?
Методологические аспекты взаимодействия психологии и философии в российском человекознании
С. 242-248.
Semenov I. N.
In book
Ч. 1. , М. : ФГБОУ ВПО "МГУДТ", 2016
М. : Институт психологии РАН, 2015
В сборнике обсуждаются теоретические, историко-научные, методологические, экспериментальные и прикладные проблемы взаимодействия исследовательской и практической психологии в процессе развития человекознания. ...
Added: January 13, 2016
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 3 С. 34-50
В статье с историко-научных и теоретико-методологических позиций анализируется становление и развитие деятельностного подхода в российской психологии во взаимодействии с философией и педагогикой. При этом на фоне анализа истории отечественного человекознания характеризуются концепции ряда философов, разрабатывавших системно-деятельностный подход (А.А.Богданов, Э.В.Ильенков, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин, Н.Г.Алексеев и др.), и психологов, строивших различные общепсихологические представления о деятельности (М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) ...
Added: March 5, 2015
Semenov I. N., Степанов С. Ю., В кн. : Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. : М. : Аналитика Родис, 2011. С. 36-48.
В данном базовом разделе международной коллективной монографии анализируются социокультурные, этимологические, историко-научные и философские предпосылки психолого-педагогического изучения рефлексивной культуры человека как субъекта творчества и образования с позиций научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества. ...
Added: March 11, 2013
Semenov I. N., В кн. : ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Т. 1.: М. : Когито-центр, 2015. С. 171-175.
В работе проанализированы жизненный путь и научно-организационная деятельность крупного российского ученого-гуманитария М.Г.Ярошевского. Предложена периодизация его жизнедеятельности и охарактеризованы достижения в развитии истории, методологии и теории психологии, а также в создании науковедения общей психологии научного творчества и социальной психологии науки. ...
Added: November 13, 2015
Semenov I. N., Практична психологiя та соцiальна робота 2012 № 1 С. 53-58
В статье анализируется развитие профессиональной деятельности российско-украинского ученого В.П.Зинченко в области философии, психологии, педагогики. Дифференцируются и квалифицируются этапы развития его жизнедеятельности, а также характеризуется инновационный вклад в современную психологию сознания, рефлексии и творчества ...
Added: November 28, 2012
Semenov I. N., В кн. : Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. : М. : Аналитика Родис, 2011. С. 30-36.
В данном базовом разделе международной коллективной монографии анализируются методологические проблемы и характеризуются теоретические основы рефлексивно-психологического исследования и рефлексивно-педагогического проектирования развития инновационного поликультурного образования в современных социоэкономических условиях с позиций научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества. ...
Added: March 11, 2013
Semenov I. N., В кн. : Психология общения и доверия: методология, теория, практика. Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ, Москва, 6-7 ноября 2014. : М. : Университет РАО, 2014. С. 348-350.
Added: December 20, 2014
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 1 С. 131-148
В статье дан историко-научный анализ развития классической и современной психологии восприятия. На этом фоне анализируются методологические проблемы психологического исследования самовосприятия индивидуальности с позиций инновационной рефлексивно-гуманитарной психологии. Рефлексивно-психологическая специфика самовсприятия характеризиется результатами эмпирического исследования самосвсприятия на матеориале анализа психологии творчества – художественного (М.М.Зощенко), научного (Н.Я.Пэрна), а также предлагаются рефлетехнологии рефлексивной активизации целеобразования студентов для развития их ...
Added: June 23, 2013
Semenov I. N., Eliseenko A., В кн. : Организационная среда XXI века. : М. : МЭСИ, 2012. С. 95-100.
В данной статье анализируются методологические проблемы междисциплинарного изучения взаимодействия социокультурных, экономических, психологических, педагогических аспектов человеческого капитала и перспектив их развития в инновационном образовании в современных условиях российского общества. ...
Added: November 28, 2012
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 4 С. 81-97
The problem of the educational environment is in a complex analyzed for the first time from interdisciplinary positions of interaction of reflexive psychology, reflexive pedagogics, refleakmeology in methodological, historical and scientific, theoretical, methodical, organizational and practical aspects. The concept «reflexive the developing educational environment» which makes - with system of other reflexive and scientific concepts ...
Added: March 19, 2014
Semenov I. N., В кн. : Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции. РГУ им. А. Н. Косыгина, 16 июня 2017 г. : М. : ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017. С. 126-129.
В работе эксплицированы методологические предпосылки и выделены этапы становле- ния рефлексивно-деятельностной педагогической психологии (как инновационной сферы российского человекознания), а также охарактеризованы ее основные направления и показаны их связи с философией, психологией, педагогикой и социальной практикой образования и управ- ления. ...
Added: September 28, 2017
М. : Аналитика Родис, 2011
Международная коллективная монография посвящена актуальным проблемам инновационного поликультурного образования и его рефлексивно-психологического обеспечения на основе методологии проектно-исследовательского подхода к изучению и развитию возрастных особенностей мышления, рефлексии и личности учащихся. На базе взаимодействия новых областей человекознания (рефлексивно-гуманитарной психологии, рефлексивно-интегративной акмеологии, рефлексивно-деятельностной педагогики) в разделах книги анализируются социокультурные, историко-научные, теоретико-методологические, концептуально-методические, учебно-воспитательные, ресурсно-управленческие, организационно-практические аспекты развития инновационного ...
