?
Слово о Сергее Леонидовиче Рубинштейне
С. 285-293.
In book
М. : РОССПЭН, 2011
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 № 3 С. 276-299
В статье анализируется жизненный путь и вклад в человекознание выдающегося российского психолога, историка науки, науковеда, академика РАО М.Г.Ярошевского в связи со 100-летием со дня его рождения. Впервые предлагается периодизация этапов его жизнетворчества на фоне развития психологии и науковедения в ХХ столетии а также характеризуются основные направления научной и организационной деятельности по изучению психологии творчества ученых ...
Added: October 20, 2015
Кольцова В. А., Психологический журнал 2009 Т. 30 № 5 С. 46-55
Historism of scientific conception of S.L. Rubinstein which is the premise for the universality and fundamentality of scientist's ideas is grounded. Rubinstein's contribution to domestic history of psychology formation, to its principles, means of positive analysis and constructive critique of psychological approaches as well as its philosophic -methodological grounds forming is revealed. Based on Rubinstein's ...
Added: April 15, 2013
Semenov I. N., Национальный психологический журнал 2014 № 4(16) С. 3-12
В статье на фоне анализа эволюции российской истории психологии характеризуется научно- исследовательская и преподавательская деятельность одного из крупнейших современных историков психологии – заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Антонины Николаевны Ждан. Показан оригинальный вклад ее трудов в изучение мировой и отечественной истории психологии, в историко-научные исследования факультета психологии МГУ и в ...
Added: March 10, 2016
Kurginyan S., В кн. : Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 409-414.
Added: April 8, 2013
Leontiev D., В кн. : Большая Российская энциклопедия. Т. 19: Маниковский - Меотида.: М. : Большая российская энциклопедия, 2011. С. 285-285.
С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря, немного найдется тех, кто их внимательно прочитал. Известны они главным образом в реферативном изложении, и большинство студентов-психологов обычно ...
Added: May 9, 2013
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 565-584.
Интеллектуальная история психологии есть история идей, т. е. вполне объективных интеллектуальных достижений — не менее объективных, чем научный метод или полученный с его помощью экспериментальный факт, эффект, феномен. В подготовке психологов на сегодняшний история и теория занимают, мягко говоря, не самое почетное место. Сегодня си стема образования психологов (если употребимо слово «система» к этому предмету) ориентирована, ...
Added: August 6, 2013
Obukhov A., Федосеева А. М., Байфорд Э., М. : Юрайт, 2018
В учебнике рассматриваются основные вопросы взаимосвязи психологии и образования. Обзор развития психолого-педагогической практики в историко-социальном аспекте включает описание основных направлений и методов, показаны сферы приложения психолого-педагогического знания. К учебнику прилагается CD-диск с многочисленной справочной информацией, которая поможет студентам быстрее войти в информационное поле профессии, узнать нормативно-правовые аспекты регуляции профессиональной деятельности психолога образования. После каждой главы ...
Added: August 16, 2018
Люк Х., М., Штутгарт : W. Kohlhammer, 2012
Книга немецкого профессора психологии Хельмута Люка представляет короткий обзор всех главных течений, школ, направлений, частных областей психологии от середины XIX до рубежа XX-XXI столетий. Благодаря такому изложению создается представление о логике формирования научной психологии, чувство динамики ее развития, ощущение освоения все более расширяющегося пространства психологических вопросов и идей. Кроме того, она дает урок методологии историко-психологического ...
Added: June 1, 2013
Abulkhanova X. A., В кн. : Сергей Леонидович Рубинштейн. : М. : РОССПЭН, 2010. С. 23-76.
Added: May 29, 2013
Demin M., Логос 2014 Т. 2
В статье рассматривается психологические исследования русских университетских философов последней трети 19 века. Институциональный контекст <<увлечения>> психологизмом немецкой философии хорошо освещен многочисленными исследованиями, среди которых ставшая хрестоматийной работа Мартина Куша (Kusch M. Psychologism: A Case Study in the Sociology of Philosophical Knowledge, Routledge (1995)). Опыт институционального прочтения <<спора о психологизме>> может быть полезен применительно к русскому материалу. ...
Added: October 30, 2013
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 294-299.
