?
Типология психологических школ Б.М. Теплова и рефлексивная персонология развития его одаренной личности
С. 87-101.
Semenov I. N.
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 № 3 С. 276-299
В статье анализируется жизненный путь и вклад в человекознание выдающегося российского психолога, историка науки, науковеда, академика РАО М.Г.Ярошевского в связи со 100-летием со дня его рождения. Впервые предлагается периодизация этапов его жизнетворчества на фоне развития психологии и науковедения в ХХ столетии а также характеризуются основные направления научной и организационной деятельности по изучению психологии творчества ученых ...
Added: October 20, 2015
Semenov I. N., Акмеология 2016 № 4(60) С. 8-22
В статье характеризуются основные периоды жизнетворчества и научные достижения одного из крупнейших российских психологов середины ХХ в., основателя и заведующего кафедрой психологии и логики Академии общественных наук (предшественницы РАНХиГС) академика АПН РСФСР Б.М. Теплова. Он был одним из лидеров советской психологической науки 1940–1960-х гг. Акцент в статье сделан на экспликации акмеологических аспектов той части его ...
Added: January 12, 2017
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 2 С. 282-302
Статья посвящена науковедческому анализу — с позиций рефлексивной психологии и персонологии — жизнетворчества лидера советской психологии 1960—1970-х гг., основателя факультета психологии МГУ А. Н. Леонтьева. На фоне истории человекознания середины ХХ в. впервые схематизирована периодизация ключевых этапов развития его выдаю$ щейся личности, охарактеризованы основные направления научной деятельности, раскрыт науковедческий парадокс истории и логики развития концепции ...
Added: September 3, 2018
Semenov I. N., Туровцев Н. В., В кн. : Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова. : М. : Издательство "Перо", 2017. С. 151-155.
В статье анализируются направления изучения ресурсов человека Б.М.Тепловым. Дифференцируется типология различных ресурсов, изучавшихся в основные периоды творчества Б.М.Теплова: психотехнический, психофизиологический, общепсихологический, военно-психологический, дифференциально-психофизиологический. Показано значение достижений школы Б.М.Теплова для современных исследований профессионально-творческих ресурсов с позиций инновационной рефлексивно-организационной психологии творчества. ...
Added: March 12, 2018
Semenov I. N., В кн. : Психология одаренности и творчества. Монография. : М., СПб. : Издательство Нестор-История, 2017. С. 74-86.
В разделе дана панорама рефлексивной психологии творчества и анализируются ключевые направления ее развития. Эта инновационная область современного человекознания характеризуется во взаимодействии с акмеологией, персонологией, педагогикой, в т.ч. при рефлексивно-психологическом изучении продуктивного мышления и креативной личности, а также при рефлексивно-педагогическом формировании творчества и человеческого капитала как психологических ресурсов генерирования инноваций в культуре и обществе. ...
Added: November 30, 2017
Кольцова В. А., В кн. : Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 27-33.
С.Л.Рубинштейн - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности. Это субъектно-деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников ипоследователей Он - автор первой ...
Added: April 14, 2013
Semenov I. N., В кн. : Современные исследования интеллекта и творчества. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 375-409.
Представлен историко-наковедческий и рефлексивно-перснологический анализ развития жизнедеятельности Я.А.Пономарева и М.Г.Ярошевского, а также их взаимодействия в процессе изучения психологии творчества в Институте истории естествознания АН СССР на рубеже 1960-1970-х гг. Дана сравнительная характеристика индивидуальной судьбы обоих основателей крупнейших научных школ психологии творчества в процессе жизнедеятельности в ХХ в. Охарактеризована научная деятельность созданной Я.А.Пономаревым (в Институте психологии ...
Added: November 1, 2015
Semenov I. N., Психологический журнал 2015 Т. 36 № 6 С. 45-54
Исследуется научная деятельность двух ведущих специалистов по психологии творчества – Я.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского. Проводится сравнительный экзистенциально-психологический анализ жизненного пути этих ученых как контекста развития их научного мышления. Характеризуется значение взаимодействия Пономарева и Ярошевского для развития отечественных школ изучения творчества, мышления и рефлексии. Особое внимание уделено анализу раннего периода изучения исследователями научного творчества (в ...
Added: February 26, 2016
М. : Издательство "Перо", 2017
В сборнике материалов Международной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Бориса Михайловича Теплова (1896-1965) представлены тексты докладов и выступлений на Пленарном заседании и круглых столах, приветственные выступления известных ученых и молодых сотрудников и гостей ФГБНУ "Психологический институт Российской академии образования".
Конференция «Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: к 120-летию ...
