Глава
Модели взаимодействия органов государственной власти и структур гражданского общества: российский опыт
Можно представить себе три варианта взаимодействия органов власти и гражданских структур: сотрудничество, отсутствие сотрудничества (игнорирование) и конфронтация. В статье рассматриваются модели взамодействия власти и общества в разные ппериоды российского общества. Предложенные восемь моделей взаимодействия органов государственной власти и НКО позволяют достаточно хорошо описать быстро меняющуюся картину современной российской публичной политики.
В книге
В настоящем издании представлены результаты социологических исследований по вопросам вовлеченности россиян в благотворительную деятельность, включая добровольческий труд и денежные пожертвования, а также по вопросам взаимоотношений государства и благотворителей в восприятии населения. Исследования проведены Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета — Высшей школы экономики в рамках мониторинга состояния гражданского общества в России.
Приведенные данные характеризуют условия развития благотворительной деятельности в России, уровень участия россиян в добровольчестве и денежных пожертвованиях, оценки россиян относительно взаимоотношений государства и жертвователей, российских и иностранных благотворительных организаций.
Книга адресована социологам, политологам, экономистам, преподавателям и студентам обществоведческих специальностей, экспертам и всем интересующимся состоянием благотворительности и развитием гражданского общества в Российской Федерации.
Настоящее издание посвящено вопросам функционирования фондов местных сообществ в России. Эмпирическую основу данной публикации составляют результаты исследования, проведенного Центромисследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета — Высшей школы экономики с целью изучения развития и функционирования ФМС в кризисных условиях. В нем раскрываются особенности фондов местных сообществ как особого типа негосударственных некоммерческих организаций, характеризуются их сотрудники и добровольные помощники (волонтеры), раскрываются проблемы стратегического планирования в ФМС, описывается коммуникативное пространство ФМС. Всесторонне анализируются вопросы взаимодействия ФМС с органами власти.
Приведенные данные позволяют оценить обеспеченность ФМС финансовыми ресурсами. В книге характеризуется влияние экономического кризиса 2008–2009 гг. на деятельность ФМС, в том числе на трансформацию их взаимоотношений с коммерческими структурами, иностранными донорами, изменение роли частных пожертвований в обеспечении финансовой устойчивости ФМС.
Книга адресована социологам,политологам, экономистам,преподавателямистудентамобществоведческих специальностей, экспертами всеминтересующимся состояниемблаготворительности и развитиемгражданского общества вРоссийской Федерации.
В работе анализируются концептуальные подходы к определению понятия «гражданское общество», разработанные в рамках философского и социологического дискурса. Выявление фундаментальных постулатов, на которых базируются различные точки зрения на изучаемый объект, проводится с целью выявления степени осведомленности историков о разработках ведущих западных и российских обществоведов по данной проблематике.
Круглый стол, посвященный проблемам развития гражданского общества в России, состоялся в конце 2011 г. Ученые рассуждают о настоящем, прошлом и будущем гражданского общества в России, дают первые оценки возросшей гражданской активности в стране.
Проблемы укрепления правопорядка и борьбы с преступностью предложены нетрадиционными методами и включают в себя разделы: 1. Государственная власть, правопорядок и борьба с преступностью как единый комплекс проблем. 2. Меры эстетического характера. 3. Меры рационалистического характера. 4. Меры ориентационного характера.
Круглый стол, посвященный проблемам развития гражданского общества в России, состоялся в конце 2011 г. В дискуссии приняли участие известные политологи, социологи, историки и философы.
Общественный контроль в качестве одного из направлений жизнедеятельности гражданского общества является важнейшей компонентой системы сдержек и противовесов, обеспечивающих стабильность работы государственной машины, создающих иммунитет от коррупции и иных злоупотреблений. Общественный контроль — не самоцель, он обязательно должен включать те или иные «инструменты влияния», способствующие принятию властных решений по исправлению выявленных недостатков. Принятие Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»стало результатом поддержки на высшем политическом уровне страны. Но принятие указанного Федерального закона — это лишь зримый шаг в многоплановом процессе внедрения общественного контроля в России. Автор считает, чрезвычайно остро стоит задача повсеместного создания системы общественного контроля на уровне местной власти, а также общественного контроля в социальной сфере, включая в первую очередь контроль учреждений социальной сферы.
Публичная политика - это деятельность, характеризующаяся системным взаимодействием государства, частного сектора, институтов гражданского общества, многообразных социальных, профессиональных групп и слоев, общественных объединений по поводу реализации личных и общественных интересов, производства, распределения и использования общественных ресурсов и благ с учетом волеизъявления народа или населения определенных территорий. По мнению автора, понимаемый так концепт публичной политики позволяет не только описать, но и оценивать степень ее развития, степень вовлеченности в процесс подготовки и принятия решений тех или иных ее акторов. С этой точки зрения рассматривается сущность понятия и его структура.