В истории человечества никогда не было простых времен, а в человеческой жизни не бывает прямых путей. Судьба че ловека определяется не вероятностями, а превратностями, которых в жизни Льва Семеновича Выготского было достаточно. Ключевые слова развивавшейся им новой психологии — культура, история, переживания, как источник сознания и смысла. Его творчество до сих пор анализируется и дискутируется многими ...
Added: August 3, 2013
Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива
Zavershneva E., Вопросы психологии 2008 № 2 С. 120-136
В тексте, который представляет собой окончание статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала (Вопр. психол. № 1. С. 132-145), рассматриваются заметки Л.С. Выготского, датируемые 1931-1934 гг. ...
Added: October 24, 2019
Abulkhanova X. A., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2005 Т. 4 № 2 С. 3-21
Гегелевская категория субъекта как источника активности, самодвижения и саморазвития сознания из гносеологической была преобразована в онтологическую С.Л. Рубинштейном. В статье рассматриваются последовательные этапы развития категории субъекта в школе С.Л. Рубинштейна. На основании анализа ряда актуальных проблем из сферы психологии личности и ряда других отраслей автор приходит к выводу, что противоречивость состояния современной психологии, которое часто ...
Added: January 14, 2014
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 363-382.
Александр Владимирович Запорожец разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную ...
Added: August 3, 2013
Моисеев А. С., Воробьева А. Е., Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология 2023 Т. 8 № 2 (30) С. 187-202
This material introduces the results of the memorial meeting of the expert seminar on social psychology, labor psychology and engineering psychology, timed to coincide with the 60th anniversary of the birth of one of the founders of this seminar - Sc.D. (psychology), prof. A.B. Kupreychenko. The event took place on October 31, 2022 in Moscow ...
Added: October 18, 2023
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 492-508.
Зинченко Татьяна Петровна — советский и российский психолог, специалист по экспериментальной и когнитивной психологии. Представитель семейной династии психологов (отец — Пётр Иванович Зинченко, брат — Владимир Петрович Зинченко). Т. П. Зинченко исследовала внимание (в частности, процессы селективной интерференции в структуре внимания, показав, что выраженность эффекта Струпа зависит от характеристик ответа, требующегося от испытуемого); память; закономерности ...
Added: August 6, 2013
М. : ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017
В сборник включены статьи участников конференции: профессорско-преподавательского и научного состава российских и зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений. Статьи отражают широкий спектр основных направлений исследований в области современной психологии по следующим отраслям: философская методология психологии, история психологии, социальная психология, психология искусства, дизайна, моды, творчества, возрастная, педагогическая, практическая и прикладная психология. ...
Added: September 28, 2017
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2016 № 2 С. 46-63
В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. ...
Added: December 28, 2016
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 353-362.
Александр Романович Лурия (16 июля 1902 года, Казань — 14 августа 1977 года, Москва) — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского. Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических ...
Added: August 3, 2013
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 383-386.
Майя Ивановна Лисина (1929–1983) известна как замечательный детский психолог. Почти три десятилетия она изучала генезис и формы общения у детей и, видимо, сама забыла о начале собственной научной деятельности, весьма далекой от изучения младенчества и детства. детства. А начало было не менее замечательным, чем продолжение, о чем и рассказывается в данноц статье. ...
Added: August 3, 2013
Zavershneva E., Вопросы психологии 2009 № 6 С. 119-138
Историко-психологическое и теоретическое исследование рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" опирается на архивные документы и малоизвестные работы Л.С. Выготского ...
Added: October 4, 2019
Dvoinin A., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2018 Т. 77 С. 118-135
This article gives an overview of the development of psychology of religion in post-Soviet Russia from the 2000s to the present. The author evaluates this period as a stage of reviving of research in the field in question. This trend is supposed to be associated with the influence of the personal factor and the objectively ...
Added: October 1, 2021
Zinchenko V. P., Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди. Психологія 2013 № 45 С. 5-35
Статья написана на основе доклада, сделанного на Международной конференции, посвященной 80-летию Харьковской психологической школы (Харьков, октябрь 2012 г.), организованной Харьковским национальным педагогическим университетом им. Г.С. Сковороды. Вниманию читателя предлагаются как личные впечатления и воспоминания автора о событиях и людях, так и почерпнутые из рассказов представителей старших поколений психологов, причастных к этим событиям. Харьковская психологическая школа ...
Added: February 12, 2013
Kurginyan S., В кн. : Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 415-430.
Added: April 8, 2013