?
Адхократический подход к управлению в системе высшего образования: кейс Астраханского государственного университета
В настоящее время государственные учреждения высшего образования испытывают воздействие со стороны бизнеса, населения и государства, что приводит к динамичным изменениям внутренней среды университетов. Это противоречие между внутренней и внешней средой в условиях быстро меняющихся рынков оказывает негативное влияние на институциональную эффективность — с ростом нестабильности начинает формироваться новая управленческая структура, которая, сочетая в себе инструменты административной бюрократии и адхократии, может удовлетворять спрос на инновации. Возникает еще один вызов для университетского образования — трансформация университетов как профессиональных организаций в университеты гибридные, структура которых не имеет жестких ограничений. В статье выявлены особенности использования инструментов адхократии в сфере высшего образования; рассмотрена возможность применения адхократического подхода к построению структуры и дизайна организации на примере Астраханского государственного университета, а также отмечен ряд факторов, сдерживающих распространение адхократии в вузах России. В результате исследования получены следующие выводы: организация обучения должна осуществляться на принципах командной работы по реализации сложных инновационных проектов; социализация — одна из ключевых практических моделей подготовки студентов в условиях проектного обучения и адхократического подхода; любая адхократическая система является самообучающейся и для ее формирования необходимо обучение и развитие персонала университета; переход от профессионального университета к адхократическому необходимо осуществлять постепенно, сочетая обе формы — бюрократию и адхократию.