (Москва). Доклад: ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КОНТЕКСТ: Как контекстуализация при анализе данных меняет оценки и управленческие решения
- XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ: ПОЗИЦИЯ ШКОЛЫ, УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЕЙ, ОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Всероссийская научно-практическая конференция «Российское общество в период глобальной турбулентности» (Москва). Доклад: Модели адаптации школьного образования к шокам пандемии коронавируса COVID-19 в 2020 году
- XIX международная научно – практическая конференция «Тенденции развития образования. Право и Свобода в образовании» (Москва). Доклад: ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКИХ ШКОЛ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
- 2021V Международная Конференция «Education 2020 and Beyond: Looking into the Future» - «Образование 2020: взгляд в будущее» (Баку). Доклад: Оценка качества образования в период пандемии: опыт России
- XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Поведение институтов школьного образования в условиях турбулентности
- X международная онлайн-конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) (Москва). Доклад: Модели и кейсы использования мониторингов для развития образования
- XVIII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Глобальные вызовы и неравные возможности (Москва). Доклад: Стратегии управления школьным образованием в ситуации пандемии
- 2020IX международная онлайн-конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (Онлайн). Доклад: Меняется ли оценка качества образования в ходе его цифровой трансформации?
- XVII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» (Москва). Доклад: Усиление и затухание управленческих инициатив на федерально-региональном уровне как эффект образовательной политики
- XII Всероссийская научно-практическая конференция «Открытое образование и региональное развитие" (Онлайн). Доклад: Независимая оценка качества и экспертиза программ как условие развития механизмов саморегулирования региональных систем дополнительного образования
- 20198 международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования (Минск). Доклад: Оценка качества образования в фокусе показателей образовательной инфраструктуры
- Московский международный салон образования (Москва). Доклад: Навигаторы по программам ДОД: основные тенденции
- EDCRUNCH (Москва). Доклад: Мониторинг образовательной инфраструктуры регионов России
- EDCRUNCH (Москва). Доклад: EdTech и частные школы в России: проблемы и потенциал развития
- 2018XIX АПРЕЛЬСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА (Москва). Доклад: «Готовы ли школы к цифровизации образования»
- Пятнадцатая международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» 15-17 февраля 2018 года (Москва). Доклад: «Становление системы независимого оценивания индивидуальных достижений учащихся в России: Регламентация процесса, оценка результата, что дальше?»
- Московский международный салон образования (Москва). Доклад: Организация и проведение мастер-класса «Как лучший опыт превратить в эффективную практику (представление курса ПК «Успешные практики в образовании: от проектирования до трансляции»)»
- Московский международный форум "Город образования" (Москва). Доклад: «Отечественные исследования влияния образовательной среды на образовательные результаты. Индекс образовательной инфраструктуры»
- Седьмая ежегодная международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования «Оценка качества на разных уровнях образования» (Душанбе). Доклад: «Вариативное оценивание для вариативного образования (независимая оценка дополнительного образования детей)»
- Форум "Сообщество" (Москва). Доклад: «Государственный и общественный контроль качества условий образовательной деятельности: конфликт или сотрудничество?»
- 2017Международная конференция ЕАОКО и CICED "Мониторинги, рейтинги, ренкинги как инструменты управления качеством образования" (Санкт-Петербург). Доклад: "Станет ли независимая оценка инструментом управления качеством образования: риски и барьеры федеральной модели"
- 2016XIII ежегодная конференция "Тенденции развития образования. Кто и чему учит учителя" (Москва). Доклад: Педагог глазами родителей: каких педагогов хотели бы иметь для своих детей российские родители
- Международный форум «Евразийский образовательный диалог» (Ярославль). Доклад: Независимая оценка качества образования: методологические подходы в условиях нормативного регулирования
- Международный форум «Евразийский образовательный диалог» (Ярославль). Доклад: Родительские представления о качественном образовании (результаты социологического опроса)
- XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Дифференциация родительского запроса к качеству образования
- 2015Двенадцатая ежегодная конференция "Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня завтра" (Москва). Доклад: Кто выигрывает от публикации рейтингов? (Проблема использования результатов независимой оценки образовательных организаций)
- IV ежегодная международная конференция ЕАОКО "Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики" (Казань). Доклад: Независимая оценка качества образования: методологические подходы к реализации нормативных требований
- XVI Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Независимая оценка качества оказания социальных услуг (методологические подходы)
- 2014Одиннадцатая международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования»: Что такое эффективная школа и эффективный детский сад? (Москва). Доклад: Рейтинги в оценке качества и управлении развитием образовательных систем
Публикации94
- Глава книги Kersha Y., Mertsalova T., Kosaretsky S., Zviagintsev R., Ivanov I. Inclusion and Equity in Secondary Education in Russia: How to Make Inclusion Assessment More “Inclusive”, in: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by M. M. Tsediso, M. A. Kozlova, E. R. Iarskaia-Smirnova. Springer, 2024. doi P. 85-106. doi
- Книга Ajsmontas B., Alekhina S., Aleksandrova L., Anchikov K., Bolshakov N., Cherviakova A. A., Iarskaia-Smirnova E. R., Kersha Y., Khalina N., Kosaretsky S., Kozlova M. A., Mertsalova T., Mikheev I. S., Pishnyak A., Prisyazhniuk D., Sinyavskaya O., Vlasova T., Zaichenko N. A. Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by M. M. Tsediso, M. A. Kozlova, E. R. Iarskaia-Smirnova. Springer, 2024. doi
- Статья Дворецкая И. В., Мерцалова Т. А. Возможности и предпочтения учителей в выборе способов развития компетенций использования цифровых образовательных технологий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2024. № 4. С. 126-147. doi
- Книга Мерцалова Т. А., Гошин М. Е., Бочкарева П. А., Косарецкий С. Г. Инфраструктура дополнительного образования детей: тенденции обновления и возможности эффективного использования / Науч. ред.: Т. А. Мерцалова. Современная аналитика образования. № 7 (81). Вып. 7 (81). М. : НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024.
