Глава
О журнальных замыслах, чуткой цензуре и повседневном быте московских цензоров: из истории раннего «Москвитянина»
В 10 томе Полного собрания сочинений и писем И.А. Гончарова публикуются отзывы, составленные писателем в продолжение своей службы в цензурных органах. В приложениях помещены списки рассмотренных Гончаровым изданий и его отзывы, сохранившиеся в списках.
"Небольшая книга о Великом Землетрясении" португальского писателя, историка и культуролога Руи Тавареша посвящена описанию и анализу последствий губительной природной катастрофы — землетрясению и моретрясению, почти полностью разрушивших 1 ноября 1755 года богатый и пышный город Лиссабон, столицу могущественной колониальной империи. По мнению автора, лиссабонское бедствие, получившее огромный международный резонанс, может рассматриваться, наряду с пожаром Рима эпохи Нерона и терактом в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, как один из дней, изменивших мир. Книга Руи Тавареша, в которой серьезность мысли счастливо сочетается с легкостью и яркостью изложения, несомненно привлечет внимание российского читателя.
На примере истории ведомственного разбирательства вокруг стихотворения Н. М. Языкова "Военная Новгородская песня 1170 года" (1825), реконструируемого с опорой на неопубликованные документы цензурного ведомства и министерста народного просвещения, выявляются особенности цензурной политики А. С. Шишкова и демонстрируется принципиальная важность его лингвистической концепции для интерпретации его деятельности в должности министра народного просвещения в 1824-1825 гг.
На основе новых архивных материалов в статье реконструируются 2 "темных" эпизода из литературной и бытовой биографии известного русского критика и поэта Аполлона Григорьева. Первый эпизод относится к концу 1840-х гг., когда Григорьев планировал обновить формат погодинского журнала "Москвитянин", а воторой - к концу 1850-х гг., когда из-за материальной нужды собирался продать фамильный дом на Малой Полянке. Также в статье Григорьеву атрибутируется ранее неизвестный обзор иностранной литературы в "Москвитянине"
В статье рассматривается цензурная история юридической газеты «Право» – влиятельного либерального издания начала XX в. Газета выходила без предварительной цензуры, однако подвергалась давлению со стороны Министерства внутренних дел, неоднократно получала предостережения за «вредное направление» и находилась под угрозой закрытия в административном порядке. На страницах «Права» публиковались критические статьи о состоянии российского законодательства, государственного управления и судебной системы, в том числе большое внимание уделялось вопросу о правовом положении печати. Редакция «Права» критиковала существовавшую в России систему цензуры за административный произвол и выступала за свободу печати на основе принципа законности. То, как складывались взаимоотношения самой газеты с цензурой, также свидетельствует о произвольном характере деятельности администрации по отношению к печати: как изначальная благосклонность цензурного начальства к газете, так и последующие цензурные взыскания носили характер усмотрения и были обусловлены субъективными факторами.
Статья посвящена истории восприятия крестовых походов в России 1830-х гг. Автор реконструирует сложный контекст одной из устных реплик П.Я. Чаадаева, дошедших до нас благодаря семейной переписке Аксаковых. В интерпретации ключевого события западной средневековой истории чаадаевская концепция («русские участвовали в крестовых походах») сталкивается с позициями московских славянофилов и конкурировавших между собой официальных историков (Погодин, Устрялов).
Во вступительной заметке к комментарию на основе введенных в научный оборот архивных свидетельств и анализа личных и ведомственных документов реконструирована история подготовки издания "Стихотворений из Северных цветов 1832 года".
В статье рассматривается становление профессиональных норм внутри сообщества университетских философов Германии. Анализируется природа громких скандалов, связанных с лишением права преподавать таких известных интеллектуалов, как Давид Фридрих Штраус (1835), Людвиг Фейербах (1836), Бруно Бауэр (1842) и Куно Фишер (1852). Демонстрируется, что социальная острота полемики была обусловлена особенностями требований к найму академических работников. К концу XIX века развитая профессиональная солидарность помогала сгладить остроту трудовых конфликтов, что, однако, не защитило академическое сообщество от идеологического давления нацистского режима.