?
История развития научно-исследовательской, преподавательской и общественной деятельности кафедры психологии развития МПГУ
Развитие личности. 2013. № 3. С. 21-52.
Keywords: рефлексияпреподавательская деятельностьтворчествосамосознаниепрактическая общественная деятельностьнаучно-исследовательская деятельностьфеноменология развития и бытия личностиструктурные звенья самосознаниявнутренняя позиция личностиисторически обусловленные реалии существования человекааприорная данность реалий существования для входящего в мирмеханизмы развития и бытия личностичувство личностиструктура самосознания личностисамостояние личностицелостность личности
Obukhov A., Развитие личности 2015 № 1 С. 90-129
Over the past ten years the development of scientific school “Phenomenology of personality development and existence” of V. S. Mukhina had been analyzed from a perspective of disciples. Describes the major milestones of scientific and teaching profession, the profession of a writer and social activity of V. S. Mukhina as a founder and leader of ...
Added: October 15, 2017
М. : МЭСИ, 2012
В сборнике представлены статьи, обобщающие результаты междисциплинарного изучения актуальных проблем организации и развития организационной среды в условиях современного российского общества. ...
Added: November 28, 2012
Semenov I. N., Pavlov I., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
The article presents epistemological and methodological analysis of biography and psychological and pedagogical ideas of the famous scientist-humanistician of Silver Age of the Russian culture Konstantin Ventsel. The paper provides characteristics of the philosophical and pedagogical theory of liberal education and pedagogical practice of liberal school developed by Ventsel from the point of view of ...
Added: September 12, 2017
Kharkhurin A. V., RUDN Journal of Psychology and Pedagogics 2016 Vol. 4 P. 16-28
This work presents a widely discussed topic in both bilingualism and creativity research that comes from pedagogical considerations. The research conducted by the author over the last decade has delivered a solid argument that speaking more than one language facilitates an individual’s creative capacities. The author has expanded the scope of his research and implemented ...
Added: July 20, 2019
Semenov I. N., Дюков В. М., Лаптева О. И. et al., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2016 № 1 С. 7-49
В статье на фоне истории российского человекознания и Московско- го общества психологов представлен обзор международного сотрудни- чества в рефлексивно-психологическом изучении человеческого капи- тала и психолого-педагогическом обеспечении таких его компонентов, как здоровье и образование учащихся. В связи с этим дается краткая характеристика зарождения Московского психологического общества в конце ХIХ в., освещается научная деятельность его создателя философа ...
Added: June 2, 2016
М. : Аналитика Родис, 2011
Международная коллективная монография посвящена актуальным проблемам инновационного поликультурного образования и его рефлексивно-психологического обеспечения на основе методологии проектно-исследовательского подхода к изучению и развитию возрастных особенностей мышления, рефлексии и личности учащихся. На базе взаимодействия новых областей человекознания (рефлексивно-гуманитарной психологии, рефлексивно-интегративной акмеологии, рефлексивно-деятельностной педагогики) в разделах книги анализируются социокультурные, историко-научные, теоретико-методологические, концептуально-методические, учебно-воспитательные, ресурсно-управленческие, организационно-практические аспекты развития инновационного ...
Added: November 29, 2012
Leontiev D., Osin E. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2014 Т. 11 № 4 С. 110-135
We analyze the problem of the role of reflective processes in self-regulation and explain the diversity of existing opinions by introducing a model of reflective processes that differentiates their positive (systemic reflection) and negative varieties (quasi-reflection, introspection). The model was operationalized in a new instrument, 30-item Differential Test of Reflection (DTR) with scales of systemic ...
Added: December 24, 2014
Leontiev D., Аверина А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2011 № 2(16)
The paper discusses the phenomenon of self-reflection as a philosophical issue, as an object of psychological investigation and as a characteristic of human existence. The paper is focused on the problem of ambivalence of self-reflective processes. Some studies highlight the connection of self-reflection with depression, neuroticism and pessimism while other works underline the positive role ...
Added: May 29, 2013
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 37-51
In this work the problem of learning and development of creativity with a view to the position of reflexive psychology, akmeology and pedagogics in the context of the human capital analysis in the conditions of modern society globalization is raised. The theme is urgent from the practical point of view in demand of a creative ...
Added: October 8, 2012
Obukhov A., Исследователь/Researcher 2019 № 4 С. 103-129
This article sets general principles of the realization of such format of participation in the research culture as an offcite research school. The general topos construct as a semantic model of organization of the content of the directions of research that are attached to common place is illustrated. The experience of the organization and conduction ...
Added: November 7, 2019
Orlov A. B., Щур В. Г., Вопросы психологии 1987 № 2 С. 186-187
Added: November 21, 2013
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2009 Т. 57 № 1 С. 260-271
The said article is devoted to the investigation of personality intellect attitude capable of cultural innovations. Attitudes for knowledge, understanding, interpretation, dialogue, reflection, wit and creation are taken into account in the article. The article also grounds that in its harmonious development, two-way influence and in the integrating role of the attitude for creation they ...
Added: December 6, 2012
Semenov I. N., М. : Некоммерческий Научный Фонд «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого», 2014
В книге профессора НИУ ВШЭ, Лауреата премии Президента РФ в области образования, академика АПСН, доктора психологических наук И.Н.Семенова впервые монографически изучаются проблемы развития российской психологии мышления и рефлексии в контексте взаимодействия этой инновацонной области человекознания с системодеятельностной методологией, разработанной под руководством Г.П.Щедровицкого участниками Московского методологического кружка (ММК). Идеи, принципы и технологии ММК служат методологическими средствами ...
Added: March 24, 2015
Semenov I. N., Психологический журнал 2015 Т. 36 № 6 С. 45-54
Исследуется научная деятельность двух ведущих специалистов по психологии творчества – Я.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского. Проводится сравнительный экзистенциально-психологический анализ жизненного пути этих ученых как контекста развития их научного мышления. Характеризуется значение взаимодействия Пономарева и Ярошевского для развития отечественных школ изучения творчества, мышления и рефлексии. Особое внимание уделено анализу раннего периода изучения исследователями научного творчества (в ...
Added: February 26, 2016
Obukhov A., Saveleva D. I., Исследователь/Researcher 2019 № 4 С. 12-47
On the initiative of the Moscow City Tourism Committee “The City of Discoveries” project was developed – to develop edu¬cational tourism for schoolchildren from Russian regions in Moscow as a living and developing megalopolis. This project is starting in a pilot mode at the end of 2019. The article presents the methodol¬ogy of the educational ...
Added: November 7, 2019
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 4 С. 81-97
The problem of the educational environment is in a complex analyzed for the first time from interdisciplinary positions of interaction of reflexive psychology, reflexive pedagogics, refleakmeology in methodological, historical and scientific, theoretical, methodical, organizational and practical aspects. The concept «reflexive the developing educational environment» which makes - with system of other reflexive and scientific concepts ...
Added: March 19, 2014
Semenov I. N., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова 2014 № 4
В статье анализируется творческий путь и научная, педагогическая, организационная и государственная деятельность одного из крупнейших современных российских психологов и педагогов В.Д.Шадрикова. На фоне анализа развития отечественной психологии второй половины ХХ в. и начала ХХI вв. характеризуется вклад научных трудов В.Д,Шадрикова в общую, педагогическую и психологию труда, а также в организационно-методическое обеспечение оптимизации и реформирование системы ...
Added: December 20, 2014
Semenov I. N., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Added: December 20, 2014
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 1 С. 131-148
В статье дан историко-научный анализ развития классической и современной психологии восприятия. На этом фоне анализируются методологические проблемы психологического исследования самовосприятия индивидуальности с позиций инновационной рефлексивно-гуманитарной психологии. Рефлексивно-психологическая специфика самовсприятия характеризиется результатами эмпирического исследования самосвсприятия на матеориале анализа психологии творчества – художественного (М.М.Зощенко), научного (Н.Я.Пэрна), а также предлагаются рефлетехнологии рефлексивной активизации целеобразования студентов для развития их ...
Added: June 23, 2013
Semenov I. N., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 5А С. 24-48
В статье выделяются ключевые вехи жизнетворчества крупного российского методолога и психолога Н.Г. Алексеева и линии взаимодействия с последователями, характеризуются направления развития научных трудов его и учеников. На рубеже ХХ- ХХI вв., помимо традиционного внутри- и междисциплинарного развития науки, в ней возникают инновационные трансдисциплинарные области знания. Одной из них является комплексная полифункциональная рефлексивно-деятельностная педагогическая психология. Она ...
Added: December 25, 2017
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 С. 55-69
Статья посвящена разработке моделей развития самоотношения личности на основе реконструкции и синтеза идей онтологических концепций С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили. Обосновывается, что при персонологическом преломления онтологии раскрывается мощный источник формирования и саморазвития отношения к себе. Это творческий диалог личности с «другими» и с собой, осуществляемый в единстве действенно-поступковой, рефлексивной и феноменологической практики. ...
Added: October 10, 2012
Semenov I. N., Акмеология 2016 № 4(60) С. 8-22
В статье характеризуются основные периоды жизнетворчества и научные достижения одного из крупнейших российских психологов середины ХХ в., основателя и заведующего кафедрой психологии и логики Академии общественных наук (предшественницы РАНХиГС) академика АПН РСФСР Б.М. Теплова. Он был одним из лидеров советской психологической науки 1940–1960-х гг. Акцент в статье сделан на экспликации акмеологических аспектов той части его ...
Added: January 12, 2017
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 4 С. 279-300
В статье с позиций рефлексивно-культурологического науковедения обобщается история
предметно-институционального развития советской психологии во взаимодействии с другими
науками о человеке. Анализируются и обсуждаются историко-методологические проблемы науковедческого определения понятия «советская психология», выстраивается и обосновывается
социокультурная периодизация основных этапов ее векового (досоветского, советского и
постсоветского) развития, показаны предпосылки ее зарождения в дореволюционном человекознании Серебряного века русской культуры и перспективное влияние на современное ...
Added: February 15, 2019
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 3 С. 7-24
The article analyzes the historical$scientific and philosophy$methodological prepositions for the study the reflection in the evolution of human sciences. It is differentiated the key stages and directions of the reflexive psychology of selfity and creativity, and also for the first time it is generalized its theoretical foundations for transdisciplinary interaction with related sciences and applied ...
Added: February 25, 2019