- Статья Анчиков К. М., Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Политика в отношении школьного выбора в постсоветских странах: опыт построения индекса // Журнал исследований социальной политики. 2024. Т. 22. № 2. С. 209-224. doi
- Статья Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Сенина Н. А. Решение семей о смене школы: контексты выбора // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2024. № 3(181). С. 179-203. doi
- Статья Сенина Н. А., Мерцалова Т. А., Заир-Бек С. И. Социальные предикторы формирования различий в дискурсе о качестве школьного образования // Вопросы образования. 2024. № 2. С. 323-349. doi
- Книга Мерцалова Т. А., Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Позднухова Е. А. Преподавание основ доказательного управления и анализа образовательной политики: опыт магистерской программы «Доказательное развитие образования» / Под общ. ред.: В. А. Мальцева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
- Книга Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Гошин М. Е., Сенина Н. А. Современная аналитика образования. № 3 (71): Основные тенденции развития дополнительного образования детей / Науч. ред.: Т. А. Мерцалова. Современная аналитика образования. № 3 (71). Вып. 3 (71). М. : НИУ ВШЭ, 2023.
- Глава книги Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Большие данные в образовании: DATA-ANTHROPO для политик и практик развития // В кн.: Большие данные в образовании: DATA-ANTHROPO для политик и практик развития. Наука, 2022. Гл. 3. С. 75-100.
- Книга Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Мерцалова Т. А. Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях: информационный бюллетень / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 14. М. : НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Книга Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Сенина Н. А. Возможности российских школ для поддержки и развития детей, имеющих трудности в обучении: информационный бюллетень Вып. 11(28). М. : НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Книга Мерцалова Т. А., Сенина Н. А. Дистанционный режим как вызов для школьного образования: информационный бюллетень Вып. 6 (23). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022. doi
- Глава книги Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Принципы использования больших данных в управлении (на примерах общего и дополнительного образования детей) // В кн.: Большие данные в образовании: DATA-ANTHROPO для политик и практик развития. Наука, 2022. Гл. 3. С. 75-100.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Современная аналитика образования № 8(68): Паттерны поведения региональных систем общего образования в условиях непрогнозируемого кризиса на первых этапах его проявления (период «шока») / Современная аналитика образования. № 8(68). Вып. 8(68). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Книга Горяйнова А. Р., Дворецкая И. В., Кочак Э., Мерцалова Т. А., Савицкий К. Л. Цифровое обновление российской школы. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022. doi
- Книга Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Заир-Бек С. И., Звягинцев Р. С., Керша Ю. Д., Сенина Н. А. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад. М. : НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы : информационный бюллетень Вып. 7. М. : НИУ ВШЭ, 2021. doi
- Глава книги Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Аналитика данных для формирования управленческих решений в образовании // В кн.: Большие данные в образовании: доказательное развитие образования. Сборник научных статей II Международной конференции, 15 октября 2021 года, Москва / Под общ. ред.: О. А. Фиофанова. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. Гл. 4. С. 186-210.
- Книга Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства / Сост.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова; науч. ред.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова. М. : "Алекс" (ИП Поликанин А.А.), 2021.