Added: March 12, 2018
Chernyshev B. V., Безсонова В., Chernysheva E. G. et al., Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна 2012 № 3 С. 1-7
Работа посвящена изучению структуры взаимосвязей между параметрами темперамента, поведенческими данными и когнитивными вызванными потенциалами в ситуации внимания. Задача, стоящая перед испытуемыми, состояла в различении стимулов слуховой модальности при реализации методики одд-болл. Показано, что более эффективная и стабильная реакция испытуемых на целевой стимул сопровождалась рядом определенных характеристик поздних когнитивных вызванных потенциалов: меньшей амплитудой N2, большей амплитудой ...
Added: December 3, 2012
М. : Российское психологическое общество, 2012
В сборнике представлены научные материалы участников 5 съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», состоявшегося 14 – 18 февраля 2012 года в г. Москве. Статьи посвящены актуальным проблемам современной психологической науки и практики. ...
Added: March 19, 2014
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2016 № 2 С. 46-63
В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. ...
Added: December 28, 2016
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 № 3 С. 37-57
В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. ...
Added: November 26, 2012
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2015 № 3 С. 22-39
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально-предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения ...
Added: September 30, 2015
Semenov I. N., Pavlov I., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
The article presents epistemological and methodological analysis of biography and psychological and pedagogical ideas of the famous scientist-humanistician of Silver Age of the Russian culture Konstantin Ventsel. The paper provides characteristics of the philosophical and pedagogical theory of liberal education and pedagogical practice of liberal school developed by Ventsel from the point of view of ...
Added: September 12, 2017
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 Т. 9 № 3 С. 37-57
Факультет психологии НИУ ВШЭ – как один из основных центров российской психологической науки – проводит множество фундаментальных и прикладных исследований различной проблематики. Одним из бурно развивающихся на факультете направлений современной науки является изучение рядом его профессоров такого переднего края человекознания, как психология рефлексия. В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета ...
Added: March 19, 2014
Chernyshev B. V., Chernysheva E. G., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2011 Т. 8 № 1 С. 62-77
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, возникающих в результате интенсивного развития наук на стыке психологии и физиологии: психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности, нейропсихологии и др. В историческом контексте обсуждаются условия, определившие взаимодействие психологии и физиологии, противоречия методологического и концептуального характера, возникающие в области пересечения двух областей знания, а также границы и перспективы взаимного проникновения наук. Подробно ...
Added: December 22, 2012
Semenov I. N., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Added: December 20, 2014
Shadrikov V., Носкова О. Г., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 1 (89) С. 204-218
The article discusses the history of the origin, formation and the current state of applied psychology in Russia. The authors show the relationship issues of social research and inquiries. The problems of mo$ dern applied psychology is considered by the example of one of its directions — work psychology, orga$ nizational psychology and ergonomics. Obtained ...
Added: April 24, 2017
Semenov I. N., Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир 2017 Т. 1 № 1 С. 121-150
В статье представлены историко-методологические основания, обобщена теоретическая база и охарактеризованы результаты эспериментальных и прикладных исследований продуктивного мышления и креативной личности с позиций бурно развивающейся на рубеже ХХ – ХХI вв. рефлексивной психологии творчества. Показана конструктивность ее взаимодействия с рефлексивной акмеологией, персонологией и педагогикой в изучении и развитии рефлексивно-творческого потенциала индивидуальности человека в современных социокультурных условиях. ...
Added: June 7, 2017
Abulkhanova X. A., В кн. : Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 202-215.
Such crucial aspects of philosophical and psychological conception of scientific work of prominent domestic philosopher and psychologist Sergey Leonidovich Rubinstein as problems of Man and Personality, ontological basis of their essence and means of existence and self-realization are analyzed. Created by the scientists school consecutively developed his sophisticated and profound ideas, integrating separately elaborated aspects ...
Added: April 6, 2013
Rogozin D., Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований 2011 № 3 С. 33-39
...
Added: September 16, 2012
Издательство Нестор-История, 2016
Периодическое рецензируемое научное издание «Вопросы всеобщей истории архитектуры» — одно из ведущих в области изучения истории и теории архитектуры. Статьи представляют результаты новейших исследований, они охватывают все эпохи развития архитектуры, нацелены на уточнении спорных вопросов ее истории, на изучение основ архитектурного творчества, выявление генезиса и взаимосвязей архитектурных форм и явлений, на определение взаимодействий региональных традиций. ...
Added: October 26, 2018
СПб. : Интерсоцис, 2019
В сборник вошли исследования и материалы, посвященные биографии и научному наследию академика Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского (1863–1919). Основная часть публикаций представляет доклады на Всероссийской междисциплинарной научной конференции «Академик А.С. Лаппо-Данилевский в памяти научного сообщества» (Санкт-Петербург, 3–5 октября 2019 г.).
Для всех интересующихся историей русской науки, философии,
социологии, историографией. ...
Added: March 18, 2020