Глава
Прозрачность (открытость) межбюджетных отношений как один из способов избежать уклонения от уплаты налогов
Девятым принципом бюджетной системы Российской Федерации, установленным ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является принцип прозрачности (открытости), который ранее имел иное название: принцип гласности. Конституционный Суд РФ указывает, что финансовое регулирование, бюджетная система Российской Федерации должны отвечать требованиям открытости, прозрачности как процесса принятия органами государственной власти финансовоемких решений, так и самого использования финансовых ресурсов Российской Федерации, что способствует реализации базирующегося на принципах демократии эффективного контроля гражданского общества за финансовой деятельностью государства в лице его органов. Принцип прозрачности (открытости) предполагает обязанность одних участников бюджетного процесса предоставлять информацию гражданам и другим участникам бюджетного процесса.
В книге представлен анализ эффективности механизмов управления бюджетными процессами в интеграционных объединениях на примере Европейского Союза. В рамках анализа раскрыты основные механизмы управления бюджетной системой ЕС, распределение ролей между участниками бюджетного процесса. Особое внимание уделено проблеме использования механизма бюджетирования, ориентированного на результат в рамках управления бюджетными процессами в интеграционных объединениях. По результатам исследования автором предложен ряд рекомендаций по повышению эффективности бюджетных процессов для региональных интеграционных объединений, членом которых является Российская Федерация.
В статье рассматриваются проблема неравенства субъектов Российской Федерации и современная система межбюджетных отношений. Использование уровня минимальной бюджетной обеспеченности в качестве основного показателя в методике расчета межбюджетных трансфертов не всегда является эффективным, так как реальные отличия регионов следует рассматривать с учетом социально-экономических показателей уровня доходов и жизни населения. Кроме того, проблема высокой дотационности должна решаться нетолько на федеральном уровне. выявление ее причин показало, что нужно проводить активную политику и региональным властям. в статье содержатся предложения для федеральных и региональных властей, направленные на решение описанных проблем, и рекомендации по усовершенствованию системы межбюджетных отношений в России.
В статье анализируются организационно-правовые основы принципа прозрачности бюджетного процесса в Польше. Автор рассматривает основные инструменты, с помощью которых достигается открытость операций с публичными финансами: бюджетную классификацию, кассовое обслуживание исполнения бюджетов, бюджетный учет и отчетность. Предлагается определение понятия «прозрачность бюджетного процесса».
Понятие и основные функции бюджета. Бюджетная система и бюджетный процесс. Бюджетная классификация. Этапы формирования бюджета, цикл бюджетирования и его элементы. Основные методы бюджетирования. Методы бюджетирования ориентированного на результат и практика их внедрения в России. Обоснование бюджетных расходов. Действующие и вновь принимаемые бюджетные обязательства. Планирование новых обязательств и бюджетные ограничения. Государственное задание. Цели бюджета. Оценки эффективности бюджетных расходов и факторы их потенциальной неэффективности. Приоритеты современной российской бюджетной политики.
В основу учебного пособия положен многолетний опыт преподавания бюджетного права, а также опыт практической работы автора в Минфине России. Пособие включает в себя краткий учебный курс, задания для работы на семинарах и дома, схемы и таблицы, а также словарь терминов и основных понятий по бюджетному праву. Может служить базовым учебником для преподавания бюджетного права для студентов правовых и экономических специальностей, будет полезно аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется проблемами публичных финансов и публичного права. Данное пособие отличается использованием историко-сравнительного подхода, который позволил подытожить знания, накопленные наукой российского финансового права за ее уже почти двухсотлетнюю историю, подняться от прикладного уровня до научной объективности. Большой спектр изучаемых вопросов изложен лаконично, но без отступлений от традиционного академического стиля, что позволяет избежать упрощений и неточностей, но не мешает легкому усвоению материала. Пособие содержит фундаментальные знания по бюджетному праву, которые выдержат проверку временем. В этой связи, в частности, изучаются все базовые категории, многочисленные исторически известные формы и способы мобилизации доходов и виды расходов бюджета, принципы бюджетного права, бюджетный процесс через рассмотрение его составных частей и через полномочия участников, бюджетное устройство и бюджетный контроль и ответственность за нарушения бюджетного законодательства.