- Статья Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Сенина Н. А. Преодоление школьной неуспешности: возможности и дефициты российских школ // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 6. С. 69-82. doi
- Глава книги Мерцалова Т. А., Заир-Бек С. И., Анчиков К. М., Сенина Н. А. Школы против пандемии: эффекты школьного образования // В кн.: Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства / Сост.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова; науч. ред.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова. М. : "Алекс" (ИП Поликанин А.А.), 2021. Гл. 3.1. С. 111-125.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей — (Факты образования № 2 (27)) / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Косарецкий С. Г., Павлов А. В., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Дополнительное образование: изменения в контексте реализуемых приоритетов государственной политики Вып. 17. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты Вып. 18. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
- Глава книги Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Мониторинг в образовании как элемент системы управления // В кн.: Большие данные в образовании: анализ данных как основание принятия управленческих решений. Сборник научных статей I Международной конференции. 15 октября 2020 г., Москва. / Под общ. ред.: О. А. Фиофанова. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. Гл. 1.3. С. 33-52.
- Книга Авксентьев Н. А., Агранович М. Л., Акиндинова Н. В., Асмолов А. Г., Баринова В. А., Блинов В. И., Борзых К. А., Брызгалова С. М., Буклемишев О. В., Бысик Н. В., Ворон О. В., Гохберг Л. М., Гришин В., Громов В. В., Грязнова Ю. Б., Дерюгин А., Дмитриева Н. Е., Дранев Ю. Я., Дудырев Ф. Ф., Жулин А. Б., Заир-Бек С. И., Земцов С. П., Зинина Т. С., Зубов С. А., Карлов И. А., Кашанин А. В., Клягин А. В., Клячко Т. Л., Кнутов А. В., Комарницкая А. Н., Кондрашов Н. В., Константинова Л. В., Корженевский Н. И., Косарецкий С. Г., Крайчинская С. Б., Красавина Е. В., Лаврентьев Н. В., Лешуков О. В., Ляшок В. Ю., Малева Т. М., Матовников М. Ю., Мерцалова Т. А., Милоголов Н. С., Минашкин В. Г., Мисихина С. Г., Назаров В. С., Нестик Т. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Плаксин С. М., Рогозин Д. М., Романова О. А., Рудник П. Б., Салихов М. Р., Симачев Ю. В., Синявская О. В., Синятуллин Р. Х., Солдатова Г. У., Сорокина С. С., Стырин Е. М., Тарасова Н. В., Тищенко Т. В., Устюжанина Е. В., Фрумин И. Д., Чаплинский А. В., Шабалин А. И., Штыхно Д. А., Юдаева К. В., Якушев Е. Л. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России / Отв. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов, А. Д. Радыгин, В. А. Садовничий, С. Г. Синельников-Мурылев. М. : Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Портрет российской сельской школы Вып. 35. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
- Книга Мерцалова Т. А., Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение Вып. 5. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Мерцалова Т. А., Дворецкая И. В. Российские школы через призму мониторинга цифровой трансформации образования (анализ различительных возможностей инструмента) Вып. 12(42). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Российское школьное образование в контексте международных сопоставлений Вып. 29. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Экономические условия и механизмы профессионального роста школьных кадров Вып. 19. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
- Книга Заир-Бек С. И., Лозовский М. Б., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Вятская Ю. А., Зинюхина Е. В. Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018-2019. Российский учебник, 2019.
- Книга Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П. С., Уваров А. Ю., Шилова Н. П. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Рук.: Я. И. Кузьминов; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Глава книги Княгинина Н. В., Янкевич С. В., Беликов А. А., Мерцалова Т. А. Обеспечение обучающихся одеждой // В кн.: Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / Перев.: Е. В. Пучков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 188-201.
- Книга Косарецкий С. Г., Баранников К. Ю., Беликов А. А., Бысик Н. В., Гетман А. В., Горбовский Р. В., Добрякова М. С., Заир-Бек С. И., Зинюхина Е. В., Капуза А. В., Керша Ю. Д., Княгинина Н. В., Ларина Г. С., Лебедева Н. В., Мерцалова Т. А., Пинская М. А., Реморенко И. М., Сергеева Т. В., Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А., Янкевич С. В., Новикова Е. Г. Российская школа: Начало ХХI века / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Статья Гошин М. Е., Мерцалова Т. А., Груздев И. А. Типы родительского участия в учебном процессе детей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 282-303. doi
- Статья Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Мерцалова Т. А. Типы родительской вовлеченности в образование и успеваемость школьников // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 29-45.
- Книга Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Рук.: А. Ю. Уваров; под общ. ред.: А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М. : Государственный университет-Высшая школа экономики, 2019.
