?
Категории переживания, коллективных переживаний, коллективных эмоций: сравнительный анализ подходов
С. 8-20.
Lipatov S., Стефаненко Т. Г.
In book
Lipatov S., Стефаненко Т. Г., Баранова В. А., Голынчик Е. О., Кокурина И. Г., Малышева Н. Г., Онучин А. Н., Рикель А. М., Ширков Ю. Э. М. : Смысл, 2015
Lipatov S., Стефаненко Т. Г., Баранова В. А. et al., М. : Смысл, 2015
В коллективной монографии излагаются результаты теоретических и эмпирических исследований механизмов и факторов, определяющих специфику коллективных переживаний социальных проблем представителями различных групп российского общества. Описан новый социально-психологический подход к рассмотрению категорий «коллективные переживания» и «социальная проблема», разрабатываемый сотрудниками кафедры социальной психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Представлены результаты эмпирических исследований переживания трудно разрешимых социальных конфликтов, социальных и ...
Added: February 16, 2019
Levin M. I., Shilova N., Фреер М. Л., Финансы и бизнес 2012 № 4 С. 35-48
В статье исследуется модель политика, управляющего разнородной толпой, которая при определенных условиях может выйти из-под его контроля в силу эмоциональной составляющей ксенофобии (в модели для отражения эмоционального шлейфа используется гистерезис). Показано, что «дальновидный» политик, учитывающий эту опасность, не будет слишком сильно повышать в обществе уровень ксенофобии, что фактически означает, что в отсутствие сильных конкурентов он ...
Added: January 24, 2013
Деева М. И., Социологическое обозрение 2010 Т. 9 № 2 С. 134-154
The article analyses theoretical resources of post-Durkheimian tradition in the sociology of emotions. The author proposes to use concept "shared affect" as theoretical frame. Being used on the context of key for sociology of emotions distinctions, such as "feeling/expression," "consciousness/unconsciousness emotion," "involvement/distancing of emotions," this concept lets to highlight relation of specific problems of sociology ...
Added: October 3, 2012
Григорян Л. К., Культурно-историческая психология 2017
...
Added: October 11, 2016
Lipatov S., В кн. : Высшее образование для XXI века: Х Международная научная конференция. Москва, 14-16 ноября 2013 г.: Доклады и материалы. Секция 4 "Психологические проблемы образования". : М. : Издательство Московского гуманитарного университета, 2013. С. 65-68.
Анализируется отношение различных групп к ходу реформ образования в России как к социальной проблеме. Рассматриваются подходы к пониманию социальных проблем, в том числе конструкционистский подход, понимающий социальные проблемы как конструируемые в ходе общественного дискурса. Обсуждаются возможности использования понятия «коллективные переживания» при изучении восприятия и интерпретации социальных проблем. ...
Added: December 3, 2013
Lipatov S., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2020 № 1 С. 143-160
Relevance. It is traditional for socio-psychological research to study a large social group as a subject of social representations, rather than experiences — in other words, in existing studies, attention is paid mainly to the cognitive component of the “group response” to certain social events. T.G. Stefanenko argued that the socio-psychological approach to the study ...
Added: May 13, 2020
Shadrikov V., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 2 С. 80-87
The article represents the results of the analysis of different types of perception, its indexes of key properties and indexes of its efficiency. It has been shown that in perception the subjective image of an outer world is closely related to subject’s motivation and experience. A new approach is offered to understand the thought as ...
Added: September 10, 2014
Zolotukhin V. V., Вестник Московского университета. Серия 7: Философия 2021 № 3 С. 77-94
This paper is devoted to the study of theological project of psychology religion, elaborated by the German Ritschlianist theologian Max Reischle (1858–1905). Reischle tried to integrate Neo-Kantian theory of knowledge and Dilthey’s hermeneutics, transforming the both into the one ground of its own theory. Reischle endeavoured to study phenomenology of religious consciousness by means of ...
Added: May 19, 2021
Ulanovsky A. M., М. : Смысл, 2012
Монография посвящена анализу, обоснованию и развитию идей и практик феноменологической психологии, а также связанной с ней методологии качественных исследований. Представлен анализ их истории, современных линий развития и перспектив. Рассмотрен ряд психологических проблем и концепций: повседневных переживаний и способов работы с ними, сознания и рефлексивных исследований, языка и референции, описания и интерпретации, качественного анализа и форм ...
Added: April 17, 2017
Agadullina E., Социальная психология и общество 2013 № 3 С. 42-51
The article describes the analysis of Western studies of collective action. Social identity, group efficiency and relative deprivation are considered as the main predictors of collective action. Models of collective action are described also. In conclusion future directions of investigations are analyzed. ...
