?
Феномен одиночества и "порыв к Другому" в итальянской литературе: от неореализма до наших дней
С. 348-362.
Галатенко Ю. Н.
Статья посвящена исследованию феномена одиночества в итальянской литературе XX-XXI вв. Анализируются романы Ч. Павезе "Пока не пропоет петух" и Р. Пацци "Конклав". Приводятся теории различных западноевропейских философов: М. Бубера, Р. Салецл, Х.Ортеги-и-Гассета, Э. Фромма и др. Делается вывод, что итальянская литература XX-XXI вв. отходит от канонов классической "робинзонады" с ее конструктивным пониманием одиночества, изоляция героев в современной литературе зачастую деконструктивна и нереальна, т.е. придумана ими самими.
В книге
Вып. 5: Итальянские архивы в России - Российские архивы в Италии. , М. : РГГУ, 2013
Галатенко Ю. Н., Вестник Северного Арктического федерального университета 2017 № 2 С. 99-106
Целью данной статьи является анализ роли женщины в литературе XX столетия (в основном, на материале женской литературы Италии). Актуальность данного исследования обусловлена тем, что феминизм с точки зрения истории и социологии изучен очень широко, а с литературоведческих позиций изучен в недостаточной степени. Анализируются предпосылки и процесс становления «творческого феминизма» в Европе, а также различные его ...
Добавлено: 14 мая 2017 г.
Широканова А. А., В кн. : Медиафилософия ХI Компьютерные игры: стратегии исследования. : СПб. : Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2014. Гл. 13. С. 167-181.
Предмет данной статьи — возможность формирования личной идентичности в практиках гейминга. Философский анализ новых медиа (Кампер, Жижек) ставит под вопрос возможность интерсубъективности и поддержания диалога онлайн, где тело теряет свою многомерность, удовольствие субъекта делегируется медиа (интерпассивность), а Другой, необходимый для формирования идентичности, ускользает из ситуации коммуникации. Массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры (ММОРПГ) — особый вид новых ...
Добавлено: 26 марта 2015 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 Т. 74 № 2 С. 71-85
«Достижение себя» не является предметом систематического изучения в отечественной психологии личности. Цель данной статьи – обосновать значение его исследования в актуальном социокультурном и научно-гуманитарном контексте. «Достижение себя» понимается в данной работе как целостная, рефлексивно опосредованная реализация возможностей Я в ведущих жизненных отношениях личности. Областью исследования выступает «новая персонология», методом - персонологическая герменевтика. Предлагается рефлексивная модель ...
Добавлено: 14 сентября 2013 г.
Селин А. А., Байгушев С. В., Левин Ф. Е. и др., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP "Working Papers of Humanities". 2020. No. 197.
Добавлено: 14 декабря 2020 г.
Андреев М. Л., В кн. : История литературы Италии. Т. 2: Возрождение. Кн. 2: Чинквеченто.: М. : Институт мировой литературы (ИМЛИ) РАН, 2010. С. 5-21.
Век, известный в истории как Чинквеченто, вместил множество выдающихся художников, поэтов и писателей. В отличие от XV в., Кватроченто, когда культура Возрождения преобладала в городах Италии, Чинквеченто стал веком переходным. Искусство Возрождения уступило место маньеризму, а затем искусству барокко, доминирующему на протяжении всего XVII в. ...
Добавлено: 21 апреля 2013 г.
Гринчук Н. Л., Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация 2019 № 3
В данной статье предпринимается попытка выявить особенности системы ценностей итальянского общества после окончания Второй Мировой войны путем анализа художественного текста первых девяти произведений-лауреатов итальянской литературной премии «Стрега» (1947-1955 гг.). Гипотеза, выдвигаемая в данной статье, предполагает наличие в весьма разноплановых произведениях художественной литературы феномена возросшей важности осознанной аксиологической позиции субъекта, ощущаемой как ценность и предполагающей напряженную ...
Добавлено: 5 ноября 2019 г.
Мишура Е. С., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия 2016 № 4 С. 176-186
В статье представлены основные идеи этической философии Эмманюэля Левинаса в качестве феноменологической дескрипции отношения лицом-клицу с этическим Другим, которому довольно трудно подобрать аналоги в обыденном опыте. Цель данной статьи - показать, каким образом этичсекий опыт, описанный Левинасом, может быть обнаружен в обыденных ситуациях, которые Левинас относит к онтологии, противоположной, по его мнению, этике. С нашей ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Рябчинский Н. В., / Basic Research Programme. Серия HUM "Humanities". 2022. № 210.
