?
Несколько замечаний о семантическом калькировании в русском языке рубежа XX–XXI веков
С. 145-146.
Горбов А. А.
В докладе на материале современного русского языка рассматриваются критерии определения понятия семантического калькирования. Как показывает анализ типичных примеров, необходимым условием для запуска механизма семантического калькирования является наличие устоявшегося словарного переводного соответствия между словом языка-источника и словом языка-реципиента.
В книге
М. : Издательство Московского университета, 2014
Щемелева И. Ю., Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки 2005 № 3 С. 145-148
В настоящее время в социолингвистике бесспорным считается факт взаимосвязи эволюции языка и эволюции общества, обусловленность исторического развития языка его общественной природой, т. е. целым комплексом экстралингвистических факторов. История становления английского языка в Ирландии в качестве языка общения представляет собой пример взаимодействия как лингвистических, так и экстралингвистических факторов. Анализируются специфические явления, ха рактерные для т.н. ирландского английского. ...
Добавлено: 21 января 2014 г.
Горбов А. А., В кн. : Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13–20 сентября 2015 года). Т. 5: Динамика языковых изменений: диахронические и синхронические аспекты исследования.: СПб. : МАПРЯЛ, 2015. С. 68-72.
В статье критическому рассмотрению подвергается понятие «вторичного заимствования», вводимое и используемое в ряде авторитетных работ об иноязычном влиянии
на современный русский язык. Анализ показывает, что в объем этого понятия исследователи включают разнородные явления — от случаев явного семантического калькирования
до случаев материального заимствования слов, чей план выражения случайным образом
совпадает с планом выражения более ранних заимствований. ...
Добавлено: 5 февраля 2016 г.
Горбов А. А., Вопросы языкознания 2015 № 1 С. 87-101
В статье рассматривается механизм семантического калькирования как одного из важнейших инструментов иноязычного контактного влияния на русский язык, резко усилившегося на рубеже XX–XXI веков. Изучение типичных примеров показывает, что одним из главных критериев выявления семантической кальки является переводная эквивалентность слов языка-источника и языка-реципиента на уровне значения, являющегося исходным для того переносного значения, которое приобретает слово языка-реципиента. ...
Добавлено: 18 сентября 2015 г.
Особенности преподавания профессионального курса «Английский язык для филологов» китайским студентам
Василенко Д. В., Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки 2022 № 2 С. 22-28
Данная статья посвящена особенностям преподавания курса профессионального английского языка на филологическом факультете для студентов из КНР. Актуальность данной темы связана с несколькими факторами, включая растущее число китайских студентов в российских вузах, языковой барьер, типологические различия между китайским и английским языками, проблемы межкультурного общения. Автор анализирует указанные проблемы и предлагает их решение в рамках профессионального курса ...
Добавлено: 5 февраля 2024 г.
Дымова Е. Е., Ковалева А. Г., Кочнева В. С., Педагогическое образование в России 2019 № 6 С. 108-114
Статья посвящена исследованию социальной сети ВКонтакте в качестве нового элемента информационно-коммуникационных технологий на занятиях английского языка в высшем учебном заведении. Особое внимание уделяется вопросам интеграции популярных социальных сетей в учебный процесс с целью дополнительной отработки учебного материала, пройденного в рамках аудиторных занятий со студентами радиотехнических направлений подготовки Уральского федерального университета. Активное и повсеместное использование мобильных ...
Добавлено: 29 сентября 2020 г.
Кудинова Н. А., Аржадеева Д. Л., Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики 2016 № 4 С. 141-160
В современном информационном обществе изменились требования к специалистам, имеющим высшее образование. Актуальными становятся креативность, умение работать в команде, умение взаимодействовать, способность формировать собственное мнение, гибкость – все то, что объединено термином социальная компетентность.
В высших учебных заведениях социальная компетентность может быть развита при помощи различных технологий. Одной из них является технология “дебаты”, которая в настоящее время ...
Добавлено: 17 января 2017 г.
