Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 № 3 С. 37-57
В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. ...
Added: November 26, 2012
Orlov A. B., Орлова Н. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 С. 32-44
Modern technological development can lead to change both external world of human being and its internal world, subjectivity. The question «what is a human being?» is becoming now an extremely important issue. The authors suggest a hypothetical answer on this question relying on philosophical, psychological and psychotherapeutic traditions. Such psychological configurations (and processes) of human ...
Added: December 8, 2012
Zinchenko V. P., Человек 2011 № 4 С. 5-20
It analyses polysemantic terms the subject, the personality, the selfhood and which form sincrets for example subjectivity of selfhood and etc. It reconstructs interpretation of these terms by G.G. Shpet, S.L. Rubinshtein, B.M. Teplov, A.N. Leontiev, etc. It affirms that the main theme of psychological investigation is the personality. On the ontological plane we have ...
Added: December 15, 2012
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2015 № 3 С. 22-39
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально-предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения ...
Added: September 30, 2015
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2015 № 4 С. 98-113
В данной части статьи теоретические положения, предложенные в первой части статьи, реализуются на эмпирическом материале рефлексивнопсихологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется ...
Added: March 16, 2016
М. : Институт психологии РАН, 2013
Первый том материалов Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского, состоит из введения и пяти разделов. Введение посвящено анализу вклада А.В. Брушлинского в психологическую науку и развитию его идей в современной психологии. Первый раздел «История, теория и методология изучения человека, субъекта и личности» состоит из статей, обсуждающих самые разные вопросы, связанные с теоретическими и методологическими проблемами ...
Added: November 10, 2013
Nartova-Bochaver S. K., М. : Флинта: НОУ ВПО "МПСУ", 2015
Учебник дает читателям основные представления о дифференциальной психологии (психологии индивидуальных различий) как самостоятельной науке, составляющей теоретико-методологическую базу психодиагностики и психотерапии. Рассматривается развитие взглядов на индивидуальное и общее в психологии, дается анализ структуры индивидуальности, входящих в нее признаков и их типичных сочетаний. Хотя учебник написан строгим научным языком, оснащенность дидактическими материалами (программа курса, тесты для самопроверки, ...
Added: February 14, 2016
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 С. 55-69
Статья посвящена разработке моделей развития самоотношения личности на основе реконструкции и синтеза идей онтологических концепций С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили. Обосновывается, что при персонологическом преломления онтологии раскрывается мощный источник формирования и саморазвития отношения к себе. Это творческий диалог личности с «другими» и с собой, осуществляемый в единстве действенно-поступковой, рефлексивной и феноменологической практики. ...
Added: October 10, 2012
Semenov I. N., Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир 2017 Т. 1 № 1 С. 121-150
В статье представлены историко-методологические основания, обобщена теоретическая база и охарактеризованы результаты эспериментальных и прикладных исследований продуктивного мышления и креативной личности с позиций бурно развивающейся на рубеже ХХ – ХХI вв. рефлексивной психологии творчества. Показана конструктивность ее взаимодействия с рефлексивной акмеологией, персонологией и педагогикой в изучении и развитии рефлексивно-творческого потенциала индивидуальности человека в современных социокультурных условиях. ...
Added: June 7, 2017
Философско-антропологическая проблематика рефлексивной психологии смысла в российском человекознании
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 2 С. 280-297
В статье эксплицируется логика развития философскоантропологической проблематики рефлексивной психологии смысла в российском человекознании от эпохи Серебряного века русской культуры до ее современного периода. Впервые анализируются философскоэтимоло гические предпосылки изучения смысла в психологической науке и характеризуются достиже ния его рефлексивнопсихологических исследований в творчестве ряда российских философов (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев) и ...
Added: October 3, 2017
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК материалы Международной конференции молодых ученых
М. : Российский университет дружбы народов, 2015
В сборнике представлены материалы Международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы современных гуманитарных наук», которые включают тексты докладов и сообщений молодых ученых из разных стран и регионов России, посвященных актуальным направлениям исследований в современных гуманитарных и социальных науках, проблемам личности в гуманитарных исследованиях, актуальным проблемам современной психологии, лингвистики. Издание предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, ...
Added: November 19, 2017
М. : Российский университет дружбы народов, 2016
В сборнике представлены материалы ежегодной Международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы современных гуманитарных наук», которые включают тексты докладов и сообщений молодых ученых из разных стран и регионов России. Материалы сборника посвящены актуальным направлениям исследований в современных гуманитарных и социальных науках, проблемам личности в гуманитарных исследованиях, актуальным проблемам современной психологии, а также актуальным проблемам межличностных и ...
