Кирилл Серебренников: «Не жду чудес, но верю в их возможность»
Представляя гостя вечера, Дмитрий Бак отметил, что Кирилл Серебренников — это человек, любящий пересекать границы культурных полей, корпораций, принятых установок. «И одновременно, как мне кажется, он всегда находится на определенной дистанции от любой сложившейся системы жестов, обычаев, принципов», — добавил он. В своем творчестве режиссер часто идет наперекор общепринятым нормам, вызывая тем самым общественный резонанс. «С другой стороны, столкнувшись с творчеством Серебренникова, ты очень быстро понимаешь, что это не наигранный эпатаж, а жесткое и последовательное изложение собственных взглядов. На мой взгляд, как раз желание выйти за пределы того, что многими авторитетными людьми воспринимается как данность, нечто совершенно правильное и незыблемое — главное в деятельности Кирилла Серебренникова», — считает Дмитрий Бак.
По словам самого режиссера, на процесс формирования его личности повлияли, с одной стороны, зародившаяся в юности любовь к панк-року, с другой — происходившие в 1990-е годы изменения в стране. «Я человек 90-х. Когда одна страна рухнула, нам казалось, на смену ей придет царство справедливости, разума, хорошего вкуса и процветания. Конечно, с одной стороны, есть огромное разочарование, что справедливости и счастья не случилось, но с другой — может, и хорошо, что рухнули все эти наивные, романтические иллюзии. Мы поняли — легких изменений не будет, все сложно», — сказал Кирилл Серебренников.
Свою принципиальную позицию режиссер открыто высказывает не только на театральной сцене. В 2009 году в «Российской газете» была опубликована статья-манифест «В поисках сложного человека», написанная Серебренниковым в соавторстве с известным киноведом Даниилом Дондуреем. В ней говорилось о необходимости поставить в центр культурной политики, а также в центр современного искусства — сложного человека. «На мой взгляд, формулировка попала в самую точку, — сказал Дмитрий Бак. — Сейчас все вокруг ведет нас к упрощению: компьютерный и смс язык, клиповое воспроизведение актуальных жанров искусства. Тенденции нашей жизни, увы, таковы, — сделать процесс восприятия автоматизированным. Сложный человек меньше поддается зомбированию, им не так просто манипулировать, а значит, и создавать для него искусство намного сложнее».
В свою очередь Кирилл Серебренников рассказал, что в какой-то момент принял для себя в чем-то эгоистическую, буддистскую позицию — «спаси себя и этим помоги другому». Режиссер предлагает подобно герою Рея Брэдбери из романа «451 градус по Фаренгейту» стать носителями знания, а затем передавать его другим людям по цепочке. Это знание касается не только фундаментальных наук, ремесленных, но и культурно-нравственных аспектов.
Спасти себя, по Серебренникову, — значит, сохранить свои воззрения, остаться уверенным в тех вещах, в тех ценностях, с которыми человек входит в эту жизнь. «В 90-е годы мои главные ценности сформировались все-таки в тандеме со словом «свобода». Эти годы я воспринимаю именно через ощущение свободы. Это светлая иллюзия, вера в то, что все возможно, но я не хочу расставаться с ней, — размышляет Кирилл Серебренников. — Я не хочу утрачивать веру в честность и порядочность людей. Такие люди есть, и их много среди молодежи. Эта вера наивна? Я это понимаю, но, став законченным циником, я не смогу заниматься творчеством. Цинизм противопоказан искусству, литературе и театру. И все-таки я, наверное, больше пессимист, ибо не жду никаких чудес ни от человека, ни от человеческого сообщества, но при этом верю в их возможность».
Свои первые творческие шаги режиссер сделал в студенческом театре Ростовского университета (Кирилл Серебренников окончил с красным дипломом физический факультет). Вспоминая то время, режиссер рассказал, что никогда не хотел заниматься чем-то другим, а посмотрев фильмы Тарковского, Бергмана и Бунюэля, которые произвели на него неизгладимое впечатление, утвердился в своем желании. «Некий орган внутренней секреции заставляет меня делать то, что я делаю, — сказал Кирилл Серебренников. — Допускаю, что в какой-то момент организм может сказать, что он устал и этим заниматься хватит. Уверен в том, что каждый режиссер, впрочем, как и писатель, должен рассказать миру определенное количество историй. Сколько их у меня — я не знаю. Я доверяю своей интуиции, поэтому у меня нет какой-то программы. Вообще моя жизнь очень часто состоит из череды странных, парадоксальных поворотов, но мне это нравится. Все вроде равномерно, но вдруг иногда бывают какие-то безумные сломы. Я знаю, что раз в двенадцать лет у меня полностью меняется образ жизни. Сейчас я вошел в новый цикл, пока не знаю, чем он будет ознаменован, но что-то точно будет».
О результатах своей деятельности Серебренников говорить не любит, режиссер уверен, что его главные достижения еще впереди. А вот на вопросы собравшихся о «Гоголь-центре» ответил с удовольствием. Напомним, что в августе 2012 года Кирилл Серебренников был назначен департаментом культуры Москвы новым художественным руководителем Московского драматического театра имени Гоголя. Получив театр в довольно плачевном состоянии, режиссер начал с изменения его внутреннего пространства, были убраны все перегородки и открыты окна. «Менять кардинально названия театра я не хотел, потому что Гоголь мой любимый писатель, он для нас как некий талисман». Дальше реформированию подвергся репертуар. Кирилл Серебренников уверен, что зрителю необходимо предъявить такой репертуар, которого еще нигде не было. Как в свое время это сделал театр на Таганке. Именно поэтому в планах Серебренникова постановка спектаклей не только по большой литературе, но и по кинофильмам и киносценариям. Сейчас «Гоголь-центр», по выражению, Кирилла Серебренникова, — это территория свободы, открытая с 12.00 дня до позднего вечера.
«Мир гораздо шире, чем наше представление о нем, и искусство, конечно, выходит за рамки человеческих представлений, — сказал в заключение встречи Кирилл Серебренников. — Все мое творчество, в том числе и в «Гоголь-центре», возникло из чувства самосохранения. Я считаю, что всем нам предстоит большая просветительская работа. С людьми необходимо разговаривать, это длинный, сложный процесс, но его нельзя перескочить. И театр, на мой взгляд, должен заниматься духовным строительством, тончайшими, нравственными и этическими вопросами. Можно сказать, что сейчас мы наблюдаем ренессанс театра, а это уже вселяет надежду».
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука