• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О глобальном лидерстве в мире и в образовании

10 сентября состоялся первый после летних каникул семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Океаны инноваций: глобальное лидерство и будущее образования в странах Атлантического и Тихоокеанского регионов» выступил сэр Майкл Барбер, член Международного консультативного комитета ВШЭ.
 

Майкл Барбер, помимо того, что является членом Международного консультативного комитета ВШЭ, также — главный советник по образованию компании «Pearson», руководитель всемирной программы исследований образовательной политики и ее влияния на академические успехи учащихся. Семинар с его участием был посвящен дискуссиям о том, каким образом и в каких направлениях происходят сдвиги глобального лидерства в сфере образования. В России к этой теме проявляют интерес многие, о чем свидетельствовал как переполненный зал, так и присутствие среди гостей высоких чиновников: заместителей министра образования и науки РФ Игоря Реморенко и Игоря Федюкина, директора Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России Сергея Кравцова.
 

Азиатские лидеры 

Перед миром сегодня стоит ряд практически неразрешимых проблем: как прокормить 9 миллиардов человек, которые будут жить на планете в 2050-м году, как справиться с бедностью, как ликвидировать конфликты, как помочь окружающей среде… «Перед лицом всех этих вызовов странам не выстоять в одиночку, для серьезных решений необходимо надежное глобальное лидерство», — считает Майкл Барбер.

Но где его взять? Может быть это G8, или G20? А может быть G0 — то есть когда лидера нет вовсе?

За последнюю тысячу лет произошли действительно глобальные сдвиги в плане лидерства, экономического, политического, образовательного. «Центр гравитации» глобальной экономики, зародившийся на Востоке, долго и упорно перемещался на Запад (о чем свидетельствует вся наша мировая история), но с 1950-х годов началось его планомерное возвращение обратно в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

По словам докладчика, к глобальному лидерству страну приводит способность найти и претворить в жизнь инновации, необходимые для ее экономического роста. В конце XX века американцы считали, что XXI век будет за ними, но они не углядели сдвиг экономического могущества к Китаю, Корее и Японии. После Второй мировой войны Япония была чудовищно бедна, но смогла переродиться в промышленного и научного гиганта, с нуля поднялась экономика разрушенной Кореи, растет и крепнет экономическое могущество Китая… Причем не последнюю роль в этом сыграло образование. По оценкам Всемирного банка, рост Кореи между 1960-м и 2000-м годами на 50 процентов объясняется качеством образования.

Сегодня 57 процентов мировых золотовалютных резервов сосредоточено в Азии, а в евро-атлантическом регионе остались долговые активы. Через десять лет 30 процентов всех студентов вузов будут выпускаться в одном только Китае. Семь из первой десятки стран-участниц Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA — страны АТР.

С одной стороны, данная статистика свидетельствует о том, что глобальное лидерство должно перейти к странам АТР. Но готов ли Азиатско-Тихоокеанский регион взять на себя это бремя. По мнению сэра Майкла, нет, не готов: «Чтобы стать глобальными лидерами, страны АТР должны найти в себе силы измениться». Мощная государственная машина, руководимая талантливой бюрократией, доминирование властного аппарата вкупе с культурой глубокого уважения к государству — это, конечно, хорошо, но для глобального лидерства недостаточно. Это срабатывало в XX веке, но в XXI веке нужны инновации и особые условия для них. Страны АТР должны изменить свои системы образования.
 

Формула успеха в образовании 

Каким же должно быть образование в новом веке? Знание, мышление и лидерство, умноженные на этику, — вот формула успеха в образовании от команды сэра Майкла. В странах АТР детям отлично прививаются знания. Японские, китайские и корейские школьники очень хорошо знают математику, сильны в физике, делают успехи в языках. Это убедительно доказывают результаты этих стран в TIMSS.

А вот с мышлением уже сложнее. Отчасти PISA измеряет умение ребенка мыслить, применять свои знания в новых, необычных ситуациях. И здесь результаты России, и, например, Великобритании куда скромнее. Как научить ребенка думать? Ведь умение мыслить многогранно. «Человеку нужно критическое мышление, дедуктивное математическое, свободное творческое мышление, умение мыслить в рамках группы, а также способность думать и принимать решение под давлением обстоятельств и в кратчайшие сроки».

Что же до лидерства — это умение влиять на других людей, отстаивать свою точку зрения. Обучение лидерству, по мнению докладчика, особенно тяжело дается азиатским школьникам. В школах США у детей больше возможностей проявить себя — будь то система самоуправления школьников, различные кружки, классы музыки, школьный театр или спорт. А вот, например, в Корее школьник все свое время должен посвящать учебе, и если после школы ребенок делает домашнее задание менее трех часов, родители начинают испытывать серьезное беспокойство об учебе своего отпрыска. Молодым японцам, китайцам и корейцам пора немного отвлечься от зубрежки и обратить свое внимание на что-то еще. Наконец, образованию XXI века необходимы единые для всего мира этические основы. Люди должны понимать друг друга, уважать иную культуру и признавать ценности других этнических и религиозных групп. Без этого невозможно представить мирную жизнь в городах, где концентрируется основное население планеты.