Added: November 18, 2017
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 1 С. 131-148
В статье дан историко-научный анализ развития классической и современной психологии восприятия. На этом фоне анализируются методологические проблемы психологического исследования самовосприятия индивидуальности с позиций инновационной рефлексивно-гуманитарной психологии. Рефлексивно-психологическая специфика самовсприятия характеризиется результатами эмпирического исследования самосвсприятия на матеориале анализа психологии творчества – художественного (М.М.Зощенко), научного (Н.Я.Пэрна), а также предлагаются рефлетехнологии рефлексивной активизации целеобразования студентов для развития их ...
Added: June 23, 2013
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 Т. 9 № 3 С. 37-57
Факультет психологии НИУ ВШЭ – как один из основных центров российской психологической науки – проводит множество фундаментальных и прикладных исследований различной проблематики. Одним из бурно развивающихся на факультете направлений современной науки является изучение рядом его профессоров такого переднего края человекознания, как психология рефлексия. В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета ...
Added: March 19, 2014
Shumskiy V., М. : Юрайт, 2016
В учебном пособии воссоздана целостная картина экзистенциальной психологии и психотерапии: ее история и современное состояние в единстве философско-методологических, теоретико-психологических и операционально-методических составляющих. Особое внимание уделяется упорядочиванию разных авторских подходов и выявлению внутренних детерминант развития как теоретических моделей, так и методического обеспечения психотерапевтической практики. В отличие от традиционных представлений о том, что экзистенциальная психология занимается исключительно ...
Added: September 3, 2016
М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015
Содержание учебника полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности "Стоматология".
Представлено современное состояние психологии и педагогики как системы теоретических и практических знаний, большое внимание уделено прикладным аспектам работы врача-стоматолога. Изложение теоретического материала подкреплено анализом конкретных ситуаций из врачебной практики, результатами экспериментальных исследований, деонтологическими задачами для группового обсуждения и анализа. В ...
Added: March 29, 2016
Nartova-Bochaver S. K., Bochaver A. A., Reznichenko S. I. et al., М. : Памятники исторической мысли, 2018
Монография продолжает обсуждать тему взаимодействия человека с его домом – почему дом и его обитатели похожи друг на друга и что это им дает? В серии эмпирических исследований показано, какие стратегии
совладания с трудными ситуациями усиливаются, если дом дружествен обитателям; как его качества сопряжены с моральными мотивами, отношением к справедливости и переживанием благодарности; как влияют друг на друга уютный дом ...
Added: October 3, 2018
Semenov I. N., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Added: December 20, 2014
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № №3 С. 35-49
Данное исследование выполнено в контексте общей персонологии как интегрального направления современной психологии личности. Расширенный контекст персонологического исследования позволил акцентировать те аспекты Я-неизвестного, которые не представлены в классических психоаналитических, когнитивных, нарративных, поведенческих подходах к личности. Автором предлагается способ решения поставленной проблемы, состоящий, во-первых, в выборе тех психологических моделей «Я», где Я-неизвестное приобретает множество определений и потенциалов ...
Added: September 6, 2018
Leontiev D., Культурно-историческая психология 2013 № 1 С. 22-30
В статье дан теоретический анализ проблемы влияния социокультурной среды на формирования и развитие личности. Рассмотрены основные подходы к этой проблеме, в том числе культурно-историческая психология, теория социального характера, культурная антропология, кросс-культурные исследования и культурная психология. Исходя из положения о полисоциальной природе человека, выделены различные слои социокультурого окружения, которые вносят вклад в процессы социализации и окультуривания ...
Added: November 16, 2013
Koryagina N. A., Михайлова Е. В., М. : Юрайт, 2019
Учебник ≪Социальная психология≫ представляет систематическое изложение основных теоретических направлений социально-психологической науки, ее исторического развития, современную проблематику исследовательских, прикладных и практических вопросов, связанных с пониманием особенностей функционирования психики людей, включенных в социальные группы, а также психологической специфики групп.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям.
Для студентов и преподавателей непсихологических специальностей — ...
Added: February 6, 2019
Sheveleva M. S., Kornienko D. S., Permyakova T. M., Психологический журнал 2021 Т. 42 № 1 С. 132-142
Added: February 19, 2021
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 4 С. 81-97
The problem of the educational environment is in a complex analyzed for the first time from interdisciplinary positions of interaction of reflexive psychology, reflexive pedagogics, refleakmeology in methodological, historical and scientific, theoretical, methodical, organizational and practical aspects. The concept «reflexive the developing educational environment» which makes - with system of other reflexive and scientific concepts ...
Added: March 19, 2014
Таганрог : Издательство А.Н. Ступина, 2013
Междисциплинарный сборник научных статей по философии, социологии, психологии, культурологии, посвященный памяти Г.В. Иванченко (1965-2009) ...
Added: November 18, 2013