- Книга Де Гроф Я. М., Янкевич С. В., Агранович М. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Бысик Н. В., Волкова Н., Де Амбросис Винья А., Еремина О., Княгинина Н. В., Красницка И., Красноусов С., Майоров А. Н., Матвеев В., Мерцалова Т. А., Новоселов И. С., Поветкина Н., Путило Н., Пучков Е. В., Рейнеке М., Рейнеке Р., Рихтер И., Руссо Ч., Сидорова И., Фюссель Х., Чиганова Е. Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / Перев.: Е. В. Пучков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Книга Духанина Л. Н., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Горбовский Р. В., Заир-Бек С. И., Вятская Ю. А. Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития / Под общ. ред.: Т. А. Мерцалова, Л. Н. Духанина. Вып. 3 (24). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Книга Abankina I., Alashkevich M., Bolotov V., Dobryakova M. S., Dudyrev F., Froumin I., Koreshnikova Y., Korshunov I., Kosaretsky S., Mertsalova T., Odoevskaya E., Ovakimyan A., Platonova D., Semenov A., Semyonov D., Sergomanov P., Sorokin P. S., Uvarov A., Zinkovsky K. 12 Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics / Ed. by Y. Kuzminov, I. Froumin. M. : National Research University Higher School of Economics, 2018. doi
- Книга Абанкина И. В., Беликов А. А., Гапонова О. С., Дудырев Ф. Ф., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Платонова Д. П., Сорокин П. С., Таловская Б. М., Фрумин И. Д., Нисская А. К. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Т. 3. Вып. 20. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Книга Петлин А. В., Савельева М. Б., Горбовский Р. В., Косарецкий С. Г., Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Княгинина Н. В., Мерцалова Т. А., Славин С. С., Янкевич С. В., Павлов А. В. Модернизация организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования / Под общ. ред.: М. Б. Савельева. М. : Издательский дом РосНОУ, 2018.
- Книга Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А., Петлин А. В. Навигаторы дополнительного образования детей: этапы развития, разнообразие и функциональность / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Вып. 7(22). Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
- Статья Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А., Петлин А. В. Навигаторы по программам дополнительного образования детей // ПРО-ДОД. 2018. № 6(18). С. 26-47.
- Статья Мерцалова Т. А. Объять необъятное и оценить бесценное (независимая оценка качества дополнительного образования детей) // ПРО-ДОД. 2018. № 5 (17). С. 21-35.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Родители и школа: чужаки или партнеры // Директор школы. 2018. Т. 227. № 4. С. 95-105.
- Статья Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68-90. doi
- Книга Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А. Факты образования Выпуск №2 (17) 2018 "Мониторинг системы образования: контингент и кадры начального, основного и среднего общего образования / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Вып. 17. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
- Книга Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Мерцалова Т. А. Индекс образовательной инфраструктуры субъектов Российской Федерации в 2014 г.: Факты образования. Спецвыпуск №1 (август 2016 г.) / Под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. №1: Спецвыпуск. М. : [б.и.], 2016.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Как привлечь родительский ресурс // Воспитательная работа в школе. 2016. № 2
- Книга Болотов В. А., Вальдман И. А., Горбовский Р. В., Захир Ю. С., Мерцалова Т. А. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2016.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Родительская вовлеченность // Директор школы. 2016. Т. 212. № 9. С. 95-103.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Родительская вовлеченность. Новый взгляд на старые практики // Директор школы. 2016. Т. 211. № 8. С. 94-104.
- Книга Баринов С. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Заир-Бек С. И., Заиченко Н. А., Захаров А. Б., Карной М., Козина Н. С., Лоялка П. К., Мерцалова Т. А., Никитин И. В., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна, Хавенсон Т. Е., Агранович М. Л., Адамович К. А., Адамчук Д. В., Ермачкова Ю. Ф., Зайцева О. В. Российские учителя в свете исследовательских данных / Отв. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, М. Карной. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Глава книги Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Состояние системы дополнительного образования детей в 2015 году // В кн.: Федеральный справочник. Образование в России Т. 11. М. : АНО "Центр стратегических программ", 2016. С. 73-78.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Горбовский Р. В. Факты образования ВЫПУСК № 2 Тематической серии "Мониторинг системы образования": Начальное, основное и среднее общее образование / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. №2: Спецвыпуск №2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Книга Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Абанокова К. Р., Акиндинова Н. В., Бирюкова С. С., Васин С. А., Герасимова Е. С., Гимпельсон В. Е., Горина Е. А., Денисенко М. Б., Ермолина А. А., Зубаревич Н. В., Зудина А. А., Кондрашов Н. В., Кузьминов Я. И., Куштанина Е. В., Мерцалова Т. А., Мисихина С. Г., Мкртчян Н. В., Овчарова Л. Н., Романова В. В., Рудник Б. Л., Сажина С. В., Селезнева Е. В., Синявская О. В., Смирнов С. Н., Фрумин И. Д., Харькова Т. Л., Чернявский А. В., Четвернина Т. Я., Шейман И. М., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада [Текст] : докл. к XVII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Статья Kupriyanov B., Kosaretsky S., Mertsalova T., Semenova T. After-school Centres Statistical Information and Monitoring of the Economics of Education // Russian Education and Society. 2015. Vol. 57. No. 7. P. 614-641. doi
- Статья Мерцалова Т. А. Информационная открытость образования: три стороны двустороннего процесса // Народное образование. 2015. № 1. С. 90-99.
- Статья Мерцалова Т. А. Информационная открытость системы образования: вопросы эффективности государственной политики // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 40-75.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Как оценить эффективность сайта органа управления образованием? // Журнал руководителя управления образованием. 2015. № 1 (44). С. 68-76.
- Статья Мерцалова Т. А. Независимая оценка школы: зона особого внимания общественности // Народное образование. 2015. № 4. С. 54-61.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Новые механизмы партнёрства семьи и школы // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 5
- Глава книги Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Деркачев П. В., Дудырев Ф. Ф., Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Пинская М. А. Образовательная политика и долговременные тенденции // В кн.: Социальная политика в России: долгосрочные тенденции и изменения последних лет / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 239-289.
- Книга Косарецкий С. Г., Пинская М. А., Деркачев П. В., Мерцалова Т. А., Савельева М. Б. Политика общеобразовательных учреждений по результатам опроса их руководителей / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Л. Д. Гудков, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. Вып. 7 (89). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015.
- Статья Козина Н. С., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Пинская М. А. Политика управления. Руководители считают, что родители выбирают школу по учебным результатам, но семью больше беспокоят условия обучения // Управление школой. 2015. № 12
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Родительское участие в управлении… и не только // Народное образование. 2015. № 8. С. 78-83.
- Книга Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Акиндинова Н. В., Бирюкова С. С., Вишневский А. Г., Денисенко М. Б., Дерзкова Н. П., Деркачев П. В., Дудырев Ф. Ф., Захаров С. В., Исупова О. Г., Капелюшников Р. И., Кондрашов Н. В., Косарева Н. Б., Косарецкий С. Г., Кузьминов Я. И., Куренной В. А., Куштанина Е. В., Мерцалова Т. А., Мкртчян Н. В., Овчарова Л. Н., Ощепков А. Ю., Пинская М. А., Полиди Т. Д., Прокопов Ф. Т., Пузанов А. С., Рудник Б. Л., Семенов Д. С., Синявская О. В., Фрумин И. Д., Чернявский А. В., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Краткая версия доклада [Текст] : докл. к XVI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015.
- Статья Мерцалова Т. А. Независимая оценка и рейтинги в образовании: стратегия управления // Народное образование. 2014. № 7. С. 47-56.
- Статья Мерцалова Т. А. Независимая оценка качества образования: на что делать ставку? // Журнал руководителя управления образованием. 2014. № 6 (41). С. 5-12.
- Статья Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Седельников А. А. Общественное участие в управлении качеством образования // Народное образование. 2014. № 1
- Глава книги Мерцалова Т. А. Региональные стратегии развития независимого рейтингования // В кн.: Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сборник материалов / Под общ. ред.: В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Ю. В. Съедин, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 51-73.
- Книга Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сборник материалов / Под общ. ред.: В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Ю. В. Съедин, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014.
- Глава книги Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г. Информационная открытость официальных сайтов региональных органов управления образованием: основные результаты исследования // В кн.: Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов / Под общ. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 13-26.
- Глава книги Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г. Информационная открытость официальных сайтов учреждений общего образования: основные результаты исследования // В кн.: Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов / Под общ. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 65-78.
- Статья Мерцалова Т.А., Косарецкий С.Г. Каким должен быть школьный сайт. Сайты развиваются, но чаще для «галочки», а не ради потребителей // Управление школой. 2013. № 10 (568). С. 19-26.
- Статья Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г. Культура общественного рейтингования: снизить риски и усилить эффекты // Народное образование. 2013. № 09. С. 33-42.
- Книга Куприянов Б.В., Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А., Семенова Т.В. Мониторинг экономики образования. Политика учреждений дополнительного образования детей по результатам опроса их руководителей. Информационный бюллетень. / Сост.: Л. Д. Гудков, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. Вып. 5 (68). НИУ ВШЭ, 2013.
- Книга Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов / Под общ. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013.
- Книга Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Вальдман И. А. Публичный доклад школы. Практическое руководство / Под общ. ред.: И. А. Вальдман. М. : Просвещение, 2013.