Added: November 29, 2012
Semenov I. N., В кн. : Современные исследования интеллекта и творчества. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 375-409.
Представлен историко-наковедческий и рефлексивно-перснологический анализ развития жизнедеятельности Я.А.Пономарева и М.Г.Ярошевского, а также их взаимодействия в процессе изучения психологии творчества в Институте истории естествознания АН СССР на рубеже 1960-1970-х гг. Дана сравнительная характеристика индивидуальной судьбы обоих основателей крупнейших научных школ психологии творчества в процессе жизнедеятельности в ХХ в. Охарактеризована научная деятельность созданной Я.А.Пономаревым (в Институте психологии ...
Added: November 1, 2015
Semenov I. N., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова 2014 № 4
В статье анализируется творческий путь и научная, педагогическая, организационная и государственная деятельность одного из крупнейших современных российских психологов и педагогов В.Д.Шадрикова. На фоне анализа развития отечественной психологии второй половины ХХ в. и начала ХХI вв. характеризуется вклад научных трудов В.Д,Шадрикова в общую, педагогическую и психологию труда, а также в организационно-методическое обеспечение оптимизации и реформирование системы ...
Added: December 20, 2014
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 37-51
In this work the problem of learning and development of creativity with a view to the position of reflexive psychology, akmeology and pedagogics in the context of the human capital analysis in the conditions of modern society globalization is raised. The theme is urgent from the practical point of view in demand of a creative ...
Added: October 8, 2012
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 Т. 9 № 3 С. 37-57
Факультет психологии НИУ ВШЭ – как один из основных центров российской психологической науки – проводит множество фундаментальных и прикладных исследований различной проблематики. Одним из бурно развивающихся на факультете направлений современной науки является изучение рядом его профессоров такого переднего края человекознания, как психология рефлексия. В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета ...
Added: March 19, 2014
Semenov I. N., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Added: December 20, 2014
М. : МЭСИ, 2012
В сборнике представлены статьи, обобщающие результаты междисциплинарного изучения актуальных проблем организации и развития организационной среды в условиях современного российского общества. ...
Added: November 28, 2012
Semenov I. N., Психологический журнал 2015 Т. 36 № 6 С. 45-54
Исследуется научная деятельность двух ведущих специалистов по психологии творчества – Я.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского. Проводится сравнительный экзистенциально-психологический анализ жизненного пути этих ученых как контекста развития их научного мышления. Характеризуется значение взаимодействия Пономарева и Ярошевского для развития отечественных школ изучения творчества, мышления и рефлексии. Особое внимание уделено анализу раннего периода изучения исследователями научного творчества (в ...
Added: February 26, 2016
Semenov I. N., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 5А С. 24-48
В статье выделяются ключевые вехи жизнетворчества крупного российского методолога и психолога Н.Г. Алексеева и линии взаимодействия с последователями, характеризуются направления развития научных трудов его и учеников. На рубеже ХХ- ХХI вв., помимо традиционного внутри- и междисциплинарного развития науки, в ней возникают инновационные трансдисциплинарные области знания. Одной из них является комплексная полифункциональная рефлексивно-деятельностная педагогическая психология. Она ...
Added: December 25, 2017
Дюков В. М., Бойдик Л. А., Semenov I. N., Саарбрюкен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012
Данная монография отражает результаты многолетней совместной деятельности по реализации проекта «Интеграция проблемных детей в общеобразовательные учреждения» коллектива Красноярского филиала Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования (ИРПТиГО) Международной академии гуманизации образования (МАГО, Сочи-Магдебург). Мы считаем: на данном этапе развития системы образования необходимо взвешенно, поэтапно, обдуманно, комплексно решать проблемы теоретического, методологического, нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического и ...
Added: January 30, 2013
Semenov I. N., Дюков В. М., Лаптева О. И. et al., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2016 № 1 С. 7-49
В статье на фоне истории российского человекознания и Московско- го общества психологов представлен обзор международного сотрудни- чества в рефлексивно-психологическом изучении человеческого капи- тала и психолого-педагогическом обеспечении таких его компонентов, как здоровье и образование учащихся. В связи с этим дается краткая характеристика зарождения Московского психологического общества в конце ХIХ в., освещается научная деятельность его создателя философа ...
Added: June 2, 2016
Леля А. А., Semenov I. N., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 2А С. 5-27
Неотъемлемой частью развития современной франкоязычной психолого-педаго - гической науки является исследование проблематики рефлексии. В силу исторически сложившейся специфики французского гуманитарного знания, а именно его развития в рамках философского категориального и методологического аппарата, в данной статье анализу подвергаются не только современные изыскания по данной тематике, но, прежде всего, фундаментальные труды Александра Марка и Жана Пиаже, опреде ...
Added: October 9, 2017
Semenov I. N., В кн. : Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов X Международного симпозиума 15-16 октября 2015 г., Москва. : М. : Когито-центр, 2015. С. 182-188.
Представлен инновационный подход к изучению рефлексии как ресурса человеческого капитала. В целях гуманизации образования разработаны принципы проектирования рефлексивно-развивающих сред. Они реализованы рефлетехнологиями (на всех ступенях непрерывного инновационного образования) для обеспечения условий формирования мышления, компетенций и рефлексивных способностей учащихся и педагогов в современных социоэкономических условиях. Показана система принципов и прецедентов международного сотрудничества созданной автором статьи И.Н. ...
Added: November 26, 2015