Гумовская Г. Н., М. : Флинта, 2016
Книга «LSP: English of Professional Communication» является результатом научных изысканий в области стилистики английского языка и посвящена лингвистическим проблемам обмена профессиональной информацией специалистов разных областей знания. Анализ аутентичных материалов в различных сферах деятельности – экономике и менеджменте, юриспруденции, медицине, религии, средствах массовой информации — позволил выделить и описать основные признаки и особенности каждого специального/профессионального варианта ...
Добавлено: 14 марта 2017 г.
Никифорова С. А., В кн. : Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: теория и практика. : СПб. : Златоуст, 2016. Гл. 3. С. 51-60.
Статья посвящена вопросам развития навыков экстенсивного чтения у студентов неязыковых вузов, изучающих немецкий как второй иностранный язык. Экстенсивное чтение рассматривается как способ оптимизации учебного процесса на начальном этапе обучения иностранному языку. Установлено, что чтение текстов больших объемов позволяет значительно расширить словарный запас студентов, сосредоточить их внимание на самом чтении и на воспринимаемой информации. Благодаря экстенсивному ...
Добавлено: 19 февраля 2017 г.
Горбов А. А., Scando-Slavica 2018 Т. 64 № 2 С. 263-282
Вопросы содержания и объема этимологических сведений возникают при описании заимствованных лексических единиц независимо от давности их вхождения в словарный состав русского языка, однако в отношении новых заимствований из европейских языков проблемы становятся особенно очевидными на фоне доступности современных лексикографических описаний языков – вероятных источников заимствования и
экстралингвистических сведений об объектах номинации. При этом этимологические сведения, приводимые ...
Добавлено: 30 ноября 2018 г.
Учебное пособие может использоваться с целью подготовки к различным олимпиадным состязаниям по английскому языку. Формат пособия позволяет применять его в качестве основного при разработке специальных программ подготовки к олимпиадам и в качестве дополнительного к основному учебнику. Также каждый желяющий может работать с пособием самостоятельно. ...
Добавлено: 21 февраля 2024 г.
Соболянова Е. А., Букина И. Ю., Ученые записки национального общества прикладной лингвистики 2016 Т. 16 № №2(16) С. 7-16
В данной работе рассматриваются особенности использования интернет-ресурсов для обучения иностраному языку, способы обучения, а также положительные и отрицательные стороны. Особое внимание обращено на изучение языка онлайн. ...
Добавлено: 10 апреля 2016 г.
Цветкова М. В., Науковий вiсник Пiвденноукранiського нацiонального педагогiчного унiверситету iм. К.Д.Ушинського. Лiнгвiстичнi науки. 2007 № 6 С. 152-161
В статье на примере поэзии М.Цветаевой показано, в какой мере изменение синтаксиса при переводе на другой язык способно изменить смысл стихотворения. ...
Добавлено: 4 декабря 2012 г.
Гриценко Е. С., Алешинская Е. В., Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке 2015 Т. 45 № 1
В статье анализируется роль английского языка и смыслообразующий потенциал выбора между русским и/или английским языком, и/или другими локальными языками в дискурсивных практиках популярного телевизионного шоу «Голос». Раскрываются жанрово-специфичные мотивы выбора языка, в том числе конструирование идентичности, творческие установки музыкантов, ожидания публики, глобальная или локальная ориентация коммуникантов, семиотика мелодического и ритмического звучания музыки и слов. ...
Добавлено: 6 октября 2020 г.
Воронеж : Истоки, 2011
Добавлено: 23 июля 2013 г.
Кошелева Д. Л., Ляшевская О. Н., В кн. : Гуманитарное образование и наука в техническом вузе. : Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 2017.
Статья посвящена сочетаемости разных типов наречий с причастиями разной степени адъективированности в современном русском языке. Приводятся примеры совместного употребления наречий и причастных форм. Делаются выводы о роли наречий в процессе адъективации. ...
Добавлено: 27 сентября 2017 г.
Власенко С. В., Галимов А. Р., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология 2012 Т. 10 № 2 С. 21-28
Рассматривается понимание термина «банкротство» носителями современного русского, английского и французского языков как юристами, так и неюристами, участвующими в профессиональной коммуникации. Анализируется семный состав термина на основе лексикографических и законодательных дефиниций. ...