- Статья Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г. Рейтинг сайтов региональных органов управления образованием: результаты исследования // Журнал руководителя управления образованием. 2013. № 4. С. 62-66.
- Статья Куприянов Б. В., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Семенова Т. В. Учреждения дополнительного образования детей // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 209-232.
- Статья Мерцалова Т.А., Чернышова Д. Школьные сайты: типовые и оригинальные // Народное образование. 2013. № 4. С. 217-223.
- Статья Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г. Как повысить эффективность школьного публичного доклада // Школьные технологии. 2012. № 5. С. 109-118.
- Статья Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А. Образовательные сайты: пользовательский запрос // Народное образование. 2012. № 5. С. 73-79.
- Статья Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г. Продвижение публичного доклада школы // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 8. С. 97-106.
- Статья Мерцалова Т. А. Прозрачное решение: открытость против коррупции // Народное образование. 2012. № 10
- Статья Мерцалова Т. А. Сайты системы образования: возможности новых технологий // Народное образование. 2012. № 7. С. 75-82.
- Статья Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г. Школьный публичный доклад: информационное взаимодействие с общественностью // Народное образование. 2011. № 7. С. 124-132.
Опыт работы
06.02.2012 | 26.11.2015 | Ведущий научный сотрудник |
16.05.2005 | 03.02.2012 | Ведущий научный сотрудник |
31.12.1996 | 14.05.2005 | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
01.09.1996 | 30.12.1996 | Заместитель директора по научной деятельности |
15.12.1995 | 15.02.1996 | Старший научный сотрудник |
01.10.1992 | 05.01.1996 | Аспирантура |
15.08.1990 | 30.09.1992 | Учитель |
Информация*
- Общий стаж: 34 года
- Научно-педагогический стаж: 34 года
- Преподавательский стаж: 16 лет
Полномочия / обязанности
Организует экспертное и методическое сопровождение исследовательских работ. Осуществляет информационно-аналитические работы с целью нахождения новых, наиболее целесообразных теоретических и практических решений задач. Обеспечивает эффективность и актуальность проводимых исследований и разработок. Осуществляет руководство аналитической группой.
Школьные годы домашние: родители все чаще предпочитают учить детей не в классах
В России набирают популярность альтернативные формы получения среднего образования. С 2016 года число детей, обучающихся вне школьных стен, выросло в десять раз. Всплеск интереса к семейному обучению и онлайн-школам пришелся на пандемию, однако тенденция сохранилась и после. Родителей привлекает индивидуальный подход к обучению ребенка. Тем не менее, доля таких учеников пока незначительна. Об этом пишет «Коммерсантъ» с комментариями наших экспертов.
Занятия в кружках на новом оборудовании и в современных пространствах: все больше возможностей, но пока не для каждого
Новое оборудование делает привлекательным для детей, как современные, так и традиционные практики дополнительного образования. «Масштаб обновления инфраструктуры дополнительного образования в последние годы не имел аналогов в новейшей истории России. Однако часть потребностей в оборудовании и помещениях организаций остается не удовлетворенной», — выяснили ученые из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.
От перемены школ родители не меняются: большинство семей, поменявших школу для ребенка, недовольны и новым местом учебы
Каждый год более миллиона российских учеников меняют школу. Это примерно 6% всех школьников страны. Ученые из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского изучили, как это влияет на детей и их семьи. Они опросили более 14 тысяч родителей по всей России.
Конкурентная среда и партнерство: Инобр ВШЭ проанализировал систему допобразования
Институт образования НИУ ВШЭ представил анализ системы дополнительного образования детей, основанный на данных федеральной статистики и опросах 4 тысяч участников. Выводы экспертов подчеркивают тенденции развития допобразования и его роль в современной системе образования. Результаты исследования опубликованы в последнем выпуске журнала «Современная аналитика образования», №3 (71).
Между надо и хочу: родители ищут в дополнительном образовании возможности для гармоничного развития ребенка, а система стимулирует профессиональные навыки
Дополнительное образование становится доступнее и популярнее, особенно в технических и научных областях. В выпуске «Современная аналитика образования» эксперты Центра им. Пинского представили анализ системы дополнительного образования детей, основанный на данных федеральной статистики и опросах пяти тысяч участников сектора.
Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского поможет школам Казани по-новому подойти к проектированию программ улучшения образовательных результатов
С 14 по 17 августа команда Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского провела семинары для управленческих команд 10 школ г. Казани. Главной темой семинаров стало проектирование работы на новый учебный год на основе работы с данными и применением управленческих и педагогических практик, имеющих доказанную эффективность.
