?
С.Л. Рубинштейн и философские основания советской психологии
С. 415-430.
Translator: Kurginyan S.
Kurginyan S., В кн. : Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 409-414.
Added: April 8, 2013
Ясницкий А., Zavershneva E., Новое литературное обозрение 2009 Т. 100 № 6 С. 334-355
Очерк посвящен советской психологии, которая формировалась в уникальном историческом, социальном и идеологическом контексте и долгое время существовала в условиях «закрытого» общества. ...
Added: November 8, 2019
Кольцова В. А., Психологический журнал 2009 Т. 30 № 5 С. 46-55
Historism of scientific conception of S.L. Rubinstein which is the premise for the universality and fundamentality of scientist's ideas is grounded. Rubinstein's contribution to domestic history of psychology formation, to its principles, means of positive analysis and constructive critique of psychological approaches as well as its philosophic -methodological grounds forming is revealed. Based on Rubinstein's ...
Added: April 15, 2013
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. Гл. Раздел III. С. 281-582.
В Разделе представлены портреты и научные достижения выдающихся российских психологов, физиологов и философов XX столетия, а также дана характеристика теоретического мира психологии. ...
Added: March 10, 2013
Starovoytenko E. B., В кн. : Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 279-295.
Added: January 31, 2013
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 2 С. 282-302
Статья посвящена науковедческому анализу — с позиций рефлексивной психологии и персонологии — жизнетворчества лидера советской психологии 1960—1970-х гг., основателя факультета психологии МГУ А. Н. Леонтьева. На фоне истории человекознания середины ХХ в. впервые схематизирована периодизация ключевых этапов развития его выдаю$ щейся личности, охарактеризованы основные направления научной деятельности, раскрыт науковедческий парадокс истории и логики развития концепции ...
Added: September 3, 2018
Dvoinin A., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология 2018 Т. 51 С. 114-134
This article analyses social and historical conditions of disappearance of the Soviet psychology of religion and the emergence of psychology of religion of a new type in the 1990s. Soviet psychology of religion was more affiliated not the official psychology but with the Soviet variety of religious studies, i.e. history and theory of atheism and ...
Added: October 1, 2021
Zinchenko V. P., Вопросы психологии 2012 № 6 С. 133-148
Статья написана на основе доклада, сделанного на Международной конференции, посвященной 80-летию Харьковской психологической школы (Харьков, октябрь 2012 г.), организованной Харьковским национальным педагогическим университетом им. Г.С. Сковороды. Вниманию читателя предлагаются как личные впечатления и воспоминания автора о событиях и людях, так и почерпнутые из рассказов представителей старших поколений психологов, причастных к этим событиям. Харьковская психологическая школа ...
Added: January 25, 2013
Abulkhanova X. A., В кн. : Сергей Леонидович Рубинштейн. : М. : РОССПЭН, 2010. С. 23-76.
Added: May 29, 2013
Semenov I. N., В кн. : Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова. : М. : Издательство "Перо", 2017. С. 87-101.
В статье анализируется научно-исследовательская деятельность крупнейшего отечественного психолога-экспериментатора середины ХХ в. Б.М.Теплова и характеризуется развитие его легендарной личности. Впервые логика развития его творчества дифференцируется на создание им четырех научных школ. Крупнейшей их них является отечественная школа дифференциальной психофизиологии, которую прошли многие ученые ведущего в стране Психологического института, основанного при МГУ учителем Б.М.Теплова – философом и ...
Added: March 12, 2018
Abulkhanova X. A., В кн. : Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 202-215.
Such crucial aspects of philosophical and psychological conception of scientific work of prominent domestic philosopher and psychologist Sergey Leonidovich Rubinstein as problems of Man and Personality, ontological basis of their essence and means of existence and self-realization are analyzed. Created by the scientists school consecutively developed his sophisticated and profound ideas, integrating separately elaborated aspects ...
Added: April 6, 2013
Abulkhanova X. A., Психологический журнал 2009 Т. 30 № 5 С. 26-46
Such crucial aspects of philosophical and psychological conception of scientific work of prominent domestic philosopher and psychologist Sergey Leonidovich Rubinstein as problems of Man and Personality, ontological basis of their essence and means of existence and self-realization are analyzed. Created by the scientists school consecutively developed his sophisticated and profound ideas, integrating separately elaborated aspects ...
Added: February 2, 2010
Кольцова В. А., В кн. : Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 27-33.
С.Л.Рубинштейн - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности. Это субъектно-деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников ипоследователей Он - автор первой ...
Added: April 14, 2013
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 № 3 С. 276-299
В статье анализируется жизненный путь и вклад в человекознание выдающегося российского психолога, историка науки, науковеда, академика РАО М.Г.Ярошевского в связи со 100-летием со дня его рождения. Впервые предлагается периодизация этапов его жизнетворчества на фоне развития психологии и науковедения в ХХ столетии а также характеризуются основные направления научной и организационной деятельности по изучению психологии творчества ученых ...
Added: October 20, 2015
Zinchenko V. P., Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди. Психологія 2013 № 45 С. 5-35
Статья написана на основе доклада, сделанного на Международной конференции, посвященной 80-летию Харьковской психологической школы (Харьков, октябрь 2012 г.), организованной Харьковским национальным педагогическим университетом им. Г.С. Сковороды. Вниманию читателя предлагаются как личные впечатления и воспоминания автора о событиях и людях, так и почерпнутые из рассказов представителей старших поколений психологов, причастных к этим событиям. Харьковская психологическая школа ...
Added: February 12, 2013
Abulkhanova X. A., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2005 Т. 4 № 2 С. 3-21
Гегелевская категория субъекта как источника активности, самодвижения и саморазвития сознания из гносеологической была преобразована в онтологическую С.Л. Рубинштейном. В статье рассматриваются последовательные этапы развития категории субъекта в школе С.Л. Рубинштейна. На основании анализа ряда актуальных проблем из сферы психологии личности и ряда других отраслей автор приходит к выводу, что противоречивость состояния современной психологии, которое часто ...
Added: January 14, 2014
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 4 С. 279-300
В статье с позиций рефлексивно-культурологического науковедения обобщается история
предметно-институционального развития советской психологии во взаимодействии с другими
науками о человеке. Анализируются и обсуждаются историко-методологические проблемы науковедческого определения понятия «советская психология», выстраивается и обосновывается
социокультурная периодизация основных этапов ее векового (досоветского, советского и
постсоветского) развития, показаны предпосылки ее зарождения в дореволюционном человекознании Серебряного века русской культуры и перспективное влияние на современное ...
Added: February 15, 2019
Orlov A. B., Вопросы психологии 1988 № 1 С. 131-136
Added: March 28, 2013
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 285-293.
Есть не так много положительных вещей, которыми российская наука, в частности психология, обязана революции 1917 года. Одна из них — приход С. Л. Рубинштейна в психологию. Профессиональный философ, получивший образование в Марбургском университете и занимавшийсяэтикой, после революции стал психологом. Он быстро сообразил, что в Советском Союзе этика исчезла как реальность, и деформировалась как философская проблема. ...
Added: August 3, 2013
Abulkhanova X. A., Брушлинский А. В., В кн. : Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 164-174.
Второй «психологический» период биографии Рубинштейна: Москва, 1940-50е годы. Директор Института психологии (с 1 октября 1942 г. по 1945 г.), профессор кафедры психологии МГУ (с 13 октября 1942 г.). Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на ...
Added: April 14, 2013