Глава
Современное европейское кино и идея культуры («прошлого»)
В работе, методологически принадлежащей к области cultural studies, проблема соотношения понятий “европейское”, “культура” и “прошлое” рассматривается применительно к европейскому кино последних 10—15 лет. Анализу подвергаются несколько кинематографических феноменов, соотносящих себя с концептом “Европа”, конструирующихся через идею культуры и обращающихся к понятию культуры “предметно” в своих задачах, образах, языках. Это модель “Арт-синема”, представляющая собой часть большого европейского “проекта культуры” и задающая “высокие образцы” интеллектуального кино; это европейское кино середины 19900х гг., создавшее идеализирующий дискурс “Прекрасной Европы” путем повышенной эстетизации объектов и сознательной работы со штампами; это общеевропейский кинематограф начала ХХI в., использующий ностальгические повествования “heritage cinema” для репрезентации европейской идентичности и утверждения культуры повседневности. Как показывает исследование, в любом варианте европейского кино понятие “прошлое” неразрывно связывается с понятием “культура” и задействуется для конструирования понятия “современность”.
В книге
2012 год стал для нашего кинематографа серьезным испытанием. Если рынок кинопоказа в целом продолжает расти и сумма кассовых сборов выросла еше на 10%, едва не достигнув уровня в 40 млрд рублей, то доля отечественного кино в этой сумме кассовых сборов продолжает снижаться и достигла уже уровня в 15,5%. Настораживает также и то, что рост кассовых сборов практически полностью вызван ростом стоимости кинобилетов, оторая достигла в прошлом году 225 рублей, а не ростом посещаемости – она выросла всего на 1,6% по отношению к прошлому году. Долей отечественных фильмов в прокате в прошлом году озаботились и продюсеры, и правительство, которое продолжает ежегодно выделять немалые средства на цели государственной поддержки отчественного кино и вправе ожидать при этом реальных результатов в прокате на территории страны. А этого не происходит и ситуация продолжает развиваться в негативном направлении. Основные тренды, замеченные нами в прошлом году, сложившиеся закономерности и неожиданные кинособытия нашли свое отражения на страницах этого ежегодника. Мы выпускаем его уже шестой год подряд, каждый раз совершенствуя качество и достоверность киностатистики. Надеемся, что этот выпуск будет полезен всем, кому не безразлична судьба современного российского кино.
В статье на примере «мемориальных исследований» рассматривается проблема междисциплинарного взаимодействия (конкуренции и сотрудничества) в современном социально-гуманитарном знании, анализируются различные аспекты теоретико-методологических дискуссий вокруг понятия «исторической памяти», оцениваются результаты развития междисциплинарных подходов и перспективы синтеза исследовательских перспектив социально-гуманитарных наук в условиях складывания новой концепции «интердисциплинарности».
The historiography of the XXIst c., which had been shaped by the influence of the so-called cultural turn, created a new field of research 'the history of historical culture'. This book presents a study of historical culture where the latter is approached through the synthesis of social, cultural and intellectual history. Intellectual phenomena have been placed in broad context of social experience, historical mentality and general intellectual processes. How did people view events (of their own lives, or of the life of their groups, but also of History) which they took part in? How did they evaluate them? How did they record and transmit information about those events while interpreting what had been seen or lived through? These questions are of great interest. Subjectivity combined with this information reflects views of a social group or of the society as a whole, but at the same time it shows cultural and historical features of its time.
Статья представляет собой исследование концепции "Вульгарное авторское кино". Автор рассматривает понятие, опираясь на историю кинематографа, на работы влиятельных кинокритиков и молодых блогеров, анализирует неоднозначное понятие "Vulgar Auteurism", теорию авторского кино и отедльные известные фильмы, которые могут быть приписаны данной категории. В тексте описывается не только сама концепция, но также обсуждаются и ее слабые стороны, которые делают идеи сторонников "вульгарного авторского кино" уязвимыми для критики.
В монографии представлен социологический, исторический и семиотический анализ знания о прошлом. Синтез этих подходов позволяет авторам развить современные представления о "смысле и значении" истории; отделить научное историческое знание от мифологического, религиозного, философского, эстетического. Согласно авторской концепции, все эти типы знания должны рассматриваться как имеющие самостоятельное значение и механизмы формирования, задающие разные способы конструирования образов прошлого.
В книге подробно анализируются основные параметры, характеризующие специфику истории как науки о прошлой социальной реальности, включая определение ее предметной области, эмпирико-теоретические основания и когнитивные функции, а также способы структурирования исторического пространства и времени.
Для историков, социологов, культурологов и всех интересующихся теорией исторического знания.
Статья посвящена анализу способов репрезентации войн прошлого в массовом кино. Рассматриваются отечественные игровые фильмы 1911-2011 гг. Для анализа используется концепт культурной памяти, разработанный Яном Ассманом, в контексте более широкой проблемы опосредования (медиатизации) событий прошлого, подлежащих запоминанию. Делаются выводы относительно потенциала так или иначе сконструированных образов «героического прошлого» для строительства национальной идентичности в разные периоды отечественной истории.