Третья миссия университета: как выстраивать взаимодействие вузов со школами
В современных условиях доступность качественного образования и преодоление образовательного неравенства приобретают особую значимость. Новые форматы взаимодействия университетов со школами обсудили участники летней онлайн-школы НИУ ВШЭ. Ее участниками стали более 70 специалистов из 19 регионов.
Аналитике в образовании не хватает ума: больших данных всё больше, но часто управленцы «не умеют их готовить»
Количество детей, которые занимаются в технических кружках, плавно растет в течение нескольких лет — такие данные показал в отчете один из районов. Значит, «верным путем идете, товарищи», — примерно такой вывод делали чиновники. Но если взглянуть на контекст, то окажется, что в это же время в районе закрывались кружки другой направленности, дети просто перетекали, и то не целиком, общая динамика внешкольных занятий — отрицательная. И, по уму, управленческие шаги должны быть совсем другими. Такой пример приводят Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, когда разбирают типичные проблемы работы управленцев с большими данными.
Пандемия продвинула смелых: в ситуации шока не растерялись те, кто умел действовать самостоятельно
Вот уж три года прошло с первой и самой пугающей волны пандемии, но исследователи продолжают обращаться к ее опыту — в том числе как к примеру того, как ведет себя система образования в экстренной ситуации. В период шока, — уточняют Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского. Они выпустили исследование, в котором изучили взаимосвязь степени самостоятельности действий, предпринимаемых школами в те весенние месяцы 2020 года, и их эффективностью.
«Мне хорошо в школе, но что-то здесь не так»: почему многие учителя хотят уйти вопреки любви к профессии
Самочувствие учителей исследуют в Инобре давно, а в обществе эта тема обсуждается еще дольше. Высокая нагрузка, низкий доход, возрастной перекос профессии, в которой часто не находится места молодым — обо всем этом говорят уж лет 30, несмотря на все меры по поддержке педагогов. Ничего не меняется? Или перемены есть, но их недостаточно и надо что-то другое? Тему обсуждали на вторничном семинаре Инобра. С докладом о самочувствии учителей и их готовности (или не готовности) к инновациям, умении адаптироваться выступили Татьяна Мерцалова и Сергей Заир-Бек, научные сотрудники Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.
Школа равных возможностей: как преодолеть академическую неуспешность детей
Каждый пятый ребенок в России не достигает базового уровня образовательных достижений. Для снижения доли академически неуспешных детей необходимо оценить роль социальных, семейных, территориальных, экономических факторов и возможности школы в формировании высоких результатов каждого ребенка, выбрать эффективные практики, основанные на анализе международного опыта. Теме «Школа равных возможностей» была посвящена отдельная секция Любимовских чтений в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, проходившая в Нижнем Новгороде.
Школа после пандемии: «В образовании произошли необратимые изменения»
Переход на дистанционное обучение во время карантина показал необходимость создания системы индивидуальной поддержки учеников, а также более четких механизмов контроля их работы. Эксперты считают, что ни российская, ни мировая системы образования оказались не готовы к жестким вызовам. О том, какие уроки следует извлечь из новой ситуации, говорили участники сессии в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
Куда приводит вай-фай
Пока большинство учится из дома, про «цифру» в самой школе вспоминают не так часто. Так ли важно, чем оборудованы классы и проведен ли wi-fi, если всё это почти не используют? Но рано или поздно все вернутся в школьное здание. Эксперты Инобра изучили, что происходит с цифровой средой школы, и сделали вывод – она меняется недостаточно быстро. Квалификацию директоров и учителей надо повышать по-другому, но главное – школе нужны помощь и ресурсы для цифровизации.
«Умная аналитика» для современной школы
Год назад на Coursera открылся курс «Умная аналитика в управлении образованием». За это время его уже прошли почти две тысячи человек. Интересно, что среди слушателей оказалось много управленцев из других сфер – медицины, культуры, госуправления. В чем секрет успеха и чем умная аналитика отличается от обычной? Разбираемся вместе с авторами курса – ведущими научными сотрудниками Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергеем Заир-Беком и Татьяной Мерцаловой.
Сельской школе составили портрет
«В последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип сельской школы как школы маленькой и бедной». Так сказано в новом экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования. Стереотип и правдивый, и нет: слишком разные условия в регионах. В одних построили комплексы, похожие на городские – с несколькими корпусами и сотнями учеников. В других это всё те же деревянные избы с удобствами на улице. Тем не менее, общие черты увидеть можно. «Портрет российской сельской школы»: так называется доклад экспертов Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергея Заир-Бека, Татьяны Мерцаловой и Константина Анчикова.
Денег нет, но вы учитесь
Чаще всего качество школьного образования сравнивают по таким исследованиям, как PISA или TIMSS. А по итогам политики делают выводы – как дальше развивать национальные системы. Но так в поле зрения оказываются образовательные результаты. Многие факторы, также влияющие на качество обучения в школе, остаются в тени. Ведущие эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова сравнили именно «неочевидные» показатели: не только финансовые, но и длину каникул, почасовую нагрузку на детей и многое другое. Их исследование опубликовано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
ВШЭ посчитала готовность регионов к дистанционной работе школ
Высшая школа экономики представила карту готовности регионов России к работе школ в дистанционном режиме в условиях пандемии. Эксперты Института образования ВШЭ собрали и изучили данные, как семьи учеников, учителя, школы обеспечены девайсами и интернетом, и связали их с «индексом риска» – долей заболевших, скоростью распространения вируса и количеством школьников.
Как оценивать знания в эпоху covid?
В этом году у школы и вузов было много поводов для головной боли: со всеми понемногу разобрались, а одну из главных проблем решить так и не смогли. Экзамены. Как их проводить в чрезвычайной ситуации? Сейчас уже и забылось, что весной всерьез обсуждалась отмена ЕГЭ или его перенос в онлайн-формат. Обстановка позволила сдать ЕГЭ почти «как обычно», но принципиальных решений так и не нашли. Их поиск станет одной из главных тем конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования, которая пройдет онлайн 13-14 ноября.
Кружки и секции стали доступнее, но охват не «всеобщий и справедливый»
Доступность дополнительного образования выросла. Но несколько существенных проблем сохранились, — такую оценку дают эксперты Инобра в экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования.
Бедные дети
Главная причина неудач школьного образования на удаленке – бедность населения. Многие семьи не могут позволить себе компьютер или ноутбук: на несколько месяцев дети оказались «отключены» от школьной программы. «Масштабы этой проблемы очень широки и неодинаковы в разных субъектах Российской Федерации», – констатируют эксперты из Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ВШЭ. Они проанализировали данные нескольких исследований и статистики в докладе «Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение», который опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.
«Цифре» в школе поставят оценку
Исследователи Института образования ВШЭ предложили список критериев – как оценивать цифровизацию школы. Он был представлен на конференции экспертов, которую провели ученые Вышки вместе с Комиссией по развитию образования и науки Общественной Палаты РФ, модератор – заместитель председателя Комиссии Александр Русаков. Пока в списке семь пунктов, но возможно, к ним удастся добавить еще три. По заданию государства Инобр разрабатывает «профильный» мониторинг: первые школы в десяти регионах России (их список сейчас составляет Минпрос) пройдут его уже в ближайшие месяцы.
Children Perform Better When Parents Are Involved in School Life
A family’s involvement in a child’s education acts as a source of social mobility, according to a study by Mikhail Goshin and Tatyana Mertsalova, experts at the IOE Centre for Socio-economic Aspects of Schooling. Lower income parents who actively participate in their children’s school life open up more opportunities for their children.
Юбилей Татьяны Анатольевны Мерцаловой
18 сентября юбилей Татьяны Мерцаловой, доцента департамента образовательных программ.
Независимая оценка качества дополнительного образования в зависимости от запроса семей
В Институте образования ВШЭ прошел вебинар, посвященный основным принципам разработки информационного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам.
Магистратура: из преподавателей в студенты
Студентка первого курса магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Кристина Семенова оказалась в Институте образования НИУ ВШЭ неслучайно: ее интерес к образованию появился, когда она преподавала в Вышке после окончания бакалавриата.
Форум "Евразийский образовательный диалог" проходит в Ярославле
Качество образования – основная тема форума, насчитывающего в этом году рекордное число участников. Институт образования НИУ ВШЭ, традиционно являющийся соорганизатором мероприятия, делегировал на форум внушительную группу, в которую входят И.Д. Фрумин, В.А. Болотов, С.Г. Косарецкий, А.Г. Каспржак, Ф.Ф. Дудырев, Т.А. Мерцалова и другие сотрудники.
Сайты органов управления образованием улучшаются, но до идеала им далеко
16 декабря представлен рейтинг информационной открытости сайтов региональных органов управления образованием, подготовленный Институтом образования ВШЭ и РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».
Видеомост: информационная открытость сайтов школ
14 мая в РИА Новости прошел видеомост, посвященный обсуждению итогов совместного проекта Института образования ВШЭ и РИА Новости «Рейтинг информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных организаций». Публикуем видеозапись.
Сайты органов управления образованием: не все для людей
26 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. Анализ прозрачности сайтов органов управления образованием представили Татьяна Мерцалова, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ВШЭ, и Наталья Тюрина, заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости.