• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Университет и бизнес: «Две пары в сапоге»

С. 133-138.

Что мы имеем в виду, когда говорим о взаимодействии университета и промышленности? Что университет должен делать для промышленности? В какой момент, в форме чего университетская наука становится продуктом для предприятия? Кто в данном процессе заказчик, а кто исполнитель? Что должен делать университет для того, чтобы процесс взаимодействия был успешен? Тема взаимодействия университетов и бизнеса (промышленности) является стержневой в контексте обсуждения самого широкого круга вопросов, начиная от проблем внедрения (продаж) университетских научно-технических разработок до формирования региональных инновационных экосистем и перспектив модернизации экономики России. Перед университетами сегодня остро стоят вопросы сохранения кадров и научных школ, обновления материально-технической базы, продвижения и коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. Естественным шагом на пути к решению подобных вопросов является интеграция с промышленностью. В свою очередь, бизнес, в условиях развала отраслевой науки, фактически обречен на сотрудничество с университетами в области прикладных разработок. Наконец, это тот редкий случай, когда совместный интерес университетов и бизнеса встречает не только понимание в соответствующих властных структурах, но и вполне ощутимую поддержку, выраженную в целом ряде государственных законов и постановлений. Вместе с тем, при всей «естественности» интеграции, в процессе ее реализации на практике возникает множество вопросов и проблем. Причина большей частью кроется в том, что многими российскими университетами тесное взаимодействие с промышленностью и бизнесом не воспринимается пока как отдельное направление деятельности, наряду с образованием и наукой. Ситуацию осложняет то, что и особенности, и сами условия функционирования университета не особенно благоприятны для бизнеса. У бизнеса своя логика, и непосредственная работа с ним требует от университета не только желания, но и умения работать в жестких, подчас далеких от вузовской корпоративной этики, условиях. В статье использованы материалы, полученные в результате подготовки кейсов по инновационной инфраструктуре Нижегородского государственного университета им. Н.И Лобачевского и Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.