Added: May 9, 2013
Zavershneva E., Вопросы психологии 2017 № 3 С. 102-118
Точка зрения Л.С. Выготского на природу бессознательного изучается на материале его
поздних работ 1932–1934 гг. и личных записей. К исследованию подключен, в частности,
архивный документ «Конференция по исследовательским темам», содержащий обсуждение теории и практики психоанализа на внутренней конференции для ближайших сотрудников (27–29 октября 1933 г.), где Л.С. Выготский наметил общие контуры рассмотрения
проблемы бессознательного с «вершинной» точки зрения. ...
Added: September 23, 2019
Serkin V., В кн. : Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей 2-ой Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. : Владивосток : Тихоокеанский государственный медицинский университет, 2013. С. 77-87.
A new methodological scheme "image of the world - a way of life" is used for to description the psychological mechanisms of experiences extreme situation. ...
Added: March 29, 2015
Философова А. А., Mironova O. I., Ученые записки Российского государственного социального университета 2017 Т. 16 № 1 (140) С. 6-13
В статье проведен анализ с позиции философского направления экзистенциализма, где феномен «измена себе» возникает в ситуации выбора, встающей перед человеком в жизни, а также может быть одним из узлов жизненной «ценностной дуги» индивида с формированием ценностной структуры личности. Рассмотрены психологические подходы к изучению феномена «измена себе» с позиции психоанализа З. Фрейда, теории установки Д.Н. Узнадзе, ...
Added: October 4, 2020
Grigoryan L., Khaptsova A. A., Poluektova O., Культурно-историческая психология 2017
Данная статья представляет результаты качественного исследования, целью которого является анализ трудностей, с которыми могут столкнуться исследователи при переносе психологических конструктов и измерений из одного культурного контекста в другой. Анализ проведен на основе обратной связи, полученной в ходе проведения исследования коллективных эмоций вины и стыда в России. В статье представлено краткое описание проведенного нами исследования и ...
Added: August 31, 2016
Brednikova O., Zaporozhets O., В кн. : Микроурбанизм. Город в деталях. : М. : Новое литературное обозрение, 2014. С. 13-39.
The paper develops the basic ideas of micro-urbanism including new anthropological perspective, micro-optics, multi-sensory and multi-emotional perspective on city life. ...
Added: June 8, 2014
Krechetova M. Y., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2015 № 4 С. 267-277
В статье анализируется понятие опыта в герменевтической традиции и выделяются две линии эволюции этого
понятия: 1) От учения Ф.Шлейермахера о чужом мире как не влияющем на мою субъективность к учению В.Дильтея об
изменении моей субъективности под воздействием чужого мира, но только в воображении, далее - к учению М.Хайдеггера о чужеродности как внутреннем моменте моей экзистенции и реализации ...
Added: October 26, 2015
Jones S., Bombieri Lucia, Livingston A. et al., British Journal of Educational Psychology 2011 Vol. 2 No. 82 P. 241-256
Social processes underlying children's responses to bullying. ...
Added: December 14, 2016
Efremova M., Grigoryan L., Культурно-историческая психология 2017 Т. 13 № 2 С. 61-70
Added: October 11, 2016
Agadullina E., Социальная психология и общество 2013 № 3 С. 42-50
The article analyzes Western studies of collective action and focuses on social identity, group efficiency, relative deprivation and related group emotions as the main predictors of collective action. The paper also describes the models of collective action and defines the possible directions for future investigation. ...
Added: October 25, 2013
Belostotskaya D. I., Zinchenko V. P., Культурно-историческая психология 2012 № 3 С. 49-59
В работе представлена попытка установить сходства и различия восприятия художественного текста у пожилых людей и дошкольников. Испытуемыми были как благополучные лица пожилого возраста и дошкольники, так и дети и пожилые люди, проживающие в приютах. В качестве контрольной выступила группа молодых людей. Всего участвовало 60 человек, по 20 в каждой возрастной категории. Каждому из них зачитывался ...
Added: January 25, 2013
Tulchinskii G. L., В кн. : Феноменолого-онтологический замысел Г.Г.Шпета и гуманитарные проекты XX – XXI веков. : Томск : Издательство Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2015. С. 373-386.
Особую роль в шпетовской герменевтике играет переживание – как оказывается источник, средство и процесс смыслопорождения. Речь идет о переживании конкретного жизненного опыта, деятельности, социальной практики, реализуемой личностью, сознание которой предстает конкретной фокусировкой освоения и порождения социально-культурных смыслов. ...
Added: December 4, 2016
Molchanova O. N., Vasilevskaya E., Культурно-историческая психология 2013 № 1 С. 52-60
The paper illuminates psychological features of the period of youth in various social historical contexts. It compares the individual youth experiences of two different eras: 1925—1927 and 2011—2012. The study employed the autobiographical notes method, an openended questionnaire for identifying retrospective youth experiences that was used by M.M. Rubinstein in his sample in 1925—1927. The ...
Added: October 31, 2013