Добавлено: 4 октября 2012 г.
Гуськова Н. В., Педагогика 2019 Т. 83 № 7 С. 72-78
В статье рассматривается эффективность аналитического чтения на английском языке как метода обучения студентов неязыковых специальностей. Исследуются вопросы использования данного метода, раскрываются его специфика и преимущества, приводятся результаты эксперимента, позволившие определить его эффективность. ...
Добавлено: 7 октября 2019 г.
Кузьмина Т. А., Ученые записки национального общества прикладной лингвистики 2013 № 1(1) С. 26-35
В работе представлены результаты изучения инструментов корпусной лингвистики, которые представляют широкий спектр возможностей для развития навыков академического письма. Исследуются некоторые практические аспекты названных технологий, которые позволяют существенно улучшить точность и правильность изложения материала. ...
Добавлено: 24 апреля 2013 г.
Никитенко Е. А., Просвещение, 2013
Рабочая тетрадь (в двух частях) является неотъемлемым компонентом УМК "Английский язык" для 3 класса общеобразовательной школы, переработанного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. ...
Добавлено: 13 ноября 2016 г.
Поздеева Е. В., Стринюк С. А., В кн. : Обеспечение качества образования в современной школе в условиях реализации национальной образовательной политики. Материалы пятой краевой научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ. Вып. 3.: Пермь : НИУ ВШЭ - Пермь, 2011. С. 100-103.
Статья рассматривает практические способы инкорпорирования элементов ЕГЭ по английскому языку в учебный процесс на текущем уровне обучения. ...
Добавлено: 5 февраля 2013 г.
Горбов А. А., В кн. : Acta Slavica Estonica V. Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика XVI. Антропоцентризм в языке и речи. : Тарту : Издательство Тартуского университета, 2014. С. 127-140.
В статье рассматривается проблема целесообразности заимствования русским языком рубежа XX–XXI веков иноязычной лексики. Поиск ответа на этот вопрос предполагает уточнение лексических значений иноязычных неологизмов, вошедших в словарный состав русского языка в последние два десятилетия. Анализируются слова презентация, эксклюзивный и топ-модель, приводимые в качестве примеров, казалось бы, подтверждающих достоверность известной гипотезы о «престиже» заимствованного слова как ...
Добавлено: 23 сентября 2015 г.
Горбов А. А., Russian Linguistics 2014 Т. 38 № 1 С. 23-46
В статье на материале Национального корпуса русского языка рассматривается эволюция числовых парадигм абстрактных существительных на протяжении XX века в связи с интуитивно ощущаемым резким ростом в 1990-е гг. употребления форм множественного числа слов, ранее в таких формах не употреблявшихся. Предлагается количественный критерий оценки полноты числовой парадигмы. Детальное изучение развития парадигм существительных риск и продажа (оба ...
Добавлено: 19 сентября 2015 г.
Шиханцов А. С., Магидова И. М., М. : Издательская группа URSS, 2014
В книге описывается исследование особенностей словесного ударения, проведенное на материале современной британской публичной речи. Детальное освещение получают варианты интонационного выделения на различном количестве слогов и в разных местах высказывания. Раскрывается особая роль характерных для английской риторики «просодических фигур», основанных на словесном ударении. Каждый отдельно взятый случай рассматривается в перспективе возможности его преподавания людям, осваивающим английскую ...
Добавлено: 18 февраля 2014 г.
Антонова М. Б., М. : Изд-во РГГУ, 2021
В монографии представлен метод моделирования концептуальных оснований семантики английских имен прилагательных. Исследуются три категории прилагательных: "Ментальные характеристики человека", "Моральные качества человека" и "Характеристики внешности человека.. Как показывает исследование, свойство человеческого мышления интерпретировать мир посредством антиномий проявляется и в смыслении признака: концептуальные основания этих категорий образуются универсальными архетипическими концептуальными оппозициями (свет – тьма, жизнь – смерть, движение – покой, свой – ...
Добавлено: 4 ноября 2021 г.