Добавлено: 19 декабря 2022 г.
Мишура Е. С., Васильева Е. С., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия 2016 № 4 С. 176-186
В данной статье представлены основные идеи этической философии Эмманюэля Левинаса в качестве тонкой феноменологической дескрипции отношения лицом-к-лицу с этическим Другим, которому довольно трудно подобрать аналоги в обыденном опыте. Цель данной статьи – показать, каким образом этический опыт, описанный Левинасом, может быть обнаружен в обыденных ситуациях, которые Левинас относит к онтологии, которая, по его мнению, противоположна ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Баньковская С. П., Кильдюшов О. В., Вопросы национализма 2019 Т. 32 № 1 С. 143-161
Беседа посвящена социологическим исследованиям феномена нации и национализмов, начиная с классиков данной научной дисциплины. В первой части интервью сначала обсуждается тема связи национализма и модерна как социально-исторической эпохи. Далее затрагивается универсальный механизм социального воображения, позволяющий людям соотносить себя с другими членами своего сообщества. Затем обсуждаются функции национализма – политическая, когнитивная и др. Вторая рамочная тема ...
Добавлено: 5 декабря 2019 г.
Большухин Л. Ю., Александрова М. А., Зборник Матице српске за славистику 2024 Т. 105 № 1
В статье рассматривается стихотворение Бориса Пастернака «Любимая – жуть! Когда любит поэт…», занимающее особое место в структуре книги «Сестра моя – жизнь» и в составе ее финального раздела «Послесловье». Показано, что автор стихотворения представляет ценностную позицию, модель поведения и творческую философию влюбленного «поэта» как «другого» по отношению к лирическому «я». Этим «другим» оказывается в творческом ...
Добавлено: 24 марта 2024 г.
Малинова О. Ю., Политическая наука 2015 № 4 С. 154-169
В статье суммируются предварительные итоги дискуссий 2000–2010-х годов о феномене «другого» и связке «я» – «другой» в литературе по исследованиям международных отношений и мировой политики. Особое внимание уделяется инвентаризации аналитического инструментария эмпирических исследований феномена «друговости» – моделей, шкал и классифицирующих схем, позволяющих выделять разные модальностей формирования идентичности и диалогического включения / исключения. В заключение автор ...
Добавлено: 18 февраля 2016 г.
Румянцева М. В., Логос 2016 Т. 26 № 4 С. 151-164
Статья является изложением доклада, прочитанного на радио «Свободный Берлин» в 1983 году. Статья вышла в сборнике «Скепсис и согласие». Доклады сборника во многом являются продолжением и детализацией позиции, впервые сформулированной автором в работе «Отказ от принципиальностей». Доклад «В защиту способности к одиночеству» рассчитан на широкую аудиторию, основные оппоненты в нем не называются. Имплицитным образом, тем ...
Добавлено: 24 октября 2016 г.
Андреев М. Л., В кн. : История литературы Италии. Т. 2: Возрождение. Кн. 2: Чинквеченто.: М. : Институт мировой литературы (ИМЛИ) РАН, 2010. С. 137-156.
Термин «пастораль» (от латинского pastoralis — «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В узком смысле под П. понимается определенная конкретно-историческая разновидность пастушеской поэзии [XVI—XVII вв.]. Пастораль XVI—XVII вв. при всем разнообразии родовой принадлежности отдельных произведений этого жанра (существует П. эпическая, лирическая и драматическая) ...
Добавлено: 21 апреля 2013 г.
Павлова Е. Б., Романова Т. А., Полис. Политические исследования 2017 № 1 С. 162-176
Цель статьи – разграничить понятия нормативная сила (НС) и мягкая сила (МС) и через данную призму показать развитие отношений России и Европейского союза. В теоретической части, отталкиваясь от конструктивистского подхода, авторы различают указанные понятия на основе их взаимоотношений с Другим и приводят три положения. Первое: МС – это инструмент внешней политики, сознательного манипулирования Другим, а ...
Добавлено: 7 сентября 2017 г.
Галатенко Ю. Н., Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах 2015 № 2 С. 203-213
Статья посвящена исследованию творчества итальянской писательницы середины XX в. Э. Моранте, а именно, ее романа «Остров Артура» (1974 г.) в культурно-историческом контексте «островных» романов и романов-воспитания. Выявляются общие черты к классическими «робинзонадами» и иными романами, посвященными топосу острова. Также анализируются отличия: в образе героя, в сюжете, в восприятии острова как антиутопии. ...
Добавлено: 21 октября 2014 г.
Галатенко Ю. Н., В кн. : Романские языки и культуры: от античности до современности. VII международная научная конференция 28-29 ноября 2013 г. Сборник материалов. : М. : Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2015. Гл. 7. С. 82-93.
Эльза Моранте — итальянская писательница середины XX столетия, интересная и сложная личность. Творчество Моранте, как и ее жизнь, полны контрастов и парадоксов. Ее третий роман «La Storia» («Исто- рия») (1974) — наиболее выдающийся; это описание жизни бедной провинциальной учительницы еврейского происхождения, которой удалось выжить после Второй мировой войны. Роман «История» — это манифест Моранте, в ...
Добавлено: 26 октября 2015 г.
Галатенко Ю. Н., Вестник Череповецкого государственного университета 2014 № 8 (61) С. 91-95
Статья посвящена исследованию творчества итальянской писательницы XX в. Эльзы Моранте, связью ее творчества с европейским феминизмом. Рассматриваются четыре романа Моранте: «Ложь и чары», «Остров Артура», «История», «Арачели». Выявляется парадокс: хотя писательница не причисляла себя к феминисткам и была по духу «антифеминисткой», во всех ее романах прослеживается явная феминистская направленность. ...
Добавлено: 21 октября 2014 г.
Ямпольская А. В., В кн. : (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами. : М. : Академический проект, 2014. С. 11-17.
Предисловие к переводу статьи Э. Левинаса: краткий обзор жизни и творчества, место данной работы в его наследии, анализ данной работы, методологические принципы перевода. ...
Добавлено: 7 октября 2014 г.
Галатенко Ю. Н., В кн. : XVIII век: топосы и пейзажи. : СПб. : Алетейя, 2014. Гл. 50. С. 559-568.
Статья посвящена анализу романа итальянской писательницы середины XX века Эльзы Моранте "Остров Артура" в контексте мировых островных утопий. Сюжет и герои романа Моранте с раввниваются с классическими сюжетами мифов, литературы средневековья, а также "робинзонад" XVIII столетия, находтся сходства и различия. Делается вывод, что роман Моранте самобытен и при всей своей схожести с классическими "робинзонадами" являет ...
Добавлено: 8 октября 2014 г.
Бессмертная О. Ю., Шаги/Steps 2018 Т. 4 № 3 С. 195-212
Статья представляет собой публикацию одного из параграфов введения к неопубликованной диссертации автора (2000) с сегодняшней поясняющей преамбулой. В публикуемом тексте рассматриваются подходы к изучению представлений о Другом, а тем самым и собственно к изучению Другого, оформившиеся ко 2-й половине 1990-х гг. в постколониальной теории и особенно в «историческом (прагматическом) повороте» в контексте критики классического востоковедения ...
Добавлено: 6 октября 2018 г.
Шкапа Е. С., Новый филологический вестник 2019 № 2 (49) С. 309-319
Целью авторов статьи является привлечение внимания к современной итальянской рождественской прозе и творчеству Дино Буццати (порядка тридцати рождественских произведений входят в его творческое наследие). В статье доказывается возрождение литературного жанра рождественского рассказа в итальянской литературе после падения фашизма и окончания Второй мировой войны. На материале произведений крупнейшего итальянского писателя ХХ века авторы статьи подробно анализируют ...
Добавлено: 6 декабря 2018 г.
Михайловский А. В., Социологическое обозрение 2018 Т. 17 № 2 С. 62-86
Мартин Хайдеггер представляет собой редкий тип философа XX в., вся мысль которого строится как отрицание научного стиля размышлений и академического письма. Принципиальное значение эзотерического жеста хайдеггеровской философии заключается в том, что он не только служит ключом к пониманию всей архитектоники Полного собрания сочинений, но и позволяет заново поставить вопрос о статусе истины в ситуации современного ...
Добавлено: 11 июля 2018 г.
Ишанов С. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2020 № 1 С. 176-187
В статье представлен теоретический обзор современных исследований, посвященных феномену уединения. Производится дифференциация терминов «уединение» и «одиночество». Предлагаются три подхода к пониманию одиночества — как негативного состояния, экзистенциальной данности и комплексного переживания, которое может быть и негативным, и позитивным. А также два подхода к определению термина «уединение» — как объективной ситуации и феномена внутреннего мира личности. ...
Добавлено: 24 июля 2020 г.