Но прежде чем принять изложенную здесь формулу как установку к действию, чтобы начать реализовывать эти идеи в обучении детей, нужно создать специальные условия функционирования системы образования.

Во-первых, необходимы единые стандарты эффективной системы образования. Иными словами, учителя должны иметь четкие и надежные ориентиры преподавания.

Во-вторых, сам человеческий капитал должен быть качественным. Учителя должны быть образованными, мотивированными. И чтобы они могли хорошо учить детей, нужно обеспечить непрерывное развитие их навыков и квалификации.

И в-третьих, скреплять эту систему должна четкая и прозрачная организационная структура. Образованию необходимо эффективное управление на всех уровнях: государственном, региональном и местном.

Еще одной стороной стратегии развития образования является создание качественной системы контроля и оценки знаний. Экзамены подталкивают образовательные системы к развитию и совершенствованию. Об этом говорит и тысячелетняя история государственной системы экзаменов в Китае, и совсем недавний опыт реформирования образования и введения ЕГЭ в России.

Сама система оценки образования тоже должна меняться. Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, в 2015 году PISA будет проверять, как учащиеся могут действовать и решать проблемы в команде. Развитие новых технологий также таит массу интересных возможностей для системы оценки знаний, будь то компьютерное адаптационное тестирование, симуляторы или «компьютерные игры, которые могут быть очень сложными, развивают воображение и позволяют дать моментальную оценку действий учащегося».


Шанс на мировое лидерство 

По мнению Майкла Барбера, проблема развития образования в мире во многом осложняется рассогласованностью мнений экспертов и политиков о том, как же его следует развивать.

Например, многие специалисты ведут яростные дебаты о вводимых в школах стандартах. Какими они должны быть: универсальными или персонализированными. Эксперты не могут договориться, что важнее в деле обучения: учитель или технологии. Кто-то считает, что лучшее образование дают государственные школы, а кто-то говорит, что будущее за частными школами.

Но все это ложные дихотомии, поэтому нужно попытаться объединить все лучшее из этих разных идей, а также продумать стратегию реализации изменений. В связи с этим Майкл Барбер высказался о разработанной российскими экспертами Стратегии-2020. По его мнению, «сценарии развития были продуманы очень тщательно, стратегия разработана замечательная, но рекомендаций о путях ее реализации, методов ее внедрения нет. И в этом главная проблема».

В заключение выступления Майкл Барбер отметил, что современные реалии дают странам Тихоокеанского региона шанс стать центром глобального лидерства. Достижения Японии, Кореи и Китая в экономике и образовании за последние полвека поражают. Но чтобы ответить на будущие вызовы, найти решения существующих проблем, чтобы действительно стать мировым лидером, АТР нужны инновации, которые могут решительно трансформировать системы образования составляющих его стран: «Образованию нужна революция. А нам в ближайшие 50 лет нужно воспитать новое по-настоящему глобальное поколение людей, молодых лидеров, открытых миру и способных его изменить». 

Драйверы и антидрайверы развития 

По мнению заместителя министра образования и науки РФ Игоря Федюкина, выступавшего в качестве дискуссанта, для человечества весьма характерно предсказывать революции. Ведь всегда приятно ощущать себя на пороге глобальных изменений: «Возможно, предчувствия глобальных сдвигов, о которых говорит Майкл Барбер, отражают неуверенность, чуть более острую, чем обычно, которая царит в современном мире». Но что в действительности означает смещение центра тяжести мировой экономики в Тихоокеанский регион? Что это может означать для России? Каковы механизмы происходящих изменений? Что является их «драйверами»?

Второй дискуссант, научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин, не без иронии отметил, что «у нас про лидерство и активную жизненную позицию все знают, ведь в Советском Союзе это было написано чуть не на всех стенах. Про то, что «школа должна учить мыслить», высказывался еще советский философ Эвальд Ильенков в своей статье в 1964 году. А 4 года спустя советское руководство объявило, что эта задача выполнена. И уж если речь идет об этике, сразу становится понятно, что формула сэра Майкла в нашей стране давно применяется… А так ли это?

Если формула будет реализована не в полном объеме, если к знанию будут пристроены мышление и лидерство, но все это не будет умножено на этику, «мы никуда не придем».

Другой важный для России вопрос: можем ли мы, «не являясь экономическим лидером, быть лидером в культуре образования?»

Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов заметил, что у него, как и у многих других «референтных людей» в России, при слове «инновация» рука тянется к пистолету: «Мы это слово «заболтали». В наших новых стандартах написано и про этику, и про мышление, и про лидерство. И даже массово докладывается, что новые стандарты уже введены! Но все, что мы имеем, — это имитация, профанация введения инноваций».

По словам директора Института развития образования Ирины Абанкиной, «в представленном докладе были упомянуты драйверы глобальных смещений и лидерства. Но ведь есть и антидрайверы, они существуют, они очень мощные. Сегодня мы видим масштабное сопротивление любым реформам, желание законсервировать ситуацию. Отсюда это ощущение, что мы движемся не к прогрессу, а к регрессу… Мы действительно видим ложные дихотомии, о которых говорил Майкл Барбер, но поставить в них соединительный союз «и» в реальности куда сложнее, чем заявить об этом в презентации